Просмотр содержимого документа
«Правописание имен существительных с шипящей на конце слова»
ГБОУ Октябрьская коррекционная школа № 19
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Урок по теме: «Правописание имен существительных с шипящей на конце слова».
Подготовила и провела:
Шигапова С.З., учитель русского языка и литературы.
г. Октябрьский, 2018 год
Тема: «Правописание имён существительных с шипящей на конце слова»
Цель: повторить и закрепить знания обучающихся о правописании мягкого знака после шипящих на конце имени существительного ж.р. и м.р, закрепить правило написания имён существительных в Р.п. мн. числа.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам и числам;
- формирование умения распознавать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце слова;
- формирование умения правильно писать мягкий знак у существительных мужского и женского рода после шипящих, уметь осознанно применять это правило на практике.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к обучению, самостоятельность и дисциплинированность, умение работать в коллективе.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь мне, а теперь друг другу, гостям. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните свежесть дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам отличного настроения и хорошего отношения друг к другу.
- Сделаем массаж ушных раковин для активизации точек головного мозга.
Садитесь. Проверьте готовность своего рабочего места: на месте ли тетрадь, учебник, ручка, карандаш, дневник. Готовы? Тогда за работу!
(слайд 2)- пустой
2. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом? -Откройте тетради, я посмотрю, как вы выполнили домашнее задание. -О чём говорили на прошлом уроке?( о существительных 3 склонения)
- Какие существительные относятся к 3 склонению? Примеры. 3. Повторение по теме «Имя существительное».
(слайд 3)
- Давайте вспомним: что такое имя существительное?
- Имена существительные имеют два числа. Какие? (единственное и множественное).
-Единственное число обозначает сколько предметов? (один предмет).
- А множественное число? (Множественное число обозначает два или несколько одинаковых предметов). (Слайд 4)
(слайд 5)-пустой
- Сколько родов имеет имя существительное? (3)
- Назовите. ( м.р., ж.р., с.р.)
- Как определить мужской род? (он, мой). Примеры.
- Как определить женский род существительных? (она, моя). Примеры.
- Как определить средний род существительных? (оно, моё). Примеры.
(слайд 6)
- Сегодня мы будем говорить о ж.р. и м.р. ( На доске прикрепляется плакат)
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим изучение имени существительного. А какова наша тема - вы сейчас сами скажете.
(слайд 7)
«Третий лишний»
Печь, грач, помощь.
Луч, ключ, дочь.
-Прочитайте слова.
-Найдите, что у них общего?
( имена существительные, оканчиваются на согласный, шипящий звук)
-Найдите лишнее слово в 1 строчке? (грач)
-Определите род существительных в 1 строчке? (ж.р.)
-Найдите лишнее слово во 2 строчке? (дочь)
-Определите род существительных во 2 строчке? (м.р.)
- Какой вывод мы сможем сделать? (отвечают обучающиеся)
ВЫВОД (слайд 8)
У существительных ж.р. после шипящих на конце пишется ь.
У существительных м.р. после шипящих на конце ь не пишется.
( на доске прикрепляется плакат).
(слайд9) На небе собралось много туч?. Решение задач? развивает мышление. - Определите падеж и число этих существительных. (Родительный падеж множественного числа).
- Нужен на конце этих слов ь? (нет). (На доске прикрепляется плакат)
- Кто может сказать, о чём сегодня пойдет речь на уроке?
(слайд 10)
Тема нашего урока: Правописание существительных с шипящей на конце слова.
- Эту тему мы изучали ранее в 8 классе. Сегодня продолжим изучение этой темы. Продолжим тренировать умение правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с основой, заканчивающийся на шипящий звук.
5. Оформление тетрадей.
- Посмотрите на доску.
Двадцать первое ноября.
Классная работа.
- Читаем хором.
- Записываем число и тему нашего урока.
- Сидим ровно и пишем красиво число, классная работа и тему урока.
(слайд 11)-пустой
6.Работа по теме урока. - Что вы знаете о правописании имён существительных женского рода с шипящим звуком на конце? (у сущ-х ж.р. ь знак пишется)
Приведите примеры. - Что вы знаете о правописании имён существительных мужского рода с шипящим звуком на конце? (ь знак не пишется) Приведите примеры. - Что вы знаете о правописании существительных в Р. П. мн. ч. с шипящим звуком на конце? (У существительных в Р. П. мн. ч. с шипящим звуком на конце ь не пишется).
Примеры.
Работа по учебнику.
- Давайте проверим, правильно ли мы с вами сделали вывод. Откроем учебники на с.66, прочитаем правило в рамочке. Сначала прочитайте самостоятельно, а затем вслух.
- О чем это правило?
(у существительных женского рода с шипящей на конце – ь знак пишется; у существительных мужского рода с шипящей на конце - ь знак не пишется; у существительных во множественном числе в родительном падеже после шипящих мягкий знак не пишется).
- Правильно пришли к выводу? (ответы обучающихся) - Чтобы не ошибиться в правописании существительных мужского и женского рода с шипящим на конце, необходимо: (учитель читает с листка).
Памятка.
Определить род имени существительного.
Если Ж.Р. – то Ь есть.
Если М.Р. – то Ь нет.
Если Р. П. мн. ч. – то Ь нет.
- У вас на парте есть такая же памятка. Посмотрите. На уроке она вам будет помощником.
7. Закрепление.
(слайд 12)
1. – Записываем упражнение 89. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Выполняется у доски. ( выполнять предложения с 1-3).
- Остальные упражнения вы выполните в группе продленного дня.
Физкультминутка (слайд 13).
- Проведем физминутку. Встали. Руки на пояс, повернули вправо, влево. Повторяем несколько раз.
– Руки на плечо. Круговые движения вперед, назад. Повторяем несколько раз.
- Руки вверх и сделали наклон вперед. Встали ровно. Повторяем несколько раз. Садитесь.
Гимнастика для глаз
Не двигая головой, поднимите глаза вверх и опустите вниз. 4 раза.
Оставляя голову неподвижной, совершите движения глазами из стороны в сторону. 4 раза.
Опишите глазами полный круг-1 раз по часовой стрелке и 1 раз против часовой стрелки.
2. Самостоятельная работа.
(Слайд 14).
- Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Записать предложения правильно. (предложения списываются со слайда).
- Взаимопроверка. (Слайд 15).
Если нет ни одной ошибки- 5, если две ошибки-4, если три ошибки- 3, если более четырех ошибок-2.
(Слайд 16)- пустой
3. Послушайте внимательно стихотворение и выпишите существительные с шипящей на конце. Подчеркните шипящую с ь или без ь, укажите род .
Глушь пустынь, заката тишь
В ночь приснились мне, малыш.
Пробежит и пискнет мышь
Через травы и камыш.
- Какие слова вы выписали? Прочитайте и определите род.
4. (слайд 17)
Тест (устно)
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
3. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на падеж;
б) на число;
в) на род существительных.
4. На конце существительных Мн.ч. Р.п. после шипящих:
а) пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
5. Слова в какой строке написаны верно:
а) шалаш, печь, стриж, дич
б) камыш, экипажь, молодёжь
в) плач, матч, горечь, у дач.
5. Работа с деформированным предложением. (Слайд 18)
Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда.
(Верный товарищ всегда приходит на помощь).
- Напишите на доске. Определите род существительных.
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Настоящий, верный друг тот, кто в любую минуту подаст руку помощи другому, несмотря на то, что сам висит на волоске. Он никогда не оставит тебя в беде).
- У вас есть такие друзья?
-Хорошо ли вы знаете своих друзей?
- А знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают?
- Поднимите руки те, кто считает себя настоящим другом.
- Ребята! Ищите себе настоящих друзей, а найдете- постарайтесь не потерять!
(Слайд 19)-пустой
6.Игра«Цепочка» Каждый должен написать слово существительное с шипящей на конце и передать ее другому, а тот, кто пишет, одновременно проверяет слово предыдущего ученика, последнее слово проверяет первый ученик. - Выйти к доске и прочитать то, что записано. И объяснить- правильно записано или нет?