kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание З и С на конце приставок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на-з - и -с-.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание З и С на конце приставок»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ






Урок русского языка

в 5 классе

«Правописание З и С на конце приставок»



















Тема: Правописание З и С на конце приставок.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на –з и –с.

Задачи:

  • формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

  • формировать умение правильно писать слова с приставками, оканчивающимися на –з и –с, графически обозначать условия выбора написания приставки;

  • развивать мыслительные процессы, память, внимание;

  • развитие культуры человеческих отношений.

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009.

Оборудование: доска, компьютер, экран и мультимедийный проектор или интерактивная доска, карточки с заданиями, карточки с кроссвордами.
















Ход урока


Этапы урока

Задачи этапа

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент



Психологический настрой на работу на уроке.

2

Придумано кем-то

просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро—солнцу и птицам!

Доброе утро—детским лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера

Чтобы работа ладилась,и у всех было хорошее настроение, поздороваемся и пожелаем всем добра.


У учащихся создаётся положительный эмоциональный настрой на работу на уроке. Они мобилизуют свои память и внимание.

Актуализация знаний.

Повторение пройденного





Повторить материал, пройденный на предыдущем уроке, выяснить проблемы, которые возникли у учащихся при изучении темы.


















Откройте свои тетради и запишите «Двенадцатое февраля. Классная работа». К нам пришло письмо. Но, к сожалению, текст не понятен. Попробуем составить его.

Азбука улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Как вы понимаете выражение азбука города? Я пригласила дорожные знаки к нам на урок, но оказалось, что их держит взаперти Аварийкин.

На экране появляются знаки за забором.

Давайте отправимся на помощь Дорожным знакам. Ведь они наши друзья.

Если речь зашла о друзьях, вспомним некоторые пословицы и поговорки о дружбе.

Дружба — великая сила.
Друг познаётся в беде.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Назвался другом — помогай в беде..
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, коли друга нет..
Нет друга — ищи, а нашел — береги..
Сам пропадай, а товарища выручай.
Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь
. Для чего нужны дорожные знаки человеку? А правила русского языка?
Отправляемся на помощь дорожным знакам.

(едет машина-путеводитель)

Аварийкин: Зачем им знания о дорожных знаках, если они не знают правила русского языка. Докажем обратное Аварийкину.

И первое задание наше такое. И оно связано с правилом написания русского языка.

Ребята, давайте понаблюдаем за поведением приставок, оканчивающихся на –з и –с, и попробуем понять, по какой причине они «меняют свою внешность». Взгляните на доску.

безграничный – бескрайний

разбросать – распустить

известить – испортить

вздыхать – вспомнить

возместить – восхождение

низвергать – ниспадать

От каких условий зависит написание –з, -с в приставках? Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с? (Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)Мысль верна, но над речевым оформлением ее мы поработаем на следующем этапе урока.

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание З и С на конце приставок)

Запишите тему урока в свои тетради.

Кто мне скажет, над чем мы будем работать на уроке? Попробуйте сформулировать цель и задачи сегодняшнего урока. (Цель: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и -с. Задачи: научиться определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок; научиться правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания приставки).

А также сегодня вам предстоит работать над развитием своей речи, памяти и внимания. А что же наши знаки? Неужели Аварийкин обманул? Мы же справились с заданием.

Знак «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД» Правильно, молодцы ребята. За свое спасение я хочу вас отблагодарить и рассказать о себе.

Наклейте, ребята, этот знак у себя на карточке. Нужно спешить на помощь другим знакам.

Задание 2 Откройте учебник на странице 174 (30). Прочитайте вслух правило. Правильно вы сформулировали правило о правописания приставок на –з и –с?

Чтобы не ошибиться в написании слов, давайте составим алгоритм действий при написании слов с приставками на –з и –с. Посмотрите на доску, вопросы алгоритма уже записаны, расположите их в правильной последовательности, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?

При составлении алгоритма я прошу вас работать в паре и помогать друг другу.

  1. Выдели в слове приставку.

  2. Посмотри на букву согласного после приставки.

  3. Глухой согласный 3. Звонкий согласный


В приставке пиши букву С В приставке пиши букву

Вывести на экран алгоритм.Спишите алгоритм.

Освобождается второй знак «ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО»А как же другие знаки, их тоже нужно спасать.

Третье задание. Обратимся к упражнению 423 на стр. Прочитайте вслух задание. Давайте выполним это упражнение устно.

Освобождается знак «ДЕТИ» и рассказывает о себе.

Физминутка

Четвертое задание

Перед нами фрагмент лингвистической сказки. Лингвистическая сказка отличается от других тем, что в ней главными героями выступают не волшебники, маги и чародеи, а лингвистические понятия. Вот с этими героями вы сейчас и познакомитесь. Прочитать сказку и задать вопрос: Какие приставки дружили с глухими согласными? Запишим их в тетрадь.

Освобождается знак «Движение на велосипеде запрещено».

Пятое задание

Анализ текста. Замените ключевые слова синонимами с приставками на –З, -С.

Что такое синонимы?

Дима и Рома - друзья. Однажды они пошли на площадку. Надо было переходить дорогу. Дима посмотрел налево. Ехала машина. Он решил подождать. А Рома махнул рукой и беспечно побежал. Дорога была скользкая. Рома поскользнулся и упал. Водитель с трудом остановил машину. Рома остался жив. Он только ушиб ногу и сильно испугался. Этот случай научил Рому соблюдать правила дорожного движения.

О чем эта история? Эта история учит нас соблюдать правила дорожного движения.

Какое слово в этом тексте является определяющим неправильное поведение Ромы? Подберем синонимы к этому слову. Если бы Рома не был беспечным, то ему бы не пришлось испытать страх за собственную жизнь. Каким словом в тексте можно заменить фразеологизм испытать страх? (ИСПУГАЛСЯ). Подберем синонимы к слову испугался. Какое орфографическое правило объединяет эти ключевые слова? Освобождается знак «ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА».

Хорошо запомнили это правило. Но и следующее правило запомните навсегда и соблюдайте его. Вот и спасенные знаки.Танец дорожных знаков.











Подведение итогов.



Подвести итоги урока, выяснить степень усвоения учащимися материала.

4





























































Мне очень хочется узнать, как, по вашему мнению, вы работали на уроке и как себя чувствовали. Закройте глаза и вспомните все моменты нашего занятия. Откройте глаза и посмотрите на карточку. Перед вами светофор. Надо его оживить. Но только одним цветом.

Красный круг ,который говорит о том, что вы не поняли новый материал и плохо работали на уроке. Зелёный круг обозначает активную работу на уроке, вы поняли новый материал. Желтый круг символизируют вашу пассивность на занятии: не проявляли активность. Мысленно определите для себя, какой круг вы выберете.

А теперь взгляните на светофор и оживите его.

Подведём итог нашего урока. Вспомним, какие цели и задачи мы перед собой ставили. (Цель и задачи на экране.) Достигли мы цель и выполнили задачи?

Чему вы научились на этом уроке?

Д.З. Кроссворд.

Изучить памятку «Правила дорожного движения»











Дети

Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимательней, шофер!
Рядом садик, школьный двор.

"ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД"
Знает маленький народ
Пешеходный переход-
Знак в полоску белую,
Здесь шагаю смело я!

Движение пешеходов запрещено

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"


«ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДАХ ЗАПРЕЩЕНО»
 В день рожденья подарили
Скоростной велосипед
Научили, объяснили
Ездить там, где знака нет.

.







Список использованной литературы


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009.

  2. Гергель И.Г. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

  3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2012.

  4. Пташкина В.В. и др. Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы: игры со словами, разработки уроков – Волгоград: Учитель, 2009.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание З и С на конце приставок

Автор: Филиппова Татьяна Геннадьевна

Дата: 18.10.2020

Номер свидетельства: 560351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка  урока и презентация по теме  " Правописание З-С на конце приставок" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-pravopisaniie-z-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "104293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402681466"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме "Буквы З и С на конце приставок" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "229494"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441741366"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Правописание букв з и с на конце приставок "
    ["seo_title"] => string(45) "pravopisaniie-bukv-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "216732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433135011"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по русскому языку на тему: «Буквы з - с на конце приставок»."
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_bukvy_z_s_na_kontsie_pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "342554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473183759"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Правописание согласных з и с на конце приставок"
    ["seo_title"] => string(52) "pravopisaniie_soghlasnykh_z_i_s_na_kontsie_pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "374265"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482972998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства