kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание имен существительных с шипящей на конце слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обучающихся с ограничеными возможностями здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание имен существительных с шипящей на конце слова»

ГБОУ Октябрьская коррекционная школа № 19

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья







Урок по теме: «Правописание имен существительных с шипящей на конце слова».



Подготовила и провела:

Шигапова С.З., учитель русского языка и литературы.





г. Октябрьский, 2018 год



Тема: «Правописание имён существительных с шипящей на конце слова»

Цель: повторить и закрепить  знания обучающихся о правописании мягкого знака после шипящих на конце имени существительного ж.р. и м.р, закрепить правило написания имён существительных в Р.п. мн. числа.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам и числам;

- формирование умения распознавать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце слова;

- формирование умения правильно писать мягкий знак у существительных  мужского и женского рода  после шипящих, уметь осознанно применять это правило на практике.

Коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к обучению, самостоятельность и дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Оборудование: ноутбук, презентация, карточки, наглядность, учебники,

Ход урока

(слайд 1: Урок русского языка в 9в классе)

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь мне, а теперь друг другу, гостям. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните свежесть дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам отличного настроения и хорошего отношения друг к другу.

- Сделаем массаж ушных раковин для активизации точек головного мозга.

Садитесь. Проверьте готовность своего рабочего места: на месте ли тетрадь, учебник, ручка, карандаш, дневник. Готовы? Тогда за работу!

(слайд 2)- пустой

2. Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?
-Откройте тетради, я посмотрю, как вы выполнили домашнее задание.
-О чём говорили на прошлом уроке?( о существительных 3 склонения)

- Какие существительные относятся к 3 склонению? Примеры.
3. Повторение по теме «Имя существительное».

(слайд 3)

- Давайте вспомним: что такое имя существительное?

- Имена существительные имеют два числа. Какие? (единственное и множественное).

-Единственное число обозначает сколько предметов? (один предмет).

- А множественное число? (Множественное число обозначает два или несколько одинаковых предметов). (Слайд 4)

(слайд 5)-пустой

- Сколько родов имеет имя существительное? (3)

- Назовите. ( м.р., ж.р., с.р.)

- Как определить мужской род? (он, мой). Примеры.

- Как определить женский род существительных? (она, моя). Примеры.

- Как определить средний род существительных? (оно, моё). Примеры.

(слайд 6)

- Сегодня мы будем говорить о ж.р. и м.р. ( На доске прикрепляется плакат)

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим изучение имени существительного. А какова наша тема - вы сейчас сами скажете.

(слайд 7)

«Третий лишний»

Печь, грач, помощь.

Луч, ключ, дочь.

-Прочитайте слова.

-Найдите, что у них общего?

( имена существительные, оканчиваются на согласный, шипящий звук)

-Найдите лишнее слово в 1 строчке? (грач)

-Определите род существительных в 1 строчке? (ж.р.)

-Найдите лишнее слово во 2 строчке? (дочь)

-Определите род существительных во 2 строчке? (м.р.)

- Какой вывод мы сможем сделать? (отвечают обучающиеся)

 ВЫВОД (слайд 8)

У существительных ж.р. после шипящих на конце пишется ь.

У существительных м.р. после шипящих на конце ь не пишется.

( на доске прикрепляется плакат).

(слайд9)
На небе собралось много туч?.  Решение задач? развивает мышление.
- Определите падеж и число этих существительных. (Родительный падеж множественного числа).

- Нужен на конце этих слов ь? (нет). (На доске прикрепляется плакат)

- Кто может сказать, о чём сегодня пойдет речь на уроке?

(слайд 10)

Тема нашего урока: Правописание существительных с шипящей на конце слова.

- Эту тему мы изучали ранее в 8 классе. Сегодня продолжим изучение этой темы. Продолжим тренировать умение правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с основой, заканчивающийся на шипящий звук.

5. Оформление тетрадей.

- Посмотрите на доску.

Двадцать первое ноября.

Классная работа.

- Читаем хором.

- Записываем число и тему нашего урока.

- Сидим ровно и пишем красиво число, классная работа и тему урока.

(слайд 11)-пустой


6.Работа по теме урока.
- Что вы знаете о правописании имён существительных женского рода с шипящим  звуком на конце? (у сущ-х ж.р. ь знак пишется)

Приведите примеры.
 - Что вы знаете о правописании имён существительных мужского рода с шипящим звуком на конце? (ь знак не пишется)
Приведите примеры.
- Что вы знаете о правописании существительных в Р. П. мн. ч. с шипящим звуком на конце?
(У существительных в Р. П. мн. ч. с шипящим звуком на конце ь не пишется).

Примеры.

Работа по учебнику.

- Давайте проверим, правильно ли мы с вами сделали вывод. Откроем учебники на с.66, прочитаем правило в рамочке. Сначала прочитайте самостоятельно, а затем вслух.

- О чем это правило?

(у существительных женского рода с шипящей на конце – ь знак пишется; у существительных мужского рода с шипящей на конце - ь знак не пишется; у существительных во множественном числе в родительном падеже после шипящих   мягкий знак не пишется).

- Правильно пришли к выводу? (ответы обучающихся)
- Чтобы не ошибиться в правописании существительных мужского и женского рода с шипящим на конце, необходимо:
(учитель читает с листка).

Памятка.

  1. Определить род имени существительного.

  2. Если Ж.Р. – то Ь есть.

  3. Если М.Р. – то Ь нет.

  4. Если Р. П. мн. ч. – то Ь нет.


- У вас на парте есть такая же памятка. Посмотрите. На уроке она вам будет помощником.

7. Закрепление.

(слайд 12)

1. – Записываем упражнение 89. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Выполняется у доски. ( выполнять предложения с 1-3).

- Остальные упражнения вы выполните в группе продленного дня.

Физкультминутка (слайд 13).

- Проведем физминутку. Встали. Руки на пояс, повернули вправо, влево. Повторяем несколько раз.

– Руки на плечо. Круговые движения вперед, назад. Повторяем несколько раз.

- Руки вверх и сделали наклон вперед. Встали ровно. Повторяем несколько раз. Садитесь.

Гимнастика для глаз

  1. Не двигая головой, поднимите глаза вверх и опустите вниз. 4 раза.

  2. Оставляя голову неподвижной, совершите движения глазами из стороны в сторону. 4 раза.

  3. Опишите глазами полный круг-1 раз по часовой стрелке и 1 раз против часовой стрелки.

2. Самостоятельная работа.

(Слайд 14).

- Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Записать предложения правильно. (предложения списываются со слайда).

- Взаимопроверка. (Слайд 15).

Если нет ни одной ошибки- 5, если две ошибки-4, если три ошибки- 3, если более четырех ошибок-2.

(Слайд 16)- пустой

3. Послушайте внимательно стихотворение и выпишите существительные с шипящей на конце. Подчеркните шипящую с ь или без ь, укажите род .

Глушь пустынь, заката тишь

В ночь приснились мне, малыш.

Пробежит и пискнет мышь

Через травы и камыш.

- Какие слова вы выписали? Прочитайте и определите род.

4. (слайд 17)

Тест (устно)

1. На конце существительных  ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж;

б) на число;

в) на род существительных.

4. На конце существительных Мн.ч. Р.п. после шипящих:

а) пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

5. Слова в какой строке написаны верно:

а) шалаш, печь, стриж, дич

б) камыш, экипажь, молодёжь

в) плач, матч, горечь, у дач.


5. Работа с деформированным предложением. (Слайд 18)

Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда.

(Верный товарищ всегда приходит на помощь).

- Напишите на доске. Определите род существительных.

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Настоящий, верный друг тот, кто в любую минуту подаст руку помощи другому, несмотря на то, что сам висит на волоске. Он никогда не оставит тебя в беде).

- У вас есть такие друзья?

-Хорошо ли вы знаете своих друзей?

- А знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают?

- Поднимите руки те, кто считает себя настоящим другом.

- Ребята! Ищите себе настоящих друзей, а найдете- постарайтесь не потерять!

(Слайд 19)-пустой


6.Игра«Цепочка» 
Каждый должен написать слово существительное с шипящей на конце и передать ее другому, а тот, кто пишет, одновременно проверяет слово предыдущего ученика, последнее слово проверяет первый ученик. 
- Выйти к доске и прочитать то, что записано. И объяснить- правильно записано или нет?

8. Домашнее задание: (Слайд 20)

- Записываем домашнее задание: 1 группа- стр. 66 упр. 89 (4-9 предложения).

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

(списать, дописать, где нужно, ь знак).

- 2 группа- упр. 90 списать. Найти существительные с шипящими на конце и определить род и падеж.

(Слайд 21)-пустой

9. Итог урока. 

 - Над какой темой мы работали на уроке?
- Когда пишется ь у существительных с основой на шипящий звук?
- Когда не пишется ь?   

10.Рефлексия.




- если было легко и интересно, то закрашиваете в зеленый цвет.

- если было трудно, но интересно, то закрашиваете в желтый цвет.

- если было трудно и неинтересно, то закрашиваете в красный цвет.


11. Оценки за урок.

(Слайд 22)




Резерв.

1) Заменить одним словом. Устно объяснить.

Человек, который играет на трубе, - трубач

Очень сильный человек - силач

Житель Москвы - москвич

Колючее животное - еж

Человек, который играет на скрипке, - скрипач

Глухое место - глушь

Хлебное растение – рожь

Молодые люди – молодежь

Маленький ребенок – малыш

Болотное растение – камыш

Белый мелкий цветок в виде колокольчика – ландыш

Тишина – тишь

Слово, противоположное слову день – ночь




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Правописание имен существительных с шипящей на конце слова

Автор: Шигапова Сария Замгутдиновна

Дата: 25.12.2018

Номер свидетельства: 492776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий" "
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-i-muzhskogho-roda-s-osnovoi-na-shipiashchii"
    ["file_id"] => string(6) "137073"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417266745"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка "Правописание имен существительных с основой на шипящий" "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-russkogho-iazyka-pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-s-osnovoi-na-shipiashchii"
    ["file_id"] => string(6) "192469"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427462212"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Правописание имен существительных с шипящими на конце "
    ["seo_title"] => string(68) "pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-s-shipiashchimi-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "196105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427997444"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок по русскому языку на тему: «Правописание имен существительных. Повторение.» "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "147222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419346633"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(73) "miaghkii-znak-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "219811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434374090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства