Правописание имен существительных с шипящими на конце
Правописание имен существительных с шипящими на конце
Пояснительная записка
Автор разработки урока – Максимович Наталья Михайловна, учитель начальных классов.
Предмет –русский язык, 2 класс.
Тема: Правописание имен существительных с шипящими на конце
Продолжительность урока –45 минут.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие «Русский язык» 2 класс, под ред. С. А. Никитина, Л.П. Якунина, Т.А. Кульгилдинова изд. «Атамура»
Необходимое оборудование для урока:
· Интерактивная доска
· Компьютер
· Учебники ·
· Раздаточный материал.
Авторский медиапродукт – презентация по теме «Правописание имен существительных с шипящими на конце».
Тема «Правописание имен существительных с шипящими на конце» включена в раздел
«Части речи». Подтема: имя существительное
Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к
учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт
повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за
счет этого большего количества учебных заданий.
Предполагается, что урок сможет способствовать формированию
следующих УУД:
личностных: стимулирование проявления интересак новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее
стремления к получению высокой оценки;
регулятивных: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и
заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и
исправлять указанные ошибки. Адекватно воспринимать оценку взрослых и
сверстников;
коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;
Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди
них можно выделить группу сильных учащихся.
Урок разделен на этапы.
На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности. Актуализировать свои знания учащимся предлагается на следующем этапе с помощью игры, в результате которой дети не только включаются в интерактивную деятельность, но и расширяют свой словарный запас. Все это приводит их к осознанию темы урока и формулированию ее. Ученики не получают готового знания, они сами определяют не только тему, но и задачи урока, а также самостоятельно составляют памятку по написанию слов с мягким знаком. На этапе овладения новым знанием они имеют возможность пополнить свои знания новыми и зафиксировать их. Задания с самопроверкой дают возможность оценить уровень усвоения учебного материала. Задания разно уровневые позволяют всем ученикам участвовать в воспроизведении нового материала. На этапе рефлексии происходит не только подведение итогов урока, оценка деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.
3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.
4.Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы .
5. Имена существительные изменяются по _______________.
Послушаем ответы групп.
- Молодцы вы справились с этим заданием.
А какое стихотворение об имени существительном вы знаете?
Имя существительное-
Очень удивительное
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Маша в школе узнала одну тайну русского языка и хочет чтоб вы тоже её разгадали. Готовы?
Чем они все похожи? (во всех словах есть буква ь)
Что общего у слов каждой группы?
Может быть, кто-то уже догадался, в чем секрет? ...
- Вы уже догадались, тайну какой буквы мы будем сегодня открывать? (Ь)
- Что общего отметили в этих словах?
- Обозначается ли мягкость этого звука на письме?
(нет)
- Вас что-то удивляет в написании слов? (:)
- Чем похожи эти слова? ( оканчиваются на шипящий звук)
- Как эти слова можно разбить на две группы по написанию?
- У вас возникает какой-то вопрос?
Проблемный вопрос: - Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?
(когда писать Ь, а когда не писать?)
Вывод:
В именах существительных с шипящими на конце (в начальной форме) женского рода пишется ь, а мужского рода - не пишется.
Сверим свою догадку с мнением ученых. Откройте учебник на с.165 и прочитайте правило
Давайте решим, как будем действовать, чтобы правильно писать слова с новой орфограммой.
Работа в группах
Я предлагаю вам сейчас побыть учеными и создать памятку по написанию слов с новой орфограммой.
Комментированное письмо упр. 436 2 ученика у доски
Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?
Поиграем с Мишей игра «Хлопки»
- Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если называю слово, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы хлопаете в ладоши. Если мягкий знак не пишется – приседаете.
Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:
1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.
Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.
Для слабых самостоятельная работа у . 438
Физминутка
Образовать от данных слов существительные
Разгадай кроссворд фронтальная работа
Игра «Четвёртый лишний» устная
Загадки от Маши
1) Близкий приятель, друг. (Товарищ.)
2) Суп со свёклой и другими овощами. (Борщ.)
3) Человек, который играет на скрипке. (Скрипач.)
4) Двенадцать часов ночи. (Полночь.)
5) Мягкая часть печёного хлеба. (Мякиш.)
6) Женское украшение, прикалываемое на груди. (Брошь.)
7)Помещение для стоянки, заправки и ремонта автомобилей. (гараж)
8) Предмет для игры - сплошной или полый внутри шар из упругого материала.(мяч)
9) Мелкие деньги. ( мелочь)
10) Человек, занимающийся плаваньем в открытом водоеме зимой. ( морж)
11) Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).
12) Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).
13) Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).
Бывает устная и письменная , (речь).
15)Человек, который играет на скрипке, (скрипач).
Домашнее задание с.165 упр. 439, правило
Ребята, Маша и Медведь на прощание хотят вам сказать : Ученье – свет, а неученье – тьма.
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.