Актуализация теоретического материала по разделу «Морфемика»
Выполнение тренировочных упражнений.
О правописании неизменяемых приставок.
О правописании приставок на З и С.
О приставке С.
О правописании приставок ПРЕ и ПРИ.
Выполнение тестовых заданий.
Ход урока
Организационный момент.
Введение в тему. Постановка темы и целей урока.
1. Эмоциональная зарядка.
- Я хочу начать урок с чтения стихотворения Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Во время моего чтения постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем недолго
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани. (слайд 2)
- Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихотворениях, и его орудие – слово.
- Какие средства выразительности он использует в своём стихотворении? (олицетворения, эпитеты, сравнения)
2. Устный выборочный диктант.
- Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание.
Сжаты
Скатилось
Взрытая
Примечталось
Осталось
Увидал
Запрягал (слайд 3)
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Сообщение темы и цели урока)
Проверка домашнего задания.
Укажите верные и неверные суждения:
1 ) Все приставки в русском языке неизменяемые. (-)
2 ) Правописание приставки С зависит от последующего согласного и произношения. (-)
3 ) В русском языке нет приставки З-. (+)
4 ) Если приставка имеет значение присоединения, то пишется ПРИ-. (+)
5 ) Если приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ-, то это приставка ПРЕ-. (+)
6 ) В русском языке нет приставок иноязычного происхождения. (-)
О правописании приставок.
Назовите приставки, которые не изменяют гласного или согласного звука. Такие приставки называются неизменяемыми, написание их не зависит от произношения. Запишите их. Приведите примеры.
2) Особое место среди этих приставок занимает С- .Она неизменна, хотя в составе слова произносится по-разному. Её написание не зависит от последующей согласной и произношения. Например: сшил, свил, сгноил, сбил, сделал, списал, сжёг.
Надо помнить, что приставки З- нет. Нельзя путать её с корневой гласной З в следующих словах: здесь, здание, здоровье, здешний. (слайд 5)
Следующая группа приставок, оканчивающихся на З и С. Это изменяемые приставки.
- От чего зависит выбор согласной в этих приставках?
(от последующего согласного звука)
БЕЗ- или БЕС-, ВОЗ- или ВОС-, ВЗ- или ВС-, ИЗ- или ИС-, НИЗ- или НИС-, РАЗ- или РАС-, ЧРЕЗ- или ЧРЕС-,ЧЕРЕЗ-. (слайд 6)
4) При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?
- Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».
(слайд 7)
Приставка
Значение приставки
При-
1.
2.
3.
4.
Пре-
1.
2.
-Но здесь нужно помнить о том, что приставки при– пре- иногда завися от лексического значения (например: прибывать (приезжать) – пребывать (находиться), приступить (начать) – преступить (закон) и др.) ( слайд 8), а также существует множество слов в русском языке с приставками, значение которых затемнено (причудливый, причина, преимущество и др.), их правописание нужно запоминать.
3. Словарная работа.
-Сегодня на уроке мы узнаем лексическое значение нескольких слов иностранного происхождения и запомним их правописание.