Откройте свои тетради и запишите «Двенадцатое февраля. Классная работа». К нам пришло письмо. Но, к сожалению, текст не понятен. Попробуем составить его. Азбука улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда! Как вы понимаете выражение азбука города? Я пригласила дорожные знаки к нам на урок, но оказалось, что их держит взаперти Аварийкин. На экране появляются знаки за забором. Давайте отправимся на помощь Дорожным знакам. Ведь они наши друзья. Если речь зашла о друзьях, вспомним некоторые пословицы и поговорки о дружбе. Дружба — великая сила. Друг познаётся в беде. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Назвался другом — помогай в беде.. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не мил и свет, коли друга нет.. Нет друга — ищи, а нашел — береги.. Сам пропадай, а товарища выручай. Дружба — как стекло, разобьёшь – не склеишь. Для чего нужны дорожные знаки человеку? А правила русского языка? Отправляемся на помощь дорожным знакам. (едет машина-путеводитель) Аварийкин: Зачем им знания о дорожных знаках, если они не знают правила русского языка. Докажем обратное Аварийкину. И первое задание наше такое. И оно связано с правилом написания русского языка. Ребята, давайте понаблюдаем за поведением приставок, оканчивающихся на –з и –с, и попробуем понять, по какой причине они «меняют свою внешность». Взгляните на доску. безграничный – бескрайний разбросать – распустить известить – испортить вздыхать – вспомнить возместить – восхождение низвергать – ниспадать От каких условий зависит написание –з, -с в приставках? Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с? (Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)Мысль верна, но над речевым оформлением ее мы поработаем на следующем этапе урока. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание З и С на конце приставок) Запишите тему урока в свои тетради. Кто мне скажет, над чем мы будем работать на уроке? Попробуйте сформулировать цель и задачи сегодняшнего урока. (Цель: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и -с. Задачи: научиться определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок; научиться правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора написания приставки). А также сегодня вам предстоит работать над развитием своей речи, памяти и внимания. А что же наши знаки? Неужели Аварийкин обманул? Мы же справились с заданием. Знак «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД» Правильно, молодцы ребята. За свое спасение я хочу вас отблагодарить и рассказать о себе. Наклейте, ребята, этот знак у себя на карточке. Нужно спешить на помощь другим знакам. Задание 2 Откройте учебник на странице 174 (30). Прочитайте вслух правило. Правильно вы сформулировали правило о правописания приставок на –з и –с? Чтобы не ошибиться в написании слов, давайте составим алгоритм действий при написании слов с приставками на –з и –с. Посмотрите на доску, вопросы алгоритма уже записаны, расположите их в правильной последовательности, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок? При составлении алгоритма я прошу вас работать в паре и помогать друг другу. Выдели в слове приставку. Посмотри на букву согласного после приставки. Глухой согласный 3. Звонкий согласный В приставке пиши букву С В приставке пиши букву Вывести на экран алгоритм.Спишите алгоритм. Освобождается второй знак «ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО»А как же другие знаки, их тоже нужно спасать. Третье задание. Обратимся к упражнению 423 на стр. Прочитайте вслух задание. Давайте выполним это упражнение устно. Освобождается знак «ДЕТИ» и рассказывает о себе. Физминутка Четвертое задание Перед нами фрагмент лингвистической сказки. Лингвистическая сказка отличается от других тем, что в ней главными героями выступают не волшебники, маги и чародеи, а лингвистические понятия. Вот с этими героями вы сейчас и познакомитесь. Прочитать сказку и задать вопрос: Какие приставки дружили с глухими согласными? Запишим их в тетрадь. Освобождается знак «Движение на велосипеде запрещено». Пятое задание Анализ текста. Замените ключевые слова синонимами с приставками на –З, -С. Что такое синонимы? Дима и Рома - друзья. Однажды они пошли на площадку. Надо было переходить дорогу. Дима посмотрел налево. Ехала машина. Он решил подождать. А Рома махнул рукой и беспечно побежал. Дорога была скользкая. Рома поскользнулся и упал. Водитель с трудом остановил машину. Рома остался жив. Он только ушиб ногу и сильно испугался. Этот случай научил Рому соблюдать правила дорожного движения. О чем эта история? Эта история учит нас соблюдать правила дорожного движения. Какое слово в этом тексте является определяющим неправильное поведение Ромы? Подберем синонимы к этому слову. Если бы Рома не был беспечным, то ему бы не пришлось испытать страх за собственную жизнь. Каким словом в тексте можно заменить фразеологизм испытать страх? (ИСПУГАЛСЯ). Подберем синонимы к слову испугался. Какое орфографическое правило объединяет эти ключевые слова? Освобождается знак «ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА». Хорошо запомнили это правило. Но и следующее правило запомните навсегда и соблюдайте его. Вот и спасенные знаки.Танец дорожных знаков. |