Тема урока: Имя прилагательное.
Цели урока: 1) систематизировать существенные признаки имени прилагательного как часть речи, развивать умение писать родовые окончания прилагательных.
2) развивать речь учащиеся, учить правильно употреблять в речи прилагательные - антонимы, прилагательные – синонимы.
3) воспитывать умение работать в группах, учить оценивать себя и товарищей по классу.
Методы: коммуникативный, комбинированный.
Форма: урок-практикум (работа в группах).
Приемы: беседа, игровые задания.
Оборудование : Компьютер, раздаточные карточки, таблица.
Ход урока:
І. Организационный момент
1. (Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.)
2. Разделить уч-ся на группы
Эпиграф урока - замечательные слова Абая:
Лишь знаньем жив человек.
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье – светоч сердец.
Да будет праведен путь твоей души молодой.
ІІ. Проверка дом. задания
Игра «Лингвистический футбол»
- Что называется глаголом?
- Какие виды глагола вы знаете?
- Что такое спряжение?
- Сколько спряжений принято различать?
- Назовите окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
- Назовите глаголы исключения.
ІІІ. Объяснение новой темы.
Определяю я предметы.
Со мной они весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Работа с таблицей на интерактивной доске
Имя прилагательное (часть речи)
1. Обозначает? (признак предмета)
2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?
3. Изменяется
По родам По числам
Ед.число Мн.число
М.р. – ой, - ый, - ий какой? какие?
Ж.р. – ая, -яя какая?
Ср.р. – ое, - ее какое? -ые, -ие
4. В предложении чаще всего является определением
5. Прилагательные имеют полные и краткие формы: вкусный торт-вкусен.
Краткие прилагательные изменяются по числам, а в ед.числе – по родам: мягок, мягка, мягко, мягки.
В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым: Торт свеж и вкусен.
І?. Работа по учебнику
Разноуровневые задания (1 группа)
І уровень
1. Имя прилагательное – это., которая обозначает., отвечает на вопросы.?.?.?
2. Выпиши только имена прилагательные:
грустить, грустный, грусть; дружба, дружный, дружить, друг; забота, заботливый, заботиться; опасность, опасаться, опасный; печаль, печалиться, печальный; слепота, слепой, слепнуть; старость, старый, стареть; терпение, терпеливый, терпеть.
ІІ уровень
1. Соедините прилагательные с существительными. Обозначьте окончания прилагательных и укажите их род, число
Хороший (друг, подруга, настроение); чужой( дом, квартира, пианино);
радостный (день, улыбка, поздравление); счастливый (праздник, дата, детство); грустный (взгляд, повесть, чувство).
ІІІ уровень
По опорной схеме подберите имена прилагательные. Составьте словосочетания «прил.+ сущ.».
Имена прилагательные
Какой? Какое? Какая?
-ый, -ий,-ой -ое, -ее -ая, - яя
І? уровень
Переведите на русский язык. Скажите изменяются ли в родном языке прилагательные по числам и родам.
Жылы киім- (теплая одежда). Жылы ?й - (теплый дом). Жылы с?з – (теплое слово). Жылы к?ндер – (теплые дни). А? ?а?аз- (белая бумага). А? орамал – (белый платок). А? к?йлек – (белое платье). А? г?лдер – (белые цветы).
2 группа: І уровень
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета
2. В предложении имена прилагательные являются:
а) дополнениями;
б) определениями или сказуемыми;
в) определениями или обстоятельствами.
3.Имен прилагательные – изменяются:
а) по родам;
б) числам и падежам;
в) по родам, числам и падежам.
ІІ уровень
1. Соедини линиями:
Ж.р. горячий чай
М.р. большое окно
Ср.р. веселая песня
2. В этом ряду синонимы: а) красивый, чудесный;
Б) высокий, низкий;
В) чистый, темный.
3. Соедините прилагательные с существительными. Обозначьте окончания прилагательных и укажите их род, число
Хороший (человек, люди); чужой (голос, голоса); радостный (день, дни); счастливый (ребенок, дети); грустный (вид, глаза).
ІІІ уровень
1.Найди антонимы: Новых друзей наживай,а старых не теряй
2.Запишите рядом с полной формой прилагательных краткую. Объясните правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
1) Свежий воздух-воздух.(свеж). Пахучий ландыш-ландыш.(пахуч).3) Неуклюжий медведь- медведь.(неуклюж),4) Колючий еж-еж. (колюч),5) Дремучий лес – лес.(дремуч). 6) Горячий хлеб- хлеб.(горяч). 7) Хороший день-день.(хорош). 8) Похожий дом-дом.(похож). 9) Могучий дуб-дуб.(могуч)
І? уровень
Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о склонении и правописании гласных в окончаниях имен прилагательных. Дополните таблицу своими примерами.
Прилагательные имеют окончания в единственном числе
в мужском и
среднем роде
Примеры
в женском роде
Примеры
Р.п. –ого(его)
Т.п. –ым (им)
П.п. –ом (ем)
В.п. –ую (-юю)
Р.п., Д.п., Т.п.,
П.п.-ой (-ей)
І?. Вывод: составление Синквейна «Имя прилагательное»:
1. Обозначает признак предмета
2. Какой? Чей?
3. Имеет степени сравнения.
4. Является определением.
5. Качественное, относительное, притяжательное.
Или использовать метод Кластера :
1. Написать ключевое слово.
2. Отвести от него лучики.
3. К каждому лучику записать соответствующее теме слово.
Тема «Имя прилагательное».
?. Рефлексия
У каждого из учащихся индивидуальная карточка с изображением физиономии: с одной стороны – грустная, а с другой – веселая. Понравился вам урок? С каким настроением вы подошли к концу урока? Поднимите ту физиономию, которая соответствует вашему настроению?
?І. Домашнее задание: упражнение 468 стр. 207
?І. Оценки.