Просмотр содержимого документа
«"Правописание наречий с а и о на конце"»
Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"
Цели и задачи:: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу.
Технологии: элементы технологии проблемного обучения, критическое мышление
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Учитель: «Здравствуйте, ребята!
Сегодня урок я начну словами великого русского классика.
«О, сколько нам открытий чудных …
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
А.С. Пушкин
У нас сегодня открытый урок и к нам пришли гости, которых я хочу представить:
Также нам прислали письмо, которое я хочу зачитать, а вы постарайтесь угадать, кто его нам прислал.
Учитель зачитывает фрагмент письма, а дети должны слушают и по контексту отгадывают, кто его прислал.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие(говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
-Ребята, о какой части речи говорится в этом письме?
-Как вы это поняли?
Мне бы хотелось сегодня, чтобы наш урок прошел:
Активно
Превосходно
Плодотворно
Успешно
Удачно
К какой части речи относятся эти слова? (дети отвечают -наречия)
-Какую часть речи мы продолжим изучать?
(наречие)
Активизация опорных знаний. Повторение пройденного материала
1. Что такое наречие?
2. По значению наречия можно разделить на 2 разряда. Какие?
Откройте свои тетради и запишите число, а вот тему нашего урока вы мне сами скажете после выполнения некоторых заданий.
Давайте с вами вспомним, ребята, от какой части речи образуются наречия?
(от прилагательных).
Давайте выясним каким способом они образуются?
Запишите в тетради:(ученики записывают в тетради под диктовку)
Беспомощно ← беспомощный
Какой способ образования? (Дети отвечают суффиксальный)
Добела ← белый
Какой способ образования? (Дети отвечают приставочно-суффиксальный¬^)
Дотемна ← темный (¬^)
Издавна ← давний (¬^)
Изжелта ← желтый (¬^)
Снова ← новый (¬^)
Слева← левый (¬^)
Какой вывод мы свами можем сделать?
(дети формулируют ВЫВОД:
Наречия образовываются от прилагательных приставочно-суффиксальным способом; суффиксальным способом.
Следующее задание выполняется учениками устно:
Учитель читает задание: Замени словосочетание наречиями с –о или –а на конце
Идти в правую сторону – (ученики отвечают - вправо);
Беседовать без стеснений – (ученики отвечают – запросто);
Раскалить до красного цвета – (ученики отвечают докрасна);
Расстаться на долгое время –– (ученики отвечают - надолго);
Переписать окончательно –(ученики отвечают - набело).
3. (Объяснение нового материала)
Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог:
Учитель: Читает предложения.
Учащиеся выписывают наречия
– Раньше мы редко ездили отдыхать на море.
– Солнце изредка показывалось из-за туч.
– Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.
Учащиеся: Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные?
Учитель: Какова цель нашего урока?
Учащиеся: Научиться правильно писать буквы А-О на конце наречий.
Учитель: Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий?
Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать?
Учащиеся: По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).
Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Учащиеся: Гласные -а, -о.
Учитель: Какую закономерность вы видите?
Учащиеся: Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.
(Решающая гипотеза).
Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).
Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.
Учитель: Делайте.
Учащиеся выписывают слова.
Учитель: Что дала проверка?
Учащиеся: Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент).
Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?
Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.
Учитель: Попробуйте графически объяснить выбор орфограммы. Как вы можете дополнить формулировку темы урока? Сверьте свой вывод с учебником на странице 105– 106.
Учащиеся (графически объясняют выбор орфограммы, дополняют формулировку темы урока: буквы А-О на конце наречий с приставками, сравнивают свои выводы с учебником): Всё верно.
Учитель: Объясните сущность приёма подстановки, с которым вы познакомились в учебнике
1. Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).
Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.
Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).
Учащиеся: Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква -о?
Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.
Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы): Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.
Смотрим, есть ли в наречии приставки ИЗ-, ДО-, С-
2. Смотрим, как образовано наречие
от бесприставочного прилаг.
от прилагательного с приставкой
пишу А
пишу О
4.Закрепление изученного материала:
Наречия с ¬ в-, на-, за-, с-, из-, до- по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО.
из- давн из окна
до- красн а до окна
с- прав с окна
в- лев в окно
на- глух о на окно
за- прост за окно
Вывод: если наречие с ¬ из-, до-, с- образовано от бесприставочного прилагательного – а
Физкультминутка.
Учитель проводит физкультминутку для детей, употребляя наречия на изученную орфограмму: сначала, влево, вправо, налево, направо, снова и т. д.
IV. Воспроизведение нового знания
● Комментированный диктант
Учитель диктует словосочетания, дети записывают, комментируя свою запись
2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.
3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.
4. Приходить в гости без стеснений = запросто приходить.
5. В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть.
6. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.
7. Встретить гостеприимно, с распростертыми объятиями = радушно встретить.
Проверяем. Сколько наречий с суффиксом -а? (4 слова). Это наречия: досыта, изредка, сгоряча, издавна. Остальные наречия с суффиксом -о? Это наречия: засветло, запросто, радушно.
Творческий диктант.
Учитель зачитывает задание: По лексическому значению определить слово-наречие.
Задание выполняется устно.
1. Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине).
2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза (вчетверо).
3. Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое).
4. Дежурные, убиравшие класс два раза (дважды).
5.Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).
Теперь давайте поработаем с фразеологизмами.
Учитель: Замените фразеологизм наречием.
Спит как убитый – дети устно отвечают -крепко.
Знать как свои пять пальцев – хорошо.
Кот наплакал – мало.
Ни свет ни заря – рано.
А теперь я хочу дочитать письмо, которое прислало наречие.
Учитель дочитывает письмо от Наречия.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. Мои степени сравнения уникальны.
6. Рефлексия.
-Достигли ли мы цели урока? Научились выбирать гласные на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-? (дети отвечают) Урок окончен. Всем спасибо. Молодцы!
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.