kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правописание наречий с а и о на конце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок русского языка

Просмотр содержимого документа
«"Правописание наречий с а и о на конце"»

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, тетради, грифель, «Русский язык» М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская 7 класс

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, парная

Технологии: элементы технологии проблемного обучения, критическое мышление


Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель: «Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок я начну словами великого русского классика.

«О, сколько нам открытий чудных …

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг»

А.С. Пушкин

У нас сегодня открытый урок и к нам пришли гости, которых я хочу представить:

Также нам прислали письмо, которое я хочу зачитать, а вы постарайтесь угадать, кто его нам прислал.

Учитель зачитывает фрагмент письма, а дети должны слушают и по контексту отгадывают, кто его прислал.

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие(говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

-Ребята, о какой части речи говорится в этом письме?

-Как вы это поняли?

Мне бы хотелось сегодня, чтобы наш урок прошел:

Активно

Превосходно

Плодотворно

Успешно

Удачно

К какой части речи относятся эти слова? (дети отвечают -наречия)

-Какую часть речи мы продолжим изучать?

(наречие)

  1. Активизация опорных знаний. Повторение пройденного материала

1. Что такое наречие?

2. По значению наречия можно разделить на 2 разряда. Какие?

Откройте свои тетради и запишите число, а вот тему нашего урока вы мне сами скажете после выполнения некоторых заданий.

Давайте с вами вспомним, ребята, от какой части речи образуются наречия?

(от прилагательных).

Давайте выясним каким способом они образуются?

Запишите в тетради:(ученики записывают в тетради под диктовку)

  1. Беспомощно ← беспомощный

Какой способ образования? (Дети отвечают суффиксальный)

  1. Добела ← белый

Какой способ образования? (Дети отвечают приставочно-суффиксальный¬^)

Дотемна ← темный (¬^)

Издавна ← давний (¬^)

Изжелта ← желтый (¬^)

Снова ← новый (¬^)

Слева← левый (¬^)

Какой вывод мы свами можем сделать?

(дети формулируют ВЫВОД:

Наречия образовываются от прилагательных приставочно-суффиксальным способом; суффиксальным способом.

Следующее задание выполняется учениками устно:

Учитель читает задание: Замени словосочетание наречиями с –о или –а на конце

Идти в правую сторону – (ученики отвечают - вправо);

Беседовать без стеснений – (ученики отвечают – запросто);

Раскалить до красного цвета – (ученики отвечают докрасна);

Расстаться на долгое время –– (ученики отвечают - надолго);

Переписать окончательно –(ученики отвечают - набело).

3. (Объяснение нового материала)

Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог:

Учитель: Читает предложения.

Учащиеся выписывают наречия

– Раньше мы редко ездили отдыхать на море.

– Солнце изредка показывалось из-за туч.

– Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.

– Я посмотрел налево, потом направо.

– Стриж метнулся вправо.

– Пол был вытерт досуха.

– На улице было солнечно, сухо и пыльно.

– Он заново начал писать сочинение.

– За окном снова начался дождь.

Учитель: Найдите в них однокоренные слова.

Учащиеся: Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.

Учитель: Какие это части речи?

Учащиеся: Наречия.

Учитель: Выделите их суффиксы.

Учитель: Что интересного заметили?

Учащиеся: Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные?

Учитель: Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Научиться правильно писать буквы А-О на конце наречий.

Учитель: Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий?

Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать?

Учащиеся: По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).

Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.

Учащиеся: Гласные -а, -о.

Учитель: Какую закономерность вы видите?

Учащиеся: Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.

(Решающая гипотеза).

Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).

Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.

Учитель: Делайте.

Учащиеся выписывают слова.

Учитель: Что дала проверка?

Учащиеся: Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент).

Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?

Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.

Учитель: - Давайте приведём примеры, комментирующие наше правило ( примеры записываем изнеженно, дословно, связно)

Учитель: Попробуйте графически объяснить выбор орфограммы. Как вы можете дополнить формулировку темы урока? Сверьте свой вывод с учебником на странице 105– 106.

Учащиеся (графически объясняют выбор орфограммы, дополняют формулировку темы урока: буквы А-О на конце наречий с приставками, сравнивают свои выводы с учебником): Всё верно.

Учитель: Объясните сущность приёма подстановки, с которым вы познакомились в учебнике

1. Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).

Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.

Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

Учащиеся: Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква -о?

Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.

Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы): Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.

Смотрим, есть ли в наречии приставки ИЗ-, ДО-, С-

2. Смотрим, как образовано наречие

от бесприставочного прилаг.

от прилагательного с приставкой

пишу А

пишу О

4.Закрепление изученного материала:

Наречия с ¬ в-, на-, за-, с-, из-, до- по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО.

из- давн из окна

до- красн а до окна

с- прав с окна

в- лев в окно

на- глух о на окно

за- прост за окно

Вывод: если наречие с ¬ из-, до-, с- образовано от бесприставочного прилагательного – а

Физкультминутка.

Учитель проводит физкультминутку для детей, употребляя наречия на изученную орфограмму: сначала, влево, вправо, налево, направо, снова и т. д.
















IV. Воспроизведение нового знания

● Комментированный диктант

Учитель диктует словосочетания, дети записывают, комментируя свою запись

Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилось докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть.

   Б) Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило.

(дети должны найти синоним-наречие и записать его в тетрадь)

Образец: расстаться на долгое время = надолго расстаться.

Учитель диктует словосочетания, дети записывают синоним-наречие.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть = досыта поесть.

2. Выехать, пока еще светло, не стемнело = засветло выехать.

3. Навещать нечасто, редко = изредка навещать.

4. Приходить в гости без стеснений = запросто приходить.

5. В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть.

6. С давних пор, с незапамятных времен сеять = издавна сеять.

7. Встретить гостеприимно, с распростертыми объятиями = радушно встретить.

  Проверяем. Сколько наречий с суффиксом -а? (4 слова). Это наречия: досыта, изредка, сгоряча, издавна. Остальные наречия с суффиксом  -о? Это наречия: засветло, запросто, радушно.

Творческий диктант.

Учитель зачитывает задание: По лексическому значению определить слово-наречие.

Задание выполняется устно.

1. Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине).

2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза (вчетверо).

3. Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое).

4. Дежурные, убиравшие класс два раза (дважды).

5.Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).

Теперь давайте поработаем с фразеологизмами.

Учитель: Замените фразеологизм наречием.

Спит как убитый – дети устно отвечают -крепко.

Знать как свои пять пальцев – хорошо.

Кот наплакал – мало.

Ни свет ни заря – рано.

А теперь я хочу дочитать письмо, которое прислало наречие.

Учитель дочитывает письмо от Наречия.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. Мои степени сравнения уникальны.

6. Рефлексия.

-Достигли ли мы цели урока? Научились выбирать гласные на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-? (дети отвечают) Урок окончен. Всем спасибо. Молодцы!


Составьте пожелание гостям с использованием наречий.


1.___________________ не болеть.


2.___________________ выглядеть.


3.___________________ улыбаться.


4.____________________ быть преданными своему делу.


5.Живите _______________.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

Наш урок подошел к концу! Спасибо за внимание!

Домашнее задание записано в ваших дневниках.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Правописание наречий с а и о на конце"

Автор: Осипова Людмила Александровна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504466

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Повторение и обобщение по теме "Правописание наречий""
    ["seo_title"] => string(57) "povtorieniieiobobshchieniiepotiemiepravopisaniienariechii"
    ["file_id"] => string(6) "294335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455635776"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Тема"Правописание наречий на о, е " "
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-pravopisaniie-nariechii-na-o-ie"
    ["file_id"] => string(6) "145433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418919086"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Правописание суффиксов на конце наречий с приставками "
    ["seo_title"] => string(58) "pravopisaniie-suffiksov-na-kontsie-nariechii-s-pristavkami"
    ["file_id"] => string(6) "104641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402743900"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание суффиксов -о, -а в наречиях». "
    ["seo_title"] => string(104) "plan-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-suffiksov-o-a-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "107557"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403295629"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка по теме "Правописание корней -лак-лож" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-korniei-lak-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "175897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424338187"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства