kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок технологии развивающего обучения. Соответствует  требованиям ФГОС.Открытый урок  на окружном семинаре по программе "500+"

Просмотр содержимого документа
«Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.»


Паспорт урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

Учитель: Киселёва Евдокия Николаевна

Образовательная цель: формирование навыка написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числ

Планируемые образовательные результаты. По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1

ЛР-2


ПУД-1.6

ПУД-5

ПУД-6.3

ПУД-7

ПУД-7.5

ПУД-8


РУД-1

РУД-2

РУД-3

РУД-8


КУД-1


Программные требования к образовательным результатам раздела «Грамматические признаки глагола»:

1.опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

а) ученик научится правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа, повторит правописание Ь в других частях речи.


Программое содержание: самостоятельная часть речи «Глагол»


План изучения учебного материала:



1.узнаёт понятие, соотносит понятие и определение;

2.выделяет существенные признаки, выводит определение понятия;

3.выполняет действия по проведению наблюдения самостоятельно;


4. выводит алгоритм действия.


Основные понятия:

Грамматические признаки глагола, правописание глагола


Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Технология: развивающего обучения

Оборудование: учебник- 5 класс. Автор: Ладыженская , Тростенцова, Дейкина. –М.,2019,раздаточный материал,презентация.


Технологическая карта урока


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

ПОР


I.Организационный момент.

– Добрый день! Начинаем наш урок. Проверьте всё ли у вас к уроку готово? Ребята, у вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.


Подготовка класса к работе.




Лист самооценки


II.Постановка учебной задачи

1. Практическая работа. Задание: Прочитайте эпиграф к уроку


Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.

Р. Декарт.

Вводная беседа:

- Что хотел сказать нам автор?

- Согласны ли вы с мнением автора, почему?

- Почему эти слова я выбрала в качестве эпиграфа к нашему уроку?

Какие ситуации в жизни подтверждают убедительность данного высказывания?

Молодцы, я согласна с вами. Надеюсь, что вы воплотите ваши знания в жизни.

2.Актуализация знаний

- Предлагаю вопросы, которые помогут узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Глагол»

Деформированный текст

А. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ……………. Называется……………..

Б. В предложении глагол обычно бывает ……… и согласуется с ……………..

В. В прошедшем времени глаголы изменяются по ……(числам), а в (единственном)……… числе по (родам) ……. .

Г. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ………..(числам и лицам)

- Итак, какая часть речи будет сегодня на уроке главным действующим лицом?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Отступите строчку для темы урока, ее мы запишем позднее.

Практическая работа. Задание.

Прочитайте слова и определите, какая орфограмма их объединяет? (написание Ь в словах после шипящих)

Рож…, колюч…, стрич…, ключ…, (много) луж…, мыш…, увлеч…ся, тиш…, (пара) галош…, нож…, малыш…, могуч..

*1 вариант – Запишет те слова, в которых нужен Ь

*2 вариант - Запишет те слова, в которых не нужен Ь

- Какую орфограмму повторили?


- С какой целью мы выполнили это задание? Оцените себя в листе самооценки.

- Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания. Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)




1 ученик






Фронтально












Работа в парах

На бумажном носителе
















Оценивание себя в листе самооценки











Работа в тетради по вариантам





Фронтальная проверка


Размышляют, предполагают,

анализируют


активно включается в выполнение всех заданий

ПУД-8: выделяет основную мысль в тексте, формулирует выводы

ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя знания (умения)

















РУД-8: умение осуществлять самоконтроль, самооценку учебной и познавательной деятельности.






















Внимание на экран: Подумай! ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ?

- Какой частью речи являются данные слова? (Глаголы)

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак и почему)

- Сформулируйте ТЕМУ НАШЕГО УРОКА? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов)

ЦЕЛЬ: Чему нам необходимо научиться?

(Выяснить пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.)

Где можно использовать эти знания? ( контрольная работа, ВПР. ОГЭ. ЕГЭ)

-Какие задачи необходимо решить? Сформулируйте их по опорным словам:

У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – учиться правильно, писать Ь после шипящих в глаголах

Р- развивать ….Что будем развивать? -будем развивать внимание и орфографическую зоркость

О- объяснить …..Что будем объяснять?-написание слов

К- контролировать…..Что будем контролировать?-ответы товарищей


Главный вопрос урока

- Как можно сформулировать главный вопрос урока?

Где можно использовать эти знания? ( контрольная работа, ВПР. ОГЭ. ЕГЭ)













Дети делают выводы.





Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.











РУД -1: на основе анализа своего знания и незнания формулирует цель и учебные задачи урока





КУД- 1:выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками


РУД-2: умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности




РУД-3: планирует предстоящую деятельность








III.Изучение нового материала

- Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?

(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).

- Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.

– Но, можно самим вывести правило.

– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)

- Предлагаю вам провести наблюдение. Для этого можно взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

- Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

Работа в парах. Игра «Собери пословицу».

- Каждой паре нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь. Найти глаголы 2 л. ед.ч. с шипящим на конце и сделать вывод о написании этих глаголов.

1. Что посеешь, то и пожнешь.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3. Тише едешь – дальше будешь.

4. Шила в мешке не утаишь.

5. Поспешишь, людей насмешишь.

6. С кем поведешься, от того и наберешься.

- Какой частью речи являются выделенные слова? (Глаголы)

- В какой форме употреблены данные глаголы. (В форме 2 лица ед. числа)

- Обсудите, что общего в написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа. (Пишется Ь)

- Как бы вы сформулировали это правило? (В глаголах 2 лица единственного числа после шипящей в окончаниях пишется мягкий знак).

- Теперь возвращаемся к слайду ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? Что заменит ? на конце данных глаголов? Почему?

-Какую роль выполняет Ь знак в этих глаголах?

– Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 46. Прочитайте сведения о языке.

- Сравните своё определение с тем, которое официально принято в науке.

-На какой вопрос мы с вами ответили ? Что мы теперь знаем об этом











Обучающиеся работают в парах

Карточки с пословицами



Проверка по эталону на слайде










-На доске появляется запись-алгоритм (таблица):

Глагол

2 лицо

Ед. число

В окончаниях

После шипящей

Ь знак

Работа по учебнику.

Самооценка



ПУД-7:умение проводить наблюдение и эксперимент

























ПУД-5: умение строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы





V. Физминутка

- Так как сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

- Выполняйте то, что я говорю.

Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

- Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)


Выполняют команды учителя.


IV. Применение новых знаний

Практическая работа. Задание:

Индивидуальная работа над предложением.

- Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2.. Прочитайте предложение.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1-го лица ед. числа).

Определите грамматическую основу предложения. Объясните знаки препинания в предложении.

- Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение.

Как справились с заданием? Почему? Что помогло вам справиться с заданием? Какими знаниями вы руководствовались?

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)

Задание: Составьте алгоритм действий, которым необходимо пользоваться при написании ь знака в глаголах после шипящих.

Шаг 1. ….

Шаг 2. …

Шаг 3. …










Обучающиеся вместе с учителем, применяя правило, изменяют глаголы на глаголы 2 -го л. ед. ч.








Ответы обучающихся:


На доске появляется запись-алгоритм (таблица):

Глагол

2 лицо

Ед. число

В окончаниях

После шипящей

Ь знак

Проверка по слайду



ЛР-2:активно включается в выполнние всех заданий























ПУД 1.6: составляет алгоритм определения. понятия.


ПУД-6.3 выводит алгоритм действия.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практическая работа. Творческое задание

Задание: Найти ошибки, допущенные учащимися в выполнении работы. Выполните задание правильно.

Постучишь, промолчьиш, зашешь, тишь, помощь, режешь, пилиш, тушь, дрож, дочь, снять, стереч.


Самостоятельная работа.


Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.


ПУД-7.5 выполняет действия по проведению наблюдения и эксперимента самостоятельно по алгоритму






VIII. Рефлексия деятельности

(Итог урока)

1) - Давайте подведем итог урока.

- Какой был главный вопрос урока? Почему он возник? (Пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

Как сейчас вы ответите на него? Что изменилось? (Да, мы теперь знаем, что Ь пишется после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

На какие свои вопросы вы получили ответ?

Что вызвало у вас самую большую трудность и почему?

Над чем следует поработать дома?

Д/Задание

Стр.50 упр.№340

Какую отметку (оценку) за урок вы бы себе поставили, почему?



2) - Предлагаю вам поиграть в игру “Верно – неверно”. Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте “плюс”, если не согласны – ставьте “минус”.

1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.

2. В словах туч, калош, свеч не пишется мягкий знак, так как это существительные множественного числа.

3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.

5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.

– Внимание, ключ к заданию.

 - Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

- Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.

4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо

3.7-4.4 ты хорошо потрудился

3-3.6 старайся работать лучше

- Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?

- Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?









Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.



Проверьте себя:









1+



2+

3-

4+



5-



РУД-2: проводит рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.



ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя знания (умения).


























Лист самооценки

Ф.И. ученика________________________________________________


п/п

Этапы урока

Самооценка

Оценка учителя

1.

Текст по теме «Глагол».

4


2.

Ь знак после шипящих

5


3.

Работа в паре. Запись пословицы.

4


5.

Самостоятельная работа

5


6.

Игра “Верно – неверно”

5




Всего:





23б - ты отлично поработал на уроке «5»

20б - ты хорошо потрудился на уроке «4»

15б - старайся работать лучше «3»





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

Автор: Киселёва Евдокия Николаевна

Дата: 29.03.2021

Номер свидетельства: 577072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока на тему Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного  числа. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-ghlagholakh-2-gho-litsa-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "122815"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414341444"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Открытый урок по письму и развитию речи в 7 классе.Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_pis_mu_i_razvitiiu_riechi_v_7_klassie_pravopisaniie_okonchanii_"
    ["file_id"] => string(6) "417328"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495366243"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Правописание глаголов 2 лица единственного числа» "
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-ghlagholov-2-litsa-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "241290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445215527"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Русский язык. Тема: «Правописание глаголов 2 лица единственного числа»."
    ["seo_title"] => string(76) "russkii-iazyk-tiema-pravopisaniie-ghlagholov-2-litsa-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "252657"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447423250"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Тема : «Правописание глаголов 2 лица единственного числа»"
    ["seo_title"] => string(62) "tiema-pravopisaniie-ghlagholov-2-litsa-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "306964"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458228465"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства