Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих
Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих
Конспект урока по русскому языку по теме: " Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих". Урок составлен по учебнику Иванова к УМК Школа 21 век
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных.
Задачи:Выявить грамматическую функцию мягкого знака на конце существительных после шипящих как показатель женского рода
Развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь распознавать имена существительные по рода
Уметь писать слова с новой орфограммой.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Уметь формулировать тему и цель урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать речь других.
Уметь правильно формулировать свои ответы.
Работать в группе.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Работать по алгоритму.
Личностные:
Объективно оценивать свою работу.
Доброжелательное отношение к другим.
Ход урока:
шипящих в конце имён существительных.
Цели: 1) формирование представлений о способе написания мягкого знака у
имён существительных с шипящим звуком на конце;
2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод;
3) Учить учебному сотрудничеству;
4) воспитывать интерес к русскому языку.
Организационный момент.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно. Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь,
дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
I. Актуализация знаний.
1.Минутка чистописания.
-Начнём с минутки чистописания.
-Прочитайте слова и определите буквы для чистописания.
Земля, поле, шум
Одна из букв находится в имени существительном мужского рода и обозначает непарный по твёрдости – мягкости согласный звук. Вторая буква следует за ней в алфавитном порядке. Чередуем написание этих букв. Первая заглавная, вторая строчная.
-Какие буквы вы прописали? ( Шщ )
-Что мы можем сказать об этих буквах?
-Какие ещё вы знаете буквы, обозначающие шипящие звуки?
2. Повторение изученного.
-На доске между букв, обозначающих шипящие звуки, спряталось слово.
Кчржощвшачтщь
-Какое это за слово? (Кровать)
-Какую работу в этом слове выполняет мягкий знак? ( Показатель мягкости)
-Определите, какой частью речи являются эти слова.
- Прочитайте их и произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова.
-Скажите, что вы знаете об этих звуках?
-Что необычного вы заметили в написании данных слов? (В одних словах после шипящих пишется мягкий знак, а в других не пишется)
-Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)
-А какую цель мы перед собой поставим? ( Научиться правильно писать слова на это правило).
-Вернёмся к словам на доске. Мы уже определили, что это имена существительные. На какие две группы можно разделить эти слова? ( Имена существительные женского и мужского рода). В каких словах пишется мягкий знак?
-Какой можно сделать вывод?
- Верно ли это? Где мы можем найти правильный ответ? ( В учебнике)
- Откройте учебник на стр.31 и прочитайте правило.
-Совпадает ли правило с нашими выводами?
IV. Работа по теме урока.
1.Построение алгоритма решения орфографической задачи.
-Давайте поработаем в парах и составим алгоритм написания мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода.
Работа в парах.
Составляется алгоритм.
1.Определить часть речи.
2.Определить род имени существительного.
3.Если имя существительное женского рода – мягкий знак пишется.
4.Если имя существительное мужского рода – мягкий знак не пишется.
На доске вывешивается таблица с алгоритмом.
2.Физкультминутка
-Встаньте на ноги. Я буду называть имена существительные с шипящим на конце.
Если на конце слова надо ставить мягкий знак, вы должны похлопать в ладоши.
Если мягкий знак не надо писать, вы топаете ногами.
-У ребят вызвало сомнение слово тушь.Одни ребята хлопали в ладоши, а другие топали ногами. Кто же из них прав?
-Давайте разберёмся со значением этого слова. Где мы можем найти информацию по этому вопросу? ( Ответы детей)
- Перед нами толковый словарь С.И.Ожегова ( К доске идут два ученика. Они ищут в словаре значение слов тушь и туш).
-Оказывается! Есть слово туш,которое обозначает короткое торжественное музыкальное произведение. И есть словотушь, которое обозначает краску для письма или для ресниц. Делаем вывод. Чтобы правильно написать слово, нужно точно знать его значение.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради
-Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.