1.опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
4. выводит алгоритм действия.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | ПОР |
I.Организационный момент. | – Добрый день! Начинаем наш урок. Проверьте всё ли у вас к уроку готово? Ребята, у вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах. | Подготовка класса к работе. Лист самооценки | |
II.Постановка учебной задачи | 1. Практическая работа. Задание: Прочитайте эпиграф к уроку Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р. Декарт. Вводная беседа: - Что хотел сказать нам автор? - Согласны ли вы с мнением автора, почему? - Почему эти слова я выбрала в качестве эпиграфа к нашему уроку? Какие ситуации в жизни подтверждают убедительность данного высказывания? Молодцы, я согласна с вами. Надеюсь, что вы воплотите ваши знания в жизни. 2.Актуализация знаний - Предлагаю вопросы, которые помогут узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Глагол» Деформированный текст А. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ……………. Называется…………….. Б. В предложении глагол обычно бывает ……… и согласуется с …………….. В. В прошедшем времени глаголы изменяются по ……(числам), а в (единственном)……… числе по (родам) ……. . Г. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ………..(числам и лицам) - Итак, какая часть речи будет сегодня на уроке главным действующим лицом? - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Отступите строчку для темы урока, ее мы запишем позднее. Практическая работа. Задание. Прочитайте слова и определите, какая орфограмма их объединяет? (написание Ь в словах после шипящих) Рож…, колюч…, стрич…, ключ…, (много) луж…, мыш…, увлеч…ся, тиш…, (пара) галош…, нож…, малыш…, могуч.. *1 вариант – Запишет те слова, в которых нужен Ь *2 вариант - Запишет те слова, в которых не нужен Ь - Какую орфограмму повторили? - С какой целью мы выполнили это задание? Оцените себя в листе самооценки. - Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания. Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке) | 1 ученик Фронтально Работа в парах На бумажном носителе Оценивание себя в листе самооценки Работа в тетради по вариантам Фронтальная проверка Размышляют, предполагают, анализируют | активно включается в выполнение всех заданий ПУД-8: выделяет основную мысль в тексте, формулирует выводы ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя знания (умения) РУД-8: умение осуществлять самоконтроль, самооценку учебной и познавательной деятельности. |
| Внимание на экран: Подумай! ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? - Какой частью речи являются данные слова? (Глаголы) - Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.) - Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак и почему) - Сформулируйте ТЕМУ НАШЕГО УРОКА? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) ЦЕЛЬ: Чему нам необходимо научиться? (Выяснить пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.) Где можно использовать эти знания? ( контрольная работа, ВПР. ОГЭ. ЕГЭ) -Какие задачи необходимо решить? Сформулируйте их по опорным словам: У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – учиться правильно, писать Ь после шипящих в глаголах Р- развивать ….Что будем развивать? -будем развивать внимание и орфографическую зоркость О- объяснить …..Что будем объяснять?-написание слов К- контролировать…..Что будем контролировать?-ответы товарищей Главный вопрос урока - Как можно сформулировать главный вопрос урока? Где можно использовать эти знания? ( контрольная работа, ВПР. ОГЭ. ЕГЭ) | Дети делают выводы. Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно. | РУД -1: на основе анализа своего знания и незнания формулирует цель и учебные задачи урока КУД- 1:выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками РУД-2: умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности РУД-3: планирует предстоящую деятельность |
III.Изучение нового материала | - Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме? (интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике). - Из этих источников мы получим информацию в готовом виде. – Но, можно самим вывести правило. – Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.) - Предлагаю вам провести наблюдение. Для этого можно взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков. - Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.) Работа в парах. Игра «Собери пословицу». - Каждой паре нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь. Найти глаголы 2 л. ед.ч. с шипящим на конце и сделать вывод о написании этих глаголов. 1. Что посеешь, то и пожнешь. 2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 3. Тише едешь – дальше будешь. 4. Шила в мешке не утаишь. 5. Поспешишь, людей насмешишь. 6. С кем поведешься, от того и наберешься. - Какой частью речи являются выделенные слова? (Глаголы) - В какой форме употреблены данные глаголы. (В форме 2 лица ед. числа) - Обсудите, что общего в написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа. (Пишется Ь) - Как бы вы сформулировали это правило? (В глаголах 2 лица единственного числа после шипящей в окончаниях пишется мягкий знак). - Теперь возвращаемся к слайду ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? Что заменит ? на конце данных глаголов? Почему? -Какую роль выполняет Ь знак в этих глаголах? – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 46. Прочитайте сведения о языке. - Сравните своё определение с тем, которое официально принято в науке. -На какой вопрос мы с вами ответили ? Что мы теперь знаем об этом | Обучающиеся работают в парах Карточки с пословицами Проверка по эталону на слайде -На доске появляется запись-алгоритм (таблица): Глагол 2 лицо Ед. число В окончаниях После шипящей Ь знак Работа по учебнику. Самооценка | ПУД-7:умение проводить наблюдение и эксперимент ПУД-5: умение строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы |
V. Физминутка | - Так как сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. - Выполняйте то, что я говорю. Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место. - Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки. - Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.) | Выполняют команды учителя. | |
IV. Применение новых знаний | Практическая работа. Задание: Индивидуальная работа над предложением. - Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2.. Прочитайте предложение. (Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.) - В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1-го лица ед. числа). Определите грамматическую основу предложения. Объясните знаки препинания в предложении. - Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение. Как справились с заданием? Почему? Что помогло вам справиться с заданием? Какими знаниями вы руководствовались? (Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.) Задание: Составьте алгоритм действий, которым необходимо пользоваться при написании ь знака в глаголах после шипящих. Шаг 1. …. Шаг 2. … Шаг 3. … | Обучающиеся вместе с учителем, применяя правило, изменяют глаголы на глаголы 2 -го л. ед. ч. Ответы обучающихся: На доске появляется запись-алгоритм (таблица): Глагол 2 лицо Ед. число В окончаниях После шипящей Ь знак Проверка по слайду | ЛР-2:активно включается в выполнние всех заданий ПУД 1.6: составляет алгоритм определения. понятия. ПУД-6.3 выводит алгоритм действия. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практическая работа. Творческое задание Задание: Найти ошибки, допущенные учащимися в выполнении работы. Выполните задание правильно. Постучишь, промолчьиш, зашешь, тишь, помощь, режешь, пилиш, тушь, дрож, дочь, снять, стереч. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | ПУД-7.5 выполняет действия по проведению наблюдения и эксперимента самостоятельно по алгоритму |
VIII. Рефлексия деятельности (Итог урока) | 1) - Давайте подведем итог урока. - Какой был главный вопрос урока? Почему он возник? (Пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.) Как сейчас вы ответите на него? Что изменилось? (Да, мы теперь знаем, что Ь пишется после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.) На какие свои вопросы вы получили ответ? Что вызвало у вас самую большую трудность и почему? Над чем следует поработать дома? Д/Задание Стр.50 упр.№340 Какую отметку (оценку) за урок вы бы себе поставили, почему? 2) - Предлагаю вам поиграть в игру “Верно – неверно”. Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте “плюс”, если не согласны – ставьте “минус”. 1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы. 2. В словах туч, калош, свеч не пишется мягкий знак, так как это существительные множественного числа. 3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак. 4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа. 5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода. – Внимание, ключ к заданию. - Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки. - Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока. 4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо 3.7-4.4 ты хорошо потрудился 3-3.6 старайся работать лучше - Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно? - Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Проверьте себя: 1+ 2+ 3- 4+ 5- | РУД-2: проводит рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке. ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя знания (умения). |
Ф.И. ученика________________________________________________