Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в осенний лес. Согласны? Тогда закройте глаза, представьте себе, что вы идете по осеннему лесу. Идёте не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышите свежим воздухом, разглядываете разноцветные листья. Откройте глаза, посмотрите на доску. Что видите? - Это дерево знаний. Итак, мы пошли в поход, конечно же, не в настоящий, а в поход за знаниями. А это гораздо сложнее! - Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку. Хорошо! Я считаю, что у нас всё получится и в конце урока наше дерево преобразится. | Дети приветствуют учителя «Дерево знаний» (ожиданий) - Дерево без листочков (На доске прикреплено дерево, нарисованное на ватмане, без листочков.) Учащиеся поднимают руки | Развитие «Я - концепции». Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
|
2) этап актуализации и пробного учебного действия | - Чтобы отправиться в путешествие, необходимо записать слова с пропущенными буквами. (на доске слова: м_нута, об_жается, хр_зантема, п_хучий, м_лина, с_леный) - Ребята, где находятся пропущенные орфограммы? - А теперь давайте запишем эти слова, распределив их в два столбика. По какому принципу их можно разделить? (учитель в слабом классе может напомнить, что в слове С_ЛЕНЫЙ гласная проверяется ударением, а в слове М_ЛИНА не проверяется, это словарное слово. - по нашей записи сделаем вывод - Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке? - А чему мы должны будем научиться? - а если мы не знаем, как проверить безударную гласную в корне, куда можно обратиться? Как называется такой словарь? Рассмотрим схему на стр. 63 учебника, выделенную розовым цветом. - Какие из перечисленных в ней правил вы уже знаете? А какие еще не изучили? | - в корне слова Ученики по одному выходят к доске и вставляют пропущенные буквы, выделяя корень и ставя ударение в словах Ученики записывают слова, распределяя их на группы и обозначают орфограмму. - в одних словах безударные гласные в корне проверяются ударением, а в других нет, их нужно запомнить. - о безударных гласных в корне слова - находить орфограмму в тексте и проверять ее - Орфографический (если дети не знают, учитель называет словарь и показывает его в классе, при этом объясняя, как нужно им пользоваться. Ученики рассматривают схему и выбирают последний столбец: с чередующимися гласными в корне они еще не знакомы | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Поиск разнообразных способов решения задач. Формулирование проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи. Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач. |
3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Ребята, что мы должны сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова? - как мы будет это делать? (можно подсказать, что есть два способа проверки) Пользуясь образцом рассуждения на стр. 63-64 учебника, выполните устно упр. 134 Хр_брец – это … человек. Упр. 135 выполните письменно, выбирая из скобок то слово, которое для данного слова является проверочным, затем обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга | - подобрать слово, в котором эта гласная будет стоять под ударением. - подобрав однокоренное слово - изменив слово по числам, например, (В_ДА – ВОДЫ) Учащиеся, пользуясь образцом, устно по цепочке выполняют упражнение Учащиеся выполняют упражнение, затем обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга. Выбор слов из скобок затем обсуждается в классе | Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы.
Структурирование знаний. Использование речи для регуляции своего действия. |
4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | - А теперь мы с вами разделимся на команды, и вы будете находиться в лесу одни. Помните правило и не делайте ошибок на своем пути. | Самостоятельная работа по группам, можно по рядам (10 минут) 1 группа учащихся работает индивидуально с тестовым материалом. 2 группа - распределяет слова по видам орфограмм в корне (карточки) 3 группа – ищет ошибки в тексте (текст на интерактивной доске) | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Структурирование знаний. Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы/ |
| Физкультминутка. «Успокоение» Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения. Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного! | | |
5) этап включения в систему знаний и повторения | Учитель проводит с учащимися игру «Ты – мне, Я – тебе»: бросает мяч, называя слово с орфограммой, о которой говорилось на уроке. | Учащиеся определяют, проверяемая или непроверяемая гласная в корне и в ответ называют либо проверочное слово, либо указывают, что оно словарное, т.е. гласная в корне не проверяется | Развитие «Я концепции» Владение диалогической формой речи/ Писк разнообразных способов решения задач Структурирование знания |
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке | - Вот и подходит к концу наше с вами путешествие в осенний лес. Обратите внимание, каждый раз входя в лес, вы будто заново открываете его красоту. Так и в учебе. Ваше желание чему-то научиться открывает для вас новые горизонты. А теперь настало время оживить наше дерево. Оцените свою работу та уроке: выберите листочек подходящего цвета и напишите на нем, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет. - Посмотрите, какое пышное деревце у нас получилось! Это действительно Дерево Знаний, и оживить его нам удалось с помощью вашей работы на уроке. - Итак, мы сегодня повторили и закрепили знания о правописании безударных гласных в корне. Где можно применить ваши знания? - На самом деле, ребята, эту орфограмму можно встретить в любом тексте, так что надолго мы с ней прощаться не будет. Домашнее задание: упр. 135 или 137. | Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирая листочки соответствующего цвета и затем прикрепляя их к веткам дерева. (На краю стола каждого ученика прикреплены листочки трех цветов: желтые, зеленые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Зеленые (Мне понравилось, что…) Желтые (Я узнал, что… Красные (Было скучно, неинтересно) Ответы могут быть такими: - при работе с текстом - при написании сочинения и т.д. Записывают домашнее задание | Развитие «Я- концепции» Самооценка личности
|
5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.
Задание на распознавание видов орфограмм (на карточке).
Безударные проверяемые гласные в корне Безударные непроверяемые гласные в корне
Найдите ошибки в диктанте одного из учеников (на карточке или проецируется на экране) Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.
Найдите ошибки в диктанте одного из учеников (на карточке или проецируется на экране) Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.