Повторение и обобщение по теме "Правописание наречий"
Повторение и обобщение по теме "Правописание наречий"
Урок разработан для повторения и систематизации знаний по теме "Правописание наречий"( 7 класс). В конспекте отражены основные темы, которые изчаются в этом разделе: правописание н нн в нароечиях, слитное дефисное, раздельное написание, о и е на конце наречий после щипяших, мягкий знак на конце наречий, правописание частиц не и ни и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, какую часть речи мы изучали с вами на предыдущих уроках? (Наречие)
- А какие правила, связанные с правописанием наречий, вы знаете?
- К какому разделу языка относятся эти правила? (Орфография)
- Как вам кажется, какова будет тема сегодняшнего урока? (Повторение и обобщение знаний по теме «Наречие»)
Слайд2
-Вы абсолютно правы. Но прежде, чем мы приступим к работе, обратимся к эпиграфу нашего урока. Послушайте стихотворение вашей ровесницы Эли Куклиной.
Прочтет его ____________________________________________
Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад, Слово “высоко” произнеси – И представишь, как парят орлы. Если скажешь слово ты “темно” - Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь “ароматно” ты – Тут же вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты “красиво” - Пред тобою сразу вся Россия!
- Сегодня мы, в очередной раз, совершим учебное путешествие в мир наречий. И отправимся на остров Наглаголие. Чтобы попасть на этот остров, мы должны вспомнить ранее изученный материал по теме правописание наречий. Поможет нам в этом карта.
Слайд 3
- Передвигаясь от одной точки к другой, мы сможем повторить теоретические сведения и орфограммы, связанные с наречием. Мы не сможем продолжить наше учебное путешествие, если не сумеем выполнить какое-либо задание. Поэтому все ребята должны работать активно. На ваших партах лежат карточки и жетоны двух цветов. Если вы готовы отвечать, поднимаете жетон зелёного цвета, если вам требуется помощь учителя, вы можете воспользоваться жетоном красного цвета. Не следует оправляться в путешествие без определенной цели.
Слайд 4
- Ребята, выберете себе цель, которую вы хотели бы достичь на уроке и запишите в свои карточки.
Блиц – опрос
Слайд 5.
- Первая остановка на пути к нашему острову называется «Научная». Здесь нам нужно ответить на вопросы. Кто готов, смело поднимает сигнальный кружок и отвечает на вопрос, не забывая оценивать себя в индивидуальных карточках.
Слайд 6. Блиц – опрос.
Расскажите о наречии как о части речи?
Какие морфологические признаки есть у наречий?
Какова синтаксическая роль наречий?
Какие смысловые группы наречий вам известны?
Какие степени сравнения наречий вы знаете?
Как образуются степени сравнения наречий?
Волшебные квадраты
Слайд 7.
- Мы прибыли на остановку «Волшебные квадраты». Чтобы преодолеть эту остановку, нужно вспомнить правила, связанные с правописанием не и ни с наречиями.
Слайд 8.
( Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадях)
Слайд 9. Небрежно, нечаянно, незачем, совсем не весело, неожиданно, вовсе не интересно, не трудно, а легко, неярко, некуда, не крепко, а слабо, не быстро, а медленно, отнюдь не спокойно, нехорошо, не всерьез, не по- моему, непринужденно.
Слайд 10
4) Грамотей (работа в парах)
Слайд11. (обучающиеся записывают в рабочую тетрадь слова с доски, после этого обмениваются тетрадями и оценивают друг друга)
Досыта, сослепу, за город, по-русски, вскоре, за границу, кое-как, совсем, на ходу, на цыпочках, во-первых, втроем, назло, вблизи, кто-нибудь, бок о бок. Слайд 12
Слайд13
5) Магическая «Н»
Слайд14-15 (Ученик выполняет задание у доски, остальные работают в тетрадях, записывают под диктовку учителя)
Замените прилагательное(причастие) наречием, а существительное – глаголом.
- Вот мы и добрались до заветного острова. Вы хотите узнать, что означает слово «наглаголие»? Расскажет нам об этом____________________________________________________________
Из истории наречия
Термин НАРЕЧИЕ встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень -РЕЧ-, который прежде был многозначным. Слово “речь” когда-то имело среди других значений и значение “глагол”. Поэтому если буквально перевести термин “наречие” на современный язык, то получится слово“наглаголие”.
Какая же связь существует между наречием и глаголом? Основная функция наречия - определять глагол, то есть обозначать признак действия. Такую особенность наречия отмечали и древние римляне, которые так его и называли adverbium Слово verbum означает “глагол”, а приставка ad -ПРИ-, то есть буквальный перевод этого слова звучал бы как “приглаголие”.
Итак, главную особенность наречия ученые видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его, сообщая ему четкость.
Выдающийся лингвист А.Пешковский говорил, что “в связной речи наречия чаще всего употребляются при глаголе и прилагательном”.
* Фразеологизмы (при наличии времени)
Без году неделя – мало
Битый час – долго
Бок о бок – рядом
Рукой подать – близко
В двух словах – коротко
Кот наплакал – мало
Положа руку на сердце – честно
У черта на куличках – далеко
Жить душа в душу – дружно
Черепашьим шагом – медленно
10) Веселые картинки
Нужно подобрать наречия, чтобы охарактеризовать фотографию и действия, которые она изображает.
III. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.
Итог урока. Вернемся к тем целям, которые вы ставили в начале урока.
Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
Рефлексия. Что вам понравилось на уроке? Какое задание? Что нового вы узнали? Кому было трудно и почему? Оценки.
Домашнее задание: НА ВЫБОР: 1) Упражнение в ТПО упр. 113 2) составить кроссворд по теме «правописание наречий»