Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе
Повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»; формировать умение распределять имена существительные по склонениям; формировать умение правильно писать падежные окончания существительных
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе
Цели урока:
повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
развить внимание и память учащихся;
развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Орфографическая работа.
Записать словосочетания, раскрыв скобки и согласовывая окончания существительных (материал распечатан или записан на доске).
Рассказы в (хрестоматия), бежать по (аллея), встречались на (демонстрация), мечтать о (профессия), трястись в (телега), призывать к (осторожность), находиться в (музей), рос у (дорога), наблюдение на (местность), сиять в (лазурь).
3. Беседа по вопросам:
В каких именах существительных в безударном положении пишется -и, а -е невозможно?
В каких именах существительных, в какой форме в безударном положении пишется окончание -е?
Составление памятки-инструкции по применению правила (дописать предложения) (материал распечатан для каждого):
В безударном положении в косвенных падежах существительных, стоящих в единственном числе, пишется -и, если:
существительное 1-го склонения в форме…
существительные ... склонения.
существительные на …
В остальных случаях пишется -е:
Записать словосочетания под диктовку. Объяснить написание окончания, используя памятку-инструкцию:
Опыты в лаборатории, об ударении в слове, работать на стройке, внимание на уроке, о волнении при ответе, прочитать в объявлении, проехали по Сибири и Средней Азии, ходил по площади, отдыхать на взморье.
Упр. 540 (по вариантам).
Упр. 541.
Упр. 542.
Работа с текстом. Прочитать текст (распечатан) и определить его тип. Ответ обосновать.
Владимир Клавдиевич Арсеньев – знаменитый русский исследователь дальнего Востока — родился в (Петербург).
С детства он м..чтал о (путешествие), но ему сначала пришлось служить в Петербургском пехотном (училище). К счастью, один из пр..под..вателей был извес..ным исследователем Средней (Азия) и снабжал юного Арсеньева книгами по (география) (Сибирь) и других тер..иторий, рассказывал о своем (путешествие) по дальнему Востоку.
Именно изучению Приморья и Уссурийской тайги отдал 30 лет своей (жизнь) Арсеньев. Он делал открытия в (область) (география, ботаника, зоология, этнография).
Списать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Безударные окончания существительных обозначить.
Закрепление темы.
- Задание: вставьте пропущенные окончания существительных; объясните выбор окончания (задание на слайде)
В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. 2) Ветки черемух_ стояли в кувшин_ на окошк_. 3) Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. 4) Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. 5) На болот_ в воздух_ пахло сыростью.
- «Кто быстрее?» Составьте словосочетания глаг. + сущ. с данными глаголами. (Задание на слайде).
Отк…заться от… (помощ…, книг.., прогулки…)
Изл…гать без … (подготовк…, запис…, задержк…)
Подготовиться к …(атак.., охот…, школ…)
Р…сти в… (рощ…, степ…, пол…)
- Какие предлоги помогли быстро определить падежную форму существительного?
(Предлоги без, от употребляются с родительным падежом, предлог к - с дательным, а предлог в с винительным и предложным.)
- Упражнение 532.
- Работа с сигнальными карточками -Е, - И.
Пробираться по пустыне, бояться пустыни, узнавать о пустыне; мечтать о победе, путь к победе; поступить по совести, петь от радости; говорить о свободе, радоваться свободе; не запятнать чести; работать в библиотеке, в дар библиотеке, на полках библиотеки; стоять в коридоре, не предаваться грусти.
5. Домашнее задание.
1 в а р и а н т — написать сочинение-миниатюру по заданию упр. 543.