kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание приставок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- познакомить учащихся с орфографическими правилами,     регулирующими правописание приставок;

- учить анализировать изучаемое орфографическое правило;

- совершенствовать орфографическую грамотность;

- подготовить к ЕГЭ;

- развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;

- воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок»

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Правописание гласных и согласных в приставках

(слайд 1)

Цели урока:

- познакомить учащихся с орфографическими правилами, регулирующими правописание приставок;

- учить анализировать изучаемое орфографическое правило;

- совершенствовать орфографическую грамотность;

- подготовить к ЕГЭ;

- развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;

- воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

План занятия.

Актуализация теоретического материала по разделу «Морфемика»

Выполнение тренировочных упражнений.

О правописании неизменяемых приставок.

О правописании приставок на З и С.

О приставке С.

О правописании приставок ПРЕ и ПРИ.

Выполнение тестовых заданий.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему. Постановка темы и целей урока.

1. Эмоциональная зарядка.

- Я хочу начать урок с чтения стихотворения Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Во время моего чтения постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем недолго

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани. (слайд 2)


- Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихотворениях, и его орудие – слово.

- Какие средства выразительности он использует в своём стихотворении? (олицетворения, эпитеты, сравнения)

2. Устный выборочный диктант.

- Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание.

Сжаты

Скатилось

Взрытая

Примечталось

Осталось

Увидал

Запрягал (слайд 3)

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

(Сообщение темы и цели урока)

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Укажите верные и неверные суждения:

1 ) Все приставки в русском языке неизменяемые. (-)

2 ) Правописание приставки С зависит от последующего согласного и произношения. (-)

3 ) В русском языке нет приставки З-. (+)

4 ) Если приставка имеет значение присоединения, то пишется ПРИ-. (+)

5 ) Если приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ-, то это приставка ПРЕ-. (+)

6 ) В русском языке нет приставок иноязычного происхождения. (-)

  1. О правописании приставок.

  1. Назовите приставки, которые не изменяют гласного или согласного звука. Такие приставки называются неизменяемыми, написание их не зависит от произношения. Запишите их. Приведите примеры.

С гласной: О, ДО, ПО, ПРО, НА, ЗА, ОБО, ВО, ПЕРЕ.

(Огласка, доплыть, побег, прочитал, напев, заплыть, обогрел, вошёл, переписать)


С согласной: ОБ, ОТ, ПОД, ПРЕД, В, НАД, С (слайд 4)

(Обход, отпор, подход, предзимье, вход, надпись, сбросил)


2) Особое место среди этих приставок занимает С- .Она неизменна, хотя в составе слова произносится по-разному. Её написание не зависит от последующей согласной и произношения. Например: сшил, свил, сгноил, сбил, сделал, списал, сжёг.


Надо помнить, что приставки З- нет. Нельзя путать её с корневой гласной З в следующих словах: здесь, здание, здоровье, здешний. (слайд 5)


  1. Следующая группа приставок, оканчивающихся на З и С. Это изменяемые приставки.

- От чего зависит выбор согласной в этих приставках?

(от последующего согласного звука)

БЕЗ- или БЕС-, ВОЗ- или ВОС-, ВЗ- или ВС-, ИЗ- или ИС-, НИЗ- или НИС-, РАЗ- или РАС-, ЧРЕЗ- или ЧРЕС-,ЧЕРЕЗ-. (слайд 6)

Примеры: безропотный, бессовестный, возражать, восстановить, взвился, вспорхнул, издать, испить, низвергнуть, ниспослать, разбить, раскрыть, чрезмерный, черезмерный, чересстрочный, чересседельный.


4) При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

- Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».

(слайд 7)

Приставка

Значение приставки



При-

1.

2.

3.

4.

Пре-

1.

2.

-Но здесь нужно помнить о том, что приставки при– пре- иногда завися от лексического значения (например: прибывать (приезжать) – пребывать (находиться), приступить (начать) – преступить (закон) и др.) ( слайд 8), а также существует множество слов в русском языке с приставками, значение которых затемнено (причудливый, причина, преимущество и др.), их правописание нужно запоминать.



3. Словарная работа.

-Сегодня на уроке мы узнаем лексическое значение нескольких слов иностранного происхождения и запомним их правописание.

Прелюдия, претензия, претендент, премьера, престиж, привилегия.

(индивидуальные сообщения учеников)

  1. Закрепление материала по теме.

  1. Распределительный диктант: в два столбика записать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

Пр…цепить, пр…интересный, пр…бегать, пр…седать, пр…колоть, пр…ломить, пр…йти, пр…брежный, пр…ползти, пр…касаться, пр…клеить, пр…дорожный, пр…лестный, пр…увеличить, пр…терпевать. (Проверка в парах ( слайд 9)


  1. Редактирование текста: исправить ошибки в написании слов.

Бесвкусный суп, бесстрашный мальчуган, изцарапанное лицо, разформированный отряд, измученный взгляд, безформенная одежда, разбитая машина, разговориться с соседом, безлюдное пространство, форменный безпорядок, получить расчёт, раздать поровну, зделаться успешным, находиться сдесь, в высотном здании, вкусная здоба. (коллективное комментирование ошибок вслух ( слайд 10)


ЗАПОМНИТЕ: раСчёт, раСчётливый,

но раССчитать, раССчитанный ( слайд 11)


  1. Контрольный тест.

Ученики выполняют тест «Правописание приставок и букв И – Ы после приставок» (задание А 15 по материалам ЕГЭ).

  1. Домашнее задание.

Параграфы 26, 27, 28; упражнения 140, 144, 148;

Дополнительно: написать сочинение-миниатюру «Осень взмахнула кистью…», где использовать слова с орфограммами, изученными на уроке;

Повторить правила употребления Ь и Ъ, прописных букв и переноса слов.





















Фамилия


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ: (+) / (-)







Фамилия


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ: (+) / (-)







Фамилия


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ: (+) / (-)







Фамилия


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ: (+) / (-)







Фамилия


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ: (+) / (-)







Фамилия


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ: (+) / (-)







Фамилия


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ: (+) / (-)







Фамилия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Правописание приставок

Автор: Хайруллина Ирина Борисовна

Дата: 23.09.2021

Номер свидетельства: 587313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект  урока языка Правописание приставок пре- и при-"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "252716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447431138"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Тема урока: «Правописание приставок на з- (с-)»                                            по учебнику Быстровой Л.В"
    ["seo_title"] => string(70) "tiema-uroka-pravopisaniie-pristavok-na-z-s-po-uchiebniku-bystrovoi-l-v"
    ["file_id"] => string(6) "283202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453803818"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "244134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445879251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Правописание приставок на з/с"
    ["seo_title"] => string(26) "pravopisaniiepristavoknazs"
    ["file_id"] => string(6) "272245"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451924376"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства