План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание суффиксов -о, -а в наречиях».
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание суффиксов -о, -а в наречиях».
Наречия, называющие признак, время, место и направление действия. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях.
Ц е л и: помочь учащимся усвоить материал о правописании наречий с приставками до-, из-, с-, в-, на-, за-; систематизировать знания о грамматических признаках наречий.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
Во весь дух. Ни свет ни заря. В час по чайной ложке. Как снег на голову. За тридевять земель.
Слова для справок: неожиданно, медленно, далеко, рано.
Прочитайте фразеологизмы.
Замените фразеологизмы словосочетаниями глагол + наречие. Перед каждым наречием укажите в скобках вопрос, на который оно отвечает; что обозначает наречие.
Карточка - помощница:
Место действия (где? куда? откуда?)
Время действия (когда?)
Способ (образ) действия (как? каким образом?)
Степень качества (насколько? в какой степени?)
Бежать (каким образом?) быстро.
Встать (когда?) рано.
Делать (каким образом?) медленно.
Пришёл (как?) неожиданно.
Живёт (где?) далеко.
Составьте и запишите 2 предложения, используя эти выражения.
Сделайте синтаксический анализ предложений.
Как вы думаете, для чего мы проделали данную работу? Как это связано с предыдущим уроком?
На предыдущем уроке мы изучали тему « Наречие».
Давайте ребята вспомним всё, что мы знаем о наречии и составим кластер.
II. Формирование новых знаний.
– Сегодня вы познакомитесь с новой орфограммой – правописание суффиксов -а и -о в наречиях, образованных от прилагательных.
В ы п о л н е н и е упражнения 16, с. 131.
– Наречия разберите по составу. Сделайте вывод. Сравните его со сведениями о речи на с. 131.
Выпишите из предложений словосочетания:
с наречиями с суффиксом –а;
с наречиями с суффиксом –0;
Разберите наречия по составу.
Что заметили?
У наречий с приставкой с- суффикс –а, с приставкой на- суффикс –о.
Чтение правила на стр.131.
– Очень легко запомнить это правило, если выучить два волшебных слова:
А чтобы проверить, верно ли вы вспомнили правило, достаточно взять существительное «окно» с таким же предлогом, как и приставка у наречия, и сразу определить, о или а надо писать на конце, например: – на окно, – за окно, – из окна, – с окна.
В ы п о л н е н и е упражнения 17 на с. 132 по заданию учебника.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание суффиксов -о, -а в наречиях». »
Наречия, называющие признак, время, место и направление действия. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях.
Ц е л и: помочь учащимся усвоить материал о правописании наречий с приставками до-, из-, с-, в-, на-, за-; систематизировать знания о грамматических признаках наречий.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
Во весь дух. Ни свет ни заря. В час по чайной ложке. Как снег на голову. За тридевять земель.
Слова для справок: неожиданно, медленно, далеко, рано.
Прочитайте фразеологизмы.
Замените фразеологизмы словосочетаниями глагол + наречие. Перед каждым наречием укажите в скобках вопрос, на который оно отвечает; что обозначает наречие.
Карточка - помощница:
Место действия (где? куда? откуда?)
Время действия (когда?)
Способ (образ) действия (как? каким образом?)
Степень качества (насколько? в какой степени?)
Бежать (каким образом?) быстро.
Встать (когда?) рано.
Делать (каким образом?) медленно.
Пришёл (как?) неожиданно.
Живёт (где?) далеко.
Составьте и запишите 2 предложения, используя эти выражения.
Сделайте синтаксический анализ предложений.
Как вы думаете, для чего мы проделали данную работу? Как это связано с предыдущим уроком?
На предыдущем уроке мы изучали тему « Наречие».
Давайте ребята вспомним всё, что мы знаем о наречии и составим кластер.
обстоятельство
Роль в предложении
Наречие
Поясняю глаголы
поясняю прилагательные
время действия
степень действия
образ действия
Место действия
Как?
Когда?
Где? Куда? Откуда?
Насколько?
В какой степени?
II. Формирование новых знаний.
– Сегодня вы познакомитесь с новой орфограммой – правописание суффиксов -а и -о в наречиях, образованных от прилагательных.
В ы п о л н е н и е упражнения 16, с. 131.
– Наречия разберите по составу. Сделайте вывод. Сравните его со сведениями о речи на с. 131.
Выпишите из предложений словосочетания:
с наречиями с суффиксом –а;
с наречиями с суффиксом –0;
Разберите наречия по составу.
Что заметили?
У наречий с приставкой с- суффикс –а, с приставкой на- суффикс –о.
Чтение правила на стр.131.
– Очень легко запомнить это правило, если выучить два волшебных слова:
А чтобы проверить, верно ли вы вспомнили правило, достаточно взять существительное «окно» с таким же предлогом, как и приставка у наречия, и сразу определить, о или а надо писать на конце, например: – на окно, – за окно, – из окна, – с окна.
В ы п о л н е н и е упражнения 17 на с. 132 по заданию учебника.