kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку  для учащихся 8 классов коррекционной школы VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова"»

"Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова"


Цель урока:

-формирование умения распознавать существительные женского и мужского рода с -шипящим звуком на конце слова.

-коррекция мышления.

-привитие чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование:- таблица по теме урока,

-таблица "определение рода существительных",

-индивидуальные карточки,

-картинки-загадки,

-зелёная паста для выделения орфограммы.

Ход урока


I. Оргмомент.


1) Проверка готовности учащихся к уроку.

2) Беседа с дежурным:

а) какое сегодня число?

б) кто отсутствует в классе?


II. Проверка домашнего задания.

(проверка по цепочке)


Упр. 247, стр 107, объясните написание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце слова.


Н-р: Спелая рожь. Ночной сторож. Красный карандаш. Полевая мышь.


Вопросы к классу.


Что называется именем существительным?

Как пишутся существительные с шипящей на конце женского рода?

Как пишутся имена существительные с шипящей на конце слова мужского рода?

III. Повторение.


Определение рода существительных


Работа по таблице и в тетрадях:


М.р Ж. р Ср. р.

он-(мой) она(моя) оно-(моё)

день сирень окно

сарай книга солнце

Вопросы к классу.


Сколько родов имеет имя существительное?

Как определить мужской род?

Как определить женский род существительных?

Как определить средний род существительных?

Работа в тетрадях.


1) группа: словарный диктант под диктовку, запись слов в столбик по родам.


стена, конь, ежь, ежиха, голубка, голубь, здание, небо, письмо, кошка, кот, школьница, дерево, стол, бензин, трава.


2) группа: Работа по индивидуальных карточкам. Определить род существительных и записать в нужный столбик.


IV. Логопедическая минутка.


Автоматизация произношения звука "ш"


Шапкой Миша шишки сшиб.


(индивидуальное проговаривание, выделяя звук "ш" и хоровое)


V. Физминутка


Под музыкальное сопровождение учащиеся выполняют ряд упражнений.


VI. Закрепление.


Вопросы к классу.


Как пишутся существительные женского рода с шипящей на конце слова?

Как пишутся существительные мужского рода с шипящей на конце слова?

Как отличить мужской род от женского?

Учащимся предлагаются рассмотреть картинки: (шалаш, мышь, мяч) Картинки закрепляются на доске.


Вызванные ученики прикрепляют соответствующие подписи под картинками, объясняя написание слов с шипящим на конце.


Н-р. Шалаш - сущ., м.р -Мышь - сущ., ж.р. -: Мяч - сущ., м.р. -Рожь - сущ., ж.р. - ь


Вопрос к классу.


Какая разница в написании существительных мужского рода и существительных женского рода в единственном числе?

Вывод: (используя таблицу)


В существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется.


У существительных мужского рода в единственном числе после шипящих мягкий знак не пишется.


VII. Комментированное письмо.


Работа с пословицами, с воспитательным моментом.


Товарищ за товарища в огонь бросится.


(Один ученик у доски объясняет, а все записывают в тетрадь).


Вопрос ученику.


Чему учит эта пословица?

Кто может быть хорошим товарищем?

Найти орфограмму и объяснить ж.р.


Помощь оказал, дружбу доказал.


Вопрос ученику.


Чему учит это пословица?

Какую помощь можно оказать другу?

Найди орфограмму и выдели.

Какие ещё орфограммы есть в этой пословице?

VIII. Самостоятельная работа. Работа с учебником.


1 группа


Упр. 254, поставить существительные в единственном числе, орфограмму выделить зелёной пастой.


Н-р: Летняя (ночи)


Летняя ночь


Верный (товарищи)


Верный товарищ


2 группа.


Упр. 251, выделить существительные в единственном числе с шипящее на конце слова.


Н-р: На чужбине и калач не в радость.


IX. Игровой момент.


Работа, связанная с отгадыванием загадок. На доске закрыты 5 предметов (мышь, мяч, ёж, ландыш, грач)


Учитель загадывает загадки, а учащиеся отгадывают. Если загадка отгадана верно, то учитель открывает нужную картинку и ученик объясняет написание этого слова.


Н-р: 1) Его бьют, а он не плачет,


Веселее только скачет. (Мяч)


Чёрный, проворный,

Кричит "Кряк",

Червям враг. (Грач)


Хвост длинен, если крошки,

Боимся очень кошки. (Мышь)


Под соснами, под ёлками

Лежит клубок с иголками. (Ёж)


Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш).


Белые горошки на зелёной ножки. (Ландыш).


X. Подведение итога урока.


Как пишутся существительные женского и мужского рода ед. числа с шипящей на конце слова?


XI. Комментирование оценок.


Оцениваются ученики по активности участия на уроке и по индивидуальным заданиям.


XII. Домашнее задание.


Упр. 253, стр 108, найти существительное с шипящей на конце слова и выделите, определяя род (для I группы).


II Группа Списать 4 предложения и подчеркнуть слова с шипящее на конце слова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Брушко Ирина Анатольевна

Дата: 12.11.2018

Номер свидетельства: 485239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "169041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423331551"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Итоговый урок – путешествие по зимнему лесу:      « Имя существительное». "
    ["seo_title"] => string(75) "itoghovyi-urok-putieshiestviie-po-zimniemu-liesu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "174134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424093639"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка " Повторение и закрепление знаний по теме "Имя существительное" ""
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-povtorieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "288047"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454580248"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок на тему: "Имя прилагательное" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "urok-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "290863"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455029880"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "открытый урок по русскому языку на тему: «В гостях у Королевы частей речи» "
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-v-ghostiakh-u-korolievy-chastiei-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "187685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426563767"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства