kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку по теме: " Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих". Урок составлен по учебнику Иванова к УМК Школа 21 век

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных.

Задачи:Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показатель женского рода

Развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь распознавать имена существительные по рода

Уметь писать слова с новой орфограммой.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь формулировать тему и цель урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать речь других.

Уметь правильно формулировать свои ответы.

Работать в группе.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Работать по алгоритму.

Личностные:

Объективно оценивать свою работу.

Доброжелательное отношение к другим.

Ход урока:


шипящих в конце имён существительных.

Цели: 1) формирование представлений о способе написания мягкого знака у

имён существительных с шипящим звуком на конце;

2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод;

3) Учить учебному сотрудничеству;

4) воспитывать интерес к русскому языку.

Организационный момент.


На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.
Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь,

дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.

I. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

-Начнём с минутки чистописания.

-Прочитайте слова и определите буквы для чистописания.

Земля, поле, шум

Одна из букв находится в имени существительном мужского рода и обозначает непарный по твёрдости – мягкости согласный звук. Вторая буква следует за ней в алфавитном порядке. Чередуем написание этих букв. Первая заглавная, вторая строчная.

-Какие буквы вы прописали? ( Шщ )

-Что мы можем сказать об этих буквах?

-Какие ещё вы знаете буквы, обозначающие шипящие звуки?

2. Повторение изученного.

-На доске между букв, обозначающих шипящие звуки, спряталось слово.

Кчржощвшачтщь

-Какое это за слово? (Кровать)

-Какую работу в этом слове выполняет мягкий знак? ( Показатель мягкости)

Работа в группах.

-У вас на столе лежат карточки со словами.

Копьё, кольцо, деревья, пеньки, варенье, вьюга, соль, коньки, веселье, дождь

- Разделить карточки на две группы.

-На какие две группы разделили слова? ( С мягким и с разделительным мягким знаком)

-Сейчас мы с вами вспомнили, какие две работы может выполнять мягкий знак.

III. Самоопределение к деятельности.

1. Создание проблемной ситуации.

-На доске записаны слова:

Ночь, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.

-Определите, какой частью речи являются эти слова.

- Прочитайте их и произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова.

-Скажите, что вы знаете об этих звуках?

-Что необычного вы заметили в написании данных слов? (В одних словах после шипящих пишется мягкий знак, а в других не пишется)

-Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

-А какую цель мы перед собой поставим? ( Научиться правильно писать слова на это правило).

-Вернёмся к словам на доске. Мы уже определили, что это имена существительные. На какие две группы можно разделить эти слова? ( Имена существительные женского и мужского рода). В каких словах пишется мягкий знак?

-Какой можно сделать вывод?

- Верно ли это? Где мы можем найти правильный ответ? ( В учебнике)

- Откройте учебник на стр.31 и прочитайте правило.

-Совпадает ли правило с нашими выводами?

IV. Работа по теме урока.

1.Построение алгоритма решения орфографической задачи.

-Давайте поработаем в парах и составим алгоритм написания мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода.

Работа в парах.

Составляется алгоритм.

1.Определить часть речи.

2.Определить род имени существительного.

3.Если имя существительное женского рода – мягкий знак пишется.

4.Если имя существительное мужского рода – мягкий знак не пишется.

На доске вывешивается таблица с алгоритмом.

2.Физкультминутка

-Встаньте на ноги. Я буду называть имена существительные с шипящим на конце.

Если на конце слова надо ставить мягкий знак, вы должны похлопать в ладоши.

Если мягкий знак не надо писать, вы топаете ногами.

Борщ, плащ, дочь, мышь, меч, вещь, кирпич, глушь, помощь, врач, тушь.

3. Работа по развитию речи.

-У ребят вызвало сомнение слово тушь.Одни ребята хлопали в ладоши, а другие топали ногами. Кто же из них прав?

-Давайте разберёмся со значением этого слова. Где мы можем найти информацию по этому вопросу? ( Ответы детей)

- Перед нами толковый словарь С.И.Ожегова ( К доске идут два ученика. Они ищут в словаре значение слов тушь и туш).

-Оказывается! Есть слово туш,которое обозначает короткое торжественное музыкальное произведение. И есть словотушь, которое обозначает краску для письма или для ресниц. Делаем вывод. Чтобы правильно написать слово, нужно точно знать его значение.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетради

-Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

- Когда он нам может пригодиться?

Выполним самостоятельную работу. Упр.53.

-Запишите, вставляя пропущенные буквы. Взаимопроверка.

-Объясните, почему на конце одних имён существительных вы написали мягкий знак, а на конце других нет.

Двое учащихся работают на тренажёре (электронном приложении к учебнику)

2. Работа в парах.

-На партах карточки с заданием.

Прочитай. Исключи из каждой цепочки одно слово не менее чем по двум признакам.

Обоснуй свой ответ.

Поэт, сторож.., чертёж..;

Вещ..., реч…, гараж…;

Резкий, карандаш…,товарищ…;

Семья, тиш.., мыш..;

Запиши оставшиеся слова. Подчеркни изученные орфограммы.

Составь цепочку из исключённых слов по принципу « четвёртый лишний». Запиши её. Подчеркни орфограммы.

VI. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

Мне было легко…

Мне было интересно….

Мне было трудно….

Мне было не интересно…

VII. Подведение итогов.

-Скажите, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

-Какую цель ставили?

-Достигли мы этой цели?

-Какую третью работу выполняет мягкий знак?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

Автор: Наталья Евгеньевна Угарова

Дата: 20.02.2021

Номер свидетельства: 573738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Правописание мягкого знака на конце слов существительного женского рода"
    ["seo_title"] => string(77) "pravopisaniiemiaghkoghoznakanakontsieslovsushchiestvitielnoghozhienskoghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "282330"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453668167"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "111554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407640729"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Технологическая карта урока по русскому  языку по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(130) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "245746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446204392"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Мягкий знак  на конце существительных после шипящих "
    ["seo_title"] => string(69) "miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-3"
    ["file_id"] => string(6) "196141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427999282"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Русский язык. 4 класс Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих"
    ["seo_title"] => string(76) "russkii-iazyk-4-klass-tiema-miaghkii-znak-v-ghlagholakh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "268914"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450715663"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства