Урок русского языка в 4 классе
Тема: Итоговый урок – путешествие по зимнему лесу:
« Имя существительное».
Цели: закрепить полученные знания, умения, навыки учащихся об имени существительном; развивать аналитико-синтетические умения ; закреплять умение определять род, число, склонение имён существительных ; уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; формировать навыки работы в парах и группах; отрабатывать интерактивные упражнения; закреплять правило написания большой буквы в собственных именах существительных, правописание имён существительных женского и мужского рода, которые заканчиваются на шипящий ; воспитывать любовь к к красоте родной природы, желание больше читать.
Задачи:
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: формировать умение находить имена существительные в тексте, давать основные характеристике данной части речи.
Коммуникативные: умение работать в парах, контролировать действия партнера.
Форма урока: урок – путешествие /закрепление полученных знаний об имени существительном/
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: объяснительный, иллюстративный, проблемный.
ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация№1 «Зимний лес», Презентация №2 «Зимняя физминутка», слайды: Мороз, Снегурочка, снегири, баба-яга, Снеговички, конверты - карточки с заданиями, планшеты, компьютер, мультимедийный проектор, экран;
Конверты с заданиями для работы в парах и группах:
- раздаточный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы;
- задания для выполнения на уроке;
- индикаторы для обратной связи;
Организация пространства: работа в парах, группах, фронтальная работа.
Планируемые результаты УУД:
Коммуникативные УУД:
*высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь слушать и понимать других, участвовать в диалоге, объяснять смысл слов, выделять необходимую информацию, сотрудничать в поиске путей решения проблемы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Регулятивные УУД:
*уметь организовать своё рабочее место, вносить необходимые дополнения,сопоставлять полученную информацию с имеющимися жизненным опытом, давать оценку деятельности другим, давать самооценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
*анализировать, делать выводы на основе полученных знаний, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, отбирать информацию, анализировать, выбирать критерии для сравнения, строить логическую цепь рассуждений.
Личностные УУД:
*мотивировать образовательный процесс, осваивать личностный смысл учения, обеспечивать личностный моральный выбор, оценивать личностный смысл учения, оценивать своё отношение к процессу обучения
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Очень тихо, как сегодня с утра падают за окном красивые снежинки — сядут девочки, а ещё тише сядут — мальчики.
*На доске три снежинки.
*Ребята, посмотрите внимательно на снежинки и скажите мне какая из этих снежинок Вам нравится больше всего?
*Ответы детей.
*Я, рада, что у большинства из Вас хорошее настроение, надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у Всех.
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы поговорим об одной из частей речи.
Имя это зашифрованно,
Слово это зачарованно,
Предмет обозначает,
Всех родов оно бывает.
Изменяется по числам, падежам.
Помогает в речи нам.
- Вы догадались, какая часть речи будет сегодня главной на уроке?
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей на свете очень много,
И безымянных нету.
Они слышны и здесь , и там,
На улице, и дома,
А я зову вас в зимний лес.
Он полон сказок и чудес.
- Вы готовы к путешествию?
- Тогда давайте скажем все вместе наш девиз:
Мы в сказочный лес за наукой пойдём
Смекалку, фантазию дружбу возьмём.
- А сейчас вы должны по лесной тропке красиво пройтись
3. Актуализация опорных знаний
- Минутка чистописания /Запись числа, классной работы/
* Пишите аккуратно и постарайтесь не сойти с тропинки.
- лл лл лл
- Лес, лесок, лесной, лесник.
*-Что объединяет эти слова?
/Корень-общий смысл/
*-Какое слово является проверочным для всех слов?
/Слово лес/
*-Почему?
/В нём ударная гласная/
*Здесь есть «лишнее» слово?
/Да/
*-Найдите его.
/лесной/
*-Почему?
/Все имена существительные, а это имя прилагательное/
-
Составьте со словом лес предложение. Разберите.
/Как красиво в зимнем лесу! Деревья покрыты снежными кружевами, они как будто спят./
- В путешествие по лесу
Мы отправимся сейчас
Существительных немало
Встретят на дороге нас.
Включение презентации «Зимний лес»
Ночью, в полях под напевы метели
Дремлют качаясь берёзки и ели.
Мнится мне ночью, меж белых берёз,
Бродит в туманном сиянье - МОРОЗ. /слайд с морозом/
- Чтобы преодолеть этот нелёгкий путь, я предлагаю вам пополнить «Корзину Ваших Знаний», и вспомнить что вы знаете об имени существительном.
ИГРА « Корзина Знаний»
Имя существительное- часть речи , которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы кто?, что?
Склонение- это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей: 1 прямой и 6 косвенных.
Собственные имена существительные - пишутся с большой буквы. К собственным именам существительным относятся имена, фамилии людей, клички животных, географические названия. Есть и нарицательные имена сущ.
Род - имена сущ. бывают мужского, женского, среднего рода. Род - категория постоянная.
Число – категория непостоянная. Есть имена сущ., которые по числам не изменяются, они употребляются только в единственном или во множественном числе.
Ь - после букв ж, ч, ш, щ мягкий знак пишется в именах сущ. женского рода.
- Вот мы и взяли всё необходимое в дорогу. Но одним идти скучно. Кто же нам поможет найти дорогу в красивом зимнем сказочном лесу?
- Отгадайте загадку: Она в сапожках бешубке голубой
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?… (Снегурочка!) (слайд со Снегурочкой)
4. Работа над темой урока
Идёт наша Снегурочка по лесу,
Любуется какими красивыми узорами
Дедушка Мороз укутал берёзки, ели, осинки
Вдруг впереди перед ней указатель на ножке.
ЧТО? КТО? КОГО? ЧЕГО? КАК? ПОЧЕМУ?
Ничего я не пойму.
Попробуем с Вами помочь Снегурочке выполнить - первое задание.
Задание 1.( Работа в группах.)
/У Вас на столах лежат конверты с заданием/
- Вы, наверное догадались , что вам необходимо прочитать имена существительные и определить, к какой сказке они относятся и разделить их на три группы по склонениям.
- Работать будем в парах
1. Ведро, прорубь, щука, печь. ( « По щучьему велению» )
2. Болото, лягушка, царь, стрела. ( « Царевна – лягушка» )
3. Бочка, мать, коршун, спаситель, белка, месяц. ( « Сказка о царе Салтане» )
ПРОВЕРКА.
1.Щука, лягушка, стрела, бочка, белка (Ι склонение) .
2.Ведро, болото, коршун, спаситель, месяц, царь (ΙІ склонение).
3. Прорубь, печь, мать (ІΙІ склонение).
- С первым заданием вы справились.
Наша Снегурочка снова в пути
Ну, а нам за ней идти.
Глядь, стоит избушка.
В ней живёт старушка.
От неё нам не уйти.
Ждут загадки впереди. /Слайд с Бабой-Ягой/
Задание 2. ( Работа в парах. )
/Работать будем на планшетах/
- Сейчас вам предстоит работа в группах. Правила работы вам известны. У нас есть лидеры в группах. Они получают задание. Это вопрос – загадка, на который вам необходимо дать ответ.
ВОПРОСЫ – ЗАГАДКИ
- Как звали собаку в сказке Репка ? /Жучка/
- В какой деревне живут кот Матроскин и Шарик? ( В деревне Простоквашино ).
- Какая фамилия у Кащея? ( Бессмертный)
-Как зовут вредную бабушку которая живёт в избушке на курьих ножках? (Баба-Яга)
- Какое отчество у Добрыни , одолевшего змея Горыныча? (Никитич )
- Куда отправился доктор Айболит лечить зверей? ( В Африку.)
- Как зовут бабушку , от которой убежала вся посуда? ( Федора)
Проверка – запись ответов на доске лидерами групп.
- Каким правилом вы руководствовались при написании слов- отгадок?
( Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)
- Баба Яга осталась довольна и отпустила нас и Снегурочку дальше.
- И предложение Вы умеете разбирать, и склонение имён существительных знаете, и помните как пишутся имена собственные, но вот что- то устала наша Снегурочка и решил сделать привал.
ФИЗМИНУТКА
/Презентация/
Идёт наша Снегурочка дальше:
А перед нами снегири
Красногрудые певцы,
Поиграть они хотят.
Снегурочка остановилась,
Над заданием склонилась.
Задание 3.
/Попробуем и Мы с Вами накормить снегирей, так как в лесу зимой им холодно и голодно/
Упражнение « Ледокол ».
- Попробуйте отыскать сказочных героев в слове « сказки». С существительными составьте словосочетания, указав окончание, склонение, падеж, род имён существительных.
Снегурочка /В. П./
Колобок /И. П./
Артемон /Т.П./
Золушка /П.П./
Карабас Барабас /Р.П./
Иванушка /Д.П./
- Определите род имён существительных.
На пригорке у дубка
Снегурочка увидела Кота. /Слайд кота/
- Кот учёный просит вас разобраться со словами.
Задание 4.
/Перед Вами конверты, в них карточки со словами. Слова рассыпались. Поможем коту и составим из данных слов мини-сочинение на тему «Зимний лес»/ (волшебный лес, снегопад, ёлочка, берёзка, снежинки, ели, метель, зимний и др)
- И коту учёному мы помогли.
Идёт наша Снегурочка дальше,
Вдруг перед ней Весёлые Снеговички:
Снеговички, нас ждут
И задание дают.
Задание 5.
Весёлые Снеговички предлагает вам выписать имена существительные с шипящими на конце и объяснить их правописание.
Жил- был ёрш…- вертлявый хвост, колючий нос. А дрова сами в избу идут и в печ… лезут. Взял Иван острый меч… Стерегите пшеницу каждую ноч…. У окна сидела царская доч… Марья- царевна.
- И с заданием Снеговика вы справились.
Лес волшебный Мы прошли,
И со всеми заданиями справились.
Но Снегурочка в лесу увидела ёлочку, и рассказала мне интересную сказку.
Рефлексия.
Послушайте сказку.
В густом ельнике жила маленькая ёлочка. Как и все малыши, она была очень любопытная и часто задавала вопросы, кого встретит: Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? - спрашивала ёлочка.
Пришла зима. Ёлочке стало холодно. Ребята, давайте расскажем ей, о чём мы сегодня говорили на уроке, и укроем её снежком. Перед вами Снежинки, надеюсь, что к концу урока Ваше настроение не изменилось. Вы дорисовываете своей Снежинки личико, выходите и говорите мне, что вы запомнили, что Вы повторили во время нашего путешествия.
Итог урока.
с.45 упр.68-выполнить задание.