Цель урока: обобщить знания об употреблении в словах разделительного ь и ъ знаков
7) бланки с расчерченными строчками для создания паспорта ъ и ь знаков на группы: для ъ -4 штуки, для ь -4 штуки;
10) карточка № 5 «Составь четверостишие» для домашнего задания для каждого обучающегося
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивационный Словесно-монологический | -Начинаем урок русского языка. Слайд 1. Урок русского языка -Какое у вас сейчас настроение? Покажите на круге настроения. -Настроим себя на работу: Учитель: Забудь про скуку и про лень, Коль ты пришёл учиться. Дети: Стараться буду каждый день, Чтоб мог собой гордиться. -Улыбнитесь теперь друг другу. И пусть хорошее настроение сопровождает весь наш урок. -Желаю всем успешной работы. | Используют «Круг настроения». С одной стороны –солнышко, а с другой-тучка. Продолжают после слов учителя. Улыбаются друг другу. |
2.Определение темы урока. Постановка учебной задачи. | 1) -Нам нужно определить тему урока. В этом поможет орфографическая зарядка. -Возьмите карточку под №1. Распределите 12 слов по 3 орфограммам. (Работа в паре) Слайд 2 «Орфографическая зарядка» 1 просить | Буква парного согласного | 7 морщинки | 2 скользкий | 8 рукав | 3 поздний | Буква безударного гласного | 9 хрустнуть | 4 вьюга | 10 прямой | 5 указка | Буква непроизносимого согласного | 11властный | 6 деление | 12 съел | - Время вышло. Проверяем по экрану. Исправляем и дописываем красным карандашом. -Слова с парным согласным под №2, 5, 8. Какая пара справилась без ошибок? Поставьте + против названия орфограммы Если ошиблись в 1 слове, ставьте +-. Если в 2 словах, ставьте- Объясните орфограмму в слове2, 8. -Слова с безударным гласным под № 1, 6, 7, 10. (Проверка с самооцениванием.) Объясните орфограмму в словах. -Слова с непроизносимым согласным под № 3, 9, 11. (Проверка с самооцениванием) Объясните. -Пара, у которой 3 плюса, на листке достижений рисует себе зелёный кружочек. Если 2 плюса-жёлтый. Только 1 плюс- красный. -Молодцы, кто заработал 1 зелёный кружочек. У кого не получилось, не расстраиваемся. На ошибках учимся. -Что дало нам выполнение этого задания? (Развивали орфографическую зоркость, умение работать в паре) 2) -Все ли слова распределили? (Остались слова съел, вьюга.) -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 3. Тема урока: Правописание слов с разделительным ь и ъ знаками 3) -Нам эти 2 брата разделительных знака знакомы? -Жили 2 брата в стране ...( русской азбуке или алфавите). А однажды возник между ними серьёзный спор. Послушайте. Разделительный ъ: Не чересчур ли ты добряк? Слова и буквы ты всегда Смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! Разделительный ь: Кто б говорил, но ты б уж помолчал! Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. Давным –давно пора, как букву «ять» Тебя из азбуки изъять. Буква А: Друзья! Ваш разговор-никчемные слова. Вы оба хороши, достойны оба чести, Когда стоите в нужном месте. -Нам нужно разрешить этот спор двух братьев-разделительных знаков. 4) -Какую цель урока поставим? Слайд 4 Цель урока: обобщить знания о правописании разделительных ь и ъ знаков. -Сегодня мы повторим и обобщим знания о разделительном ъ и ь знаках, составим сравнительную характеристику этих знаков. -А также будем развивать связную речь путём составления полных ответов на вопросы, составления предложений, развивать орфографическую зоркость. Будем воспитывать в себе какие качества? (Аккуратность, старательность, внимательность.) | Записывают под названием орфограммы № слова. Сверяются по экрану. Строчки с числами под орфограммами выходят поочерёдно. Ставят +, +-, - Ученик, объяснивший орфограмму, получает жетон. На своём листке достижений каждый рисует соответствующий кружочек. (Зелёный, жёлтый, красный) Дети дают формулировку темы урока. Сценка «Спор разделительных ъ и ь знаков.» Участвуют 3 обучающихся.На голове –короны. Остальные дети смотрят. Дети называют цель урока. |
3.Работа по теме урока. Работа индивидуальная с озвучиванием выводов. | Все работают с карточкой №2. Слайд 5. «Измени слова с помощью ъ и ь знаков» Уля- обедать- полёт- Сёмка- подели -Прочитаем слова. Все ли слова понятны? Почему Уля и Сёмка написаны с большой буквы? -Возьмите карточку №2. Задание: Нужно изменить слова, подставляя в нужном месте ъ или ь знаки. Буквы переставлять нельзя. Задание индивидуальное. Выполняйте. -Кто пораньше закончит, может составить предложение с новым словом. -Время вышло. Исправляем, дописываем красным карандашом. -Какое новое слово к слову Уля? Назовите. Проверяем по слайду. Поставьте +, если справились. -К слову обедать? (Объедать) Как понимаете это слово? -К слову полёт? (Польёт) К слову Сёмка? (Съёмка) Значение слова? -К слову подели? (Подъели) Подсказка: Гусеницы подъели листья яблони. Значит, немного погрызли. -Кто справился с заданием без ошибок, зелёный кружочек в лист достижений нарисуйте. -Почему написали в этих словах разделительные знаки? (Слышится звук Й между согласным и гласным звуками) -Почему разные знаки? (Ъ пишется после приставки и перед корнем, ь в корне) -Что дало выполнение этого задания? (Убедились, что обе буквы нужны в алфавите. Они меняют смысл слов) Слайд 6 -В споре братья разделительные обвиняли друг друга в мягкости и твёрдости. Правда, а почему один называется мягкий, а другой твёрдый? -Какой звук перед разд. ь слышится в слове семья? Варенье? (Мягкий). -Какой согласный звук слышится перед ъ? Съёмка? (Твёрдый) | Дети индивидуально на листочках пишут новые слова. При проверке дети называют полученное слово и сразу проверяют его написание по слайду. Слова на слайде выходят поочерёдно. Ставят +, если слово написано верно. Дописывают, если слово не составили. Озвучивают ответы. Озвучивают, что перед ъ согласный произносится твёрдо. Перед разделительным ь согласный произносится мягко. |
4. Выводы о сходстве и различиях разделительных знаков | Слайд 7 Сходства: 1.Разделяют согласный звук от гласного звука. 2.При переносе не отрываются от предыдущей согласной буквы. Различия: Разделительный ь пишется в корне и после корня. Разделительный ъ пишется после приставки перед корнем. Перед разделительным ь согласный звук чаще мягкий. Перед разделительным ъ согласный звук всегда твёрдый. | Озвучивают выводы по слайду. Выделенные слова появляются по щелчку. |
5. Работа с алгоритмом | -Для выполнения следующего задания нужно вспомнить алгоритм различения разделительных знаков. -Кто желает напомнить? Слайд 8 Алгоритм «Различай разделительные знаки» 1.Есть ли звук й между согласным и гласным звуками : Нет-не пишется разделительный знак. Есть-пишется разделительный знак. 2.Где в слове стоит разделительный знак? Стоит в корне или после корня-пишется разделительный ь. Стоит после приставки перед корнем -пишется разделительный ъ. | Обучающийся за правильный ответ получает жетон. Проверка ответа по слайду. |
..Индивидуальная работа | Слайд 9 «Узнай слова с разделительным ь и ъ знаками» Л.ёт, с.ёжился, в.юн, под.езд, сер.ги , полоз.я, раз.яснил , печен.е, раз.лить, об.ехать, про.езд, -Прочитаем вместе. -Все ли слова понятны? ( Полоз.я-загнутые спереди бруски, на которых скользят санки. Посмотрите на рисунке. В.юн-растение-сорняк. Вьется, цепляется за другие растения.) - Возьмите карточку № 3 -Разделите слова на 2 группы. -Пишите в тетради. Работа индивидуальная. 1 столбик –слова с разделительным ь, 2 столбик -с ъ. -Кто пораньше закончит, выполняет фонетический разбор слова льёт.(На доске) Слайд 10. Проверь себя. вьюн съёжился полозья подъезд льёт разъяснить печенье объехать сер.ги, раз.лить, про.езд -Проверка по слайду. Прочитаем слова 1 столбика. Если слово неверно записано, вычёркиваем. Проверяем слова 2 столбика. -Самооценка. - Без ошибок-зелёный кружок. Если 1или 2 слова вычеркнули- жёлтый кружочек. 3 слова вычеркнули –красный кружочек. -Почему остались сер.ги, раз.лить, про.езд?) -Докажите. -Серьги-мягкий знак показывает мягкость согласного звука р. -В слове разлить нет звука й, значит не пишется ничего. -В слове проезд звук й слышится между гласными звуками. Разделительный знак не пишется. -Проверка фонетического разбора слова льёт. -Сколько звуков обозначают гласные буквы после разделительных знаков? (2 звука: один из них звук й, йо, йу, йэ, йи, йа, ) -Что дало нам выполнение этого задания? (Развивали умения различать разделительные знаки по алгоритму, выполнять фонетический разбор. Узнали новое слово.) | Читают слова с экрана хором. Появляется рисунок к слову полозья. Записывают слова в 2 столбика в тетради. Столбики со словами открываются по щелчку: сначала 1 столбик, потом 2 столбик. Выполняют самооценку, рисуют кружок в листок достижений. Доказывают написание слов серьги, разлить, проезд. Проверка фонетического разбора льёт на доске. |
..Весёлая физминутка. | Слайд 11. «Весёлая зарядка» 1) Отдохнём под музыку. 2) Поморгаем. Посмотрим в окно на солнечный свет. 3) Потянулись. Вдохнули воздух через нос. Выдохнули через рот. | Выполняют упражнения под музыку. Выполняют гимнастику для глаз. |
8.Групповая работа | Слайд 12 «Реши кроссворд» Карточка №4 | | | 1. п | л | а | т | ь | е | | | | | | 2.о | т | ъ | з | д | | | | | | 3.с | е | м | ь | я | | 4.о | б | ъ | я | в | л | е | н | и | е | 5. в | а | р | е | н | ь | е | | | | | | 6. о | б | ъ | е | д | к | и | | | Работают в группе. О завершении работы показывают вместе поднятыми руками. При проверке слова открываются по щелчку. Все члены группы рисуют соответствующий кружочек в листок достижений. |
Вопросы по горизонтали: 1.Одежда для девочки. 2. Отправление в путь. 3.Мама, папа, дети. 4.Сообщение о чём-либо. 5.Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренных в сахаре 6.Остатки от еды, недоеденные куски. По вертикали должно получиться слово в выделенных клетках 7 слово по вертикали –ателье. Ателье-мастерская по пошиву и ремонту одежды…….? -Время вышло. Проверка по слайду. -Если отгадали все 7 слов, зелёный кружок рисуют все члены группы. Не отгадали 1или 2 слова, жёлтый. 3 слова и более не отгадали-красный. -Какие умения развивали при выполнении этого задания? (Умения узнавать слова по описанию, умения работать в группе, умения писать слова ъ и ь знаками. Узнали новое слово.) |
9. Работа над предложением. Фронтальная работа. | -Составьте устно предложение со словом ателье. -Записываем под диктовку предложение для разбора. В новом ателье мама заказала летнее платье. Объясните написание безударных гласных в слове заказала. -Выделите основу предложения (подлежащее и сказуемое). (1обучающийся) -Укажите части речи.(2 обучающийся) -Разберите по составу слово летнее (3 обучающийся) | Составляют устно предложения и получают жетон. Записывают предложение под диктовку учителя. За выполнение заданий 3 обучающихся получают жетоны. |
10.Работа над пословицами. Устная работа. Письмо по памяти. | Слайд 13 «Собери пословицу» Лето собирает, учи рукодел.ю. Не учи бездел.ю , да снег глубок. Зимой с.ел бы грибок, а зима под .едает. - Соедините начало и конец пословицы. -Объясните смысл пословицы. -Объясните пропущенные орфограммы. Под.едает : слышится звук й, стоит после приставки под .Значит, пишется ъ. Бездел.ю:-слышится звук й, стоит в корне .Значит, пишется ь - И т.д. 1 пословицу по выбору запишем по памяти. -Записываем, проверяем по слайду. Оцениваем работу. | На слайде по щелчку выходят пословицы с пропущенными буквами. Объясняют орфограмму, получают жетон. По выбору записывают 1 пословицу, проверяют и оценивают свою работу. |
11.Дидактическая игра с использованием сигнальных кругов. | Слайд 14. «Не подведи свой ряд» счаст.е с.ездить ущел.е хлоп.я об.явить в.езжать в.ётся бар.ер волч.и раз.яснить под.ехать с.едобный -Немножко отдохнём. Поиграем в игру «Не подведи свой ряд». Если в слове пишется разделительный ь, показываете жёлтый круг. Если пишется ъ знак, показываете синий круг. Кто ошибся, садится. В конце игры посмотрим, в каком ряду выбыло из игры больше детей. | Все стоят. В руках сигнальный круг. С одной стороны, жёлтый цвет, с другой стороны синий цвет. Кто ошибся, выбывает из игры и садится. |
12.Словарная работа «Круги на воде» | Слайд 15. «Разгадайте ребус» -Ключевое словарное слово зашифровано. (Пальто) -Молодцы. | Жетон тому, кто объяснит. |
Слайд 16 «Круги на воде» п | пассажир, погода | а | алфавит, автобус, аллея | л | лимон, лопата | ь | | т | троллейбус, тетрадь | о | облако, отец, орех, оранжевый | | Дети записывают ключевое слово по вертикали в тетради. |
-Какие словарные слова знаете на букву п? Пассажир, погода.. На а? Алфавит, автобус, аллея На л? Лимон, лопата На т? Троллейбус, тетрадь На о? Облако, орех, отец, оранжевый Придумайте предложение с одним словом, запишите. Озвучьте своё предложение. А теперь в группе попробуйте составить текст, используя эти словарные слова. Будет замечательно, если вам удастся включить также слова с ъ или ь знаками. –Прочитайте получившийся текст. –Молодцы. | 1) Вспоминают словарные слова на букву п, самостоятельно записывают и озвучивают. И так на все буквы. 2) Потом составляют предложение, записывают и озвучивают его. 3) В группе составляют текст по этим словарным словам. 4) Читают вслух текст представители от групп. |
13.Обобщение. Групповая работа. | Слайд 17. «Создай паспорт» 1) - Создадим паспорт для ъ и для разделительного ь знака. -Всё, что мы сегодня повторили и узнали новое о разделительных знаках, нужно будет отразить в паспорте. -Работа групповая. -Группа с синим листочком создаёт паспорт для ъ. Группа с жёлтым листочком –паспорт для ь знака. - Представлять работу будет группа, которая выполнит работу первая. Остальные группы будут дополнять, вносить исправления. 2) Одна группа представляет паспорт для разделительного ь. Ещё одна группа представляет паспорт для ъ. 3) По слайду ещё раз отмечают сходства и различия ъ и ь знаков. | 1) В группе на листочках А4 составляют паспорт для ъ и ь знаков. 2) Выходит группа, выполнившая работу первой. Представляют свою работу, рассказывают. Другие группы, выполнявшие тоже паспорт для ъ, дополняют, поправляют. Или соглашаются с такой работой. Также по разделительному ь 3) Потом сверяют паспорт по слайду. |
14.Рефлексия | -Наш урок заканчивается. Подведём итоги. -Над какой темой работали? Какую цель поставили? -Удалось ли нам добиться поставленной цели? -Разделительные знаки перестанут ссориться, указали им их законные места. -Какое задание было самым трудным? Самым интересным? За что ты можешь себя похвалить? - С каким настроением заканчиваешь урок? Покажи настроение на круге настроения. Слайд 18 Лестница успеха -На какую ступеньку себя поставил на «Лестнице успеха»? Объясни. | Озвучивают ответы. Показывают настроение на круге. Выходят к доске и ставят стикер на выбранную ступеньку. По желанию объясняют свой выбор. |
15Домашнее задание | Слайд 19 Домашнее задание Повторить слова с ъ и ь знаками по словарику. Готовиться к словарному диктанту. На выбор: а) Найти и записать 3 пословицы с ъ знаком. б) Составить четверостишие по опорным словам Карточка №5 ------------новоселье, …………….угощенье. ------------с вареньем, ……………весельем. | Записывают задания в дневник. |
Л. Я. Желтовская. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., ACT, Астрель,2017
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., ACT, Астрель,2018 г.
Л. Я. Желтовская, О. В. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки -задания. — М., ACT, Астрель, 2016 г.
Л. Я. Желтовская. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык». — М., ACT, Астрель, 2016 г.
Контрольно- измерительные материалы: Т.М.Андрианова,Э.Э.Кац« Русский язык. Литературное чтение: Проверочные и диагностические работы.» - ДРОФА, Астрель, 2018г.
Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык. Контрольные и дидактические работы.1-4 классы.» ДРОФА, Астрель, 2018 г
В.В.Никифорова «Контрольно- измерительные материалы. Русский язык.1-4 классы. «ООО «ВАКО», 2017 г.
Узорова О. В. Разделительный мягкий и твёрдый знаки: все основные орфограммы русского языка:1-4кл./О.В.Узорова,Нефёдова Е. А.М.:ООО»Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ «, 2003