kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Имя прилагательное" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Имя прилагательное.

Цели урока: 1) систематизировать существенные признаки имени прилагательного как часть речи, развивать умение писать родовые окончания прилагательных.

2) развивать речь учащиеся, учить правильно употреблять в речи прилагательные - антонимы, прилагательные – синонимы.

3) воспитывать умение работать в группах, учить оценивать себя и товарищей по классу.

Методы: коммуникативный, комбинированный.

Форма: урок-практикум (работа в группах). 

Приемы: беседа, игровые задания.

Оборудование : Компьютер, раздаточные карточки, таблица.

Ход урока:

І. Организационный момент

1. (Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.)

2. Разделить уч-ся на группы

Эпиграф урока - замечательные слова Абая:

Лишь знаньем жив человек.

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец.

Да будет праведен путь твоей души молодой.

ІІ. Проверка дом. задания

Игра «Лингвистический футбол»

- Что называется глаголом?

- Какие виды глагола вы знаете?

- Что такое спряжение?

- Сколько спряжений принято различать?

- Назовите окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

- Назовите глаголы исключения.

ІІІ. Объяснение новой темы.

Определяю я предметы.

Со мной они весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

 

  1. Работа с таблицей на интерактивной доске

Имя прилагательное (часть речи)

1. Обозначает?   (признак предмета)

2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?

3.                                                     Изменяется

      По родам                                                       По числам

                                                    Ед.число                             Мн.число

М.р. – ой, - ый, - ий                  какой?                                какие?

Ж.р. – ая, -яя                             какая?

Ср.р. – ое, - ее                           какое?                                  -ые, -ие

4. В предложении чаще всего является определением

5. Прилагательные имеют полные и краткие формы: вкусный торт-вкусен.

Краткие прилагательные изменяются по числам, а в ед.числе – по родам: мягок, мягка, мягко, мягки.

В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым: Торт свеж и вкусен.

І?. Работа по учебнику

Разноуровневые задания (1 группа)

І уровень

1. Имя прилагательное – это., которая обозначает., отвечает на вопросы.?.?.?

2. Выпиши  только имена прилагательные:

грустить, грустный, грусть; дружба, дружный, дружить, друг; забота, заботливый, заботиться; опасность, опасаться, опасный; печаль, печалиться, печальный; слепота, слепой, слепнуть; старость, старый, стареть; терпение, терпеливый, терпеть.

ІІ уровень

1. Соедините прилагательные с существительными. Обозначьте окончания прилагательных и укажите их род, число

Хороший (друг, подруга, настроение); чужой( дом, квартира, пианино);

радостный (день, улыбка, поздравление); счастливый (праздник, дата, детство); грустный (взгляд, повесть, чувство).

ІІІ уровень

По опорной схеме подберите имена прилагательные. Составьте словосочетания «прил.+ сущ.».

Имена прилагательные









 

Какой?                                              Какое?                                    Какая?

-ый, -ий,-ой                                    -ое, -ее                                       -ая, - яя

І? уровень

Переведите на русский язык. Скажите изменяются ли в родном языке прилагательные по числам и родам.

Жылы киім-    (теплая одежда). Жылы ?й - (теплый дом). Жылы с?з – (теплое слово). Жылы к?ндер – (теплые дни). А? ?а?аз- (белая бумага). А? орамал – (белый платок). А? к?йлек – (белое платье). А? г?лдер – (белые цветы).

2 группа:                               І уровень

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

 а) предмет;

 б) признак предмета;

 в) действие предмета

2. В предложении имена прилагательные являются:

а) дополнениями;  

б) определениями или сказуемыми;

в) определениями или обстоятельствами.

3.Имен прилагательные – изменяются:

 а) по родам;

 б) числам и падежам;

 в) по родам, числам и падежам.

ІІ уровень

1. Соедини линиями:

Ж.р.                                горячий чай

М.р.                                большое окно

Ср.р.                               веселая песня

2. В этом ряду синонимы: а) красивый, чудесный;

Б) высокий, низкий;

В) чистый, темный.

3. Соедините прилагательные с существительными. Обозначьте окончания прилагательных и укажите их род, число

Хороший (человек, люди); чужой (голос, голоса); радостный (день, дни); счастливый (ребенок, дети); грустный (вид, глаза).

ІІІ уровень

1.Найди  антонимы: Новых друзей наживай,а старых не теряй

2.Запишите рядом с полной формой прилагательных краткую. Объясните правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

1) Свежий воздух-воздух.(свеж). Пахучий ландыш-ландыш.(пахуч).3) Неуклюжий медведь- медведь.(неуклюж),4) Колючий еж-еж. (колюч),5) Дремучий лес – лес.(дремуч). 6) Горячий хлеб- хлеб.(горяч). 7) Хороший день-день.(хорош). 8) Похожий дом-дом.(похож). 9) Могучий дуб-дуб.(могуч)

І? уровень

Рассмотрите таблицу. Расскажите  по ней о склонении и правописании гласных в окончаниях имен прилагательных. Дополните таблицу своими примерами.

Прилагательные имеют окончания в единственном числе

в мужском и

среднем роде

Примеры

в женском роде

Примеры

Р.п. –ого(его)

Т.п. –ым (им)

П.п. –ом (ем)

В.п. –ую (-юю)

Р.п., Д.п., Т.п.,

П.п.-ой (-ей)

І?. Вывод:  составление Синквейна «Имя прилагательное»:

1. Обозначает признак предмета

2. Какой? Чей?

3. Имеет степени сравнения.

4. Является  определением.

5. Качественное, относительное, притяжательное.

Или использовать метод Кластера :

1. Написать ключевое слово.

2. Отвести от него лучики.

3. К каждому лучику записать соответствующее теме слово.

Тема «Имя прилагательное».



 

?. Рефлексия

                           У каждого из учащихся индивидуальная карточка с изображением физиономии: с одной стороны – грустная, а с другой – веселая. Понравился вам урок? С каким настроением вы подошли к концу урока? Поднимите ту физиономию, которая соответствует вашему настроению?

                        ?І. Домашнее задание: упражнение 468 стр. 207

                        ?І. Оценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Имя прилагательное" 7 класс»


Урок русской речи в 7 классе


Тема урока: Имя прилагательное.

Цели урока: 1) систематизировать существенные признаки имени прилагательного как часть речи, развивать умение писать родовые окончания прилагательных.

2) развивать речь учащиеся, учить правильно употреблять в речи прилагательные - антонимы, прилагательные – синонимы.

3) воспитывать умение работать в группах, учить оценивать себя и товарищей по классу.

Методы: коммуникативный, комбинированный.

Форма: урок-практикум (работа в группах).

Приемы: беседа, игровые задания.

Оборудование : Компьютер, раздаточные карточки, таблица.


Ход урока:

І. Организационный момент

1. (Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.)

2. Разделить уч-ся на группы

Эпиграф урока - замечательные слова Абая:

Лишь знаньем жив человек.

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец.

Да будет праведен путь твоей души молодой.


ІІ. Проверка дом. задания

Игра «Лингвистический футбол»

- Что называется глаголом?

- Какие виды глагола вы знаете?

- Что такое спряжение?

- Сколько спряжений принято различать?

- Назовите окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

- Назовите глаголы исключения.


ІІІ. Объяснение новой темы.

Определяю я предметы.

Со мной они весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!







  1. Работа с таблицей на интерактивной доске


Имя прилагательное (часть речи)

1. Обозначает? (признак предмета)


2. Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?


3. Изменяется


По родам По числам


Ед.число Мн.число


М.р. – ой, - ый, - ий какой? какие?

Ж.р. – ая, -яя какая?

Ср.р. – ое, - ее какое? -ые, -ие


4. В предложении чаще всего является определением

5. Прилагательные имеют полные и краткие формы: вкусный торт-вкусен.

Краткие прилагательные изменяются по числам, а в ед.числе – по родам: мягок, мягка, мягко, мягки.

В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым: Торт свеж и вкусен.


ІҮ. Работа по учебнику

Разноуровневые задания (1 группа)

І уровень

1. Имя прилагательное – это ..., которая обозначает ..., отвечает на вопросы ...? ...? ...?

2. Выпиши только имена прилагательные:

грустить, грустный, грусть; дружба, дружный, дружить, друг; забота, заботливый, заботиться; опасность, опасаться, опасный; печаль, печалиться, печальный; слепота, слепой, слепнуть; старость, старый, стареть; терпение, терпеливый, терпеть.

ІІ уровень

1. Соедините прилагательные с существительными. Обозначьте окончания прилагательных и укажите их род, число

Хороший (друг, подруга, настроение); чужой( дом, квартира, пианино);

радостный (день, улыбка, поздравление); счастливый (праздник, дата, детство); грустный (взгляд, повесть, чувство).

ІІІ уровень

По опорной схеме подберите имена прилагательные. Составьте словосочетания «прил.+ сущ.».



Имена прилагательные


Какой? Какое? Какая?

-ый, -ий,-ой -ое, -ее -ая, - яя


ІҮ уровень

Переведите на русский язык. Скажите изменяются ли в родном языке прилагательные по числам и родам.

Жылы киім- (теплая одежда). Жылы үй - (теплый дом). Жылы сөз – (теплое слово). Жылы күндер – (теплые дни). Ақ қағаз- (белая бумага). Ақ орамал – (белый платок). Ақ көйлек – (белое платье). Ақ гүлдер – (белые цветы).


2 группа: І уровень

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета

2. В предложении имена прилагательные являются:

а) дополнениями;

б) определениями или сказуемыми;

в) определениями или обстоятельствами.

3.Имен прилагательные – изменяются:

а) по родам;

б) числам и падежам;

в) по родам, числам и падежам.

ІІ уровень

1. Соедини линиями:

Ж.р. горячий чай

М.р. большое окно

Ср.р. веселая песня

2. В этом ряду синонимы: а) красивый, чудесный;

Б) высокий, низкий;

В) чистый, темный.

3. Соедините прилагательные с существительными. Обозначьте окончания прилагательных и укажите их род, число

Хороший (человек, люди); чужой (голос, голоса); радостный (день, дни); счастливый (ребенок, дети); грустный (вид, глаза).

ІІІ уровень

1.Найди антонимы: Новых друзей наживай,а старых не теряй

2.Запишите рядом с полной формой прилагательных краткую. Объясните правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

1) Свежий воздух-воздух ...(свеж). Пахучий ландыш-ландыш ...(пахуч).3) Неуклюжий медведь- медведь ...(неуклюж),4) Колючий еж-еж... (колюч),5) Дремучий лес – лес...(дремуч). 6) Горячий хлеб- хлеб...(горяч). 7) Хороший день-день ...(хорош). 8) Похожий дом-дом...(похож). 9) Могучий дуб-дуб...(могуч)

ІҮ уровень

Рассмотрите таблицу . Расскажите по ней о склонении и правописании гласных в окончаниях имен прилагательных. Дополните таблицу своими примерами.


Прилагательные имеют окончания в единственном числе

в мужском и

среднем роде

Примеры

в женском роде

Примеры

Р.п. –ого(его)

Т.п. –ым (им)

П.п. –ом (ем)


В.п. –ую (-юю)

Р.п., Д.п., Т.п.,

П.п.-ой (-ей)



ІҮ. Вывод: составление Синквейна «Имя прилагательное»:

1. Обозначает признак предмета

2. Какой? Чей?

3. Имеет степени сравнения.

4. Является определением.

5. Качественное, относительное, притяжательное.

Или использовать метод Кластера :

1. Написать ключевое слово.

2. Отвести от него лучики.

3. К каждому лучику записать соответствующее теме слово.


Тема «Имя прилагательное».








Ү. Рефлексия

У каждого из учащихся индивидуальная карточка с изображением физиономии: с одной стороны – грустная, а с другой – веселая. Понравился вам урок? С каким настроением вы подошли к концу урока? Поднимите ту физиономию, которая соответствует вашему настроению?


ҮІ. Домашнее задание: упражнение 468 стр. 207

ҮІ. Оценки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок на тему: "Имя прилагательное" 7 класс

Автор: Ибадуллаев Есенбай Ануарович

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Открытый урок по русскому языку по теме "Имя прилагательное" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121056"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413874891"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок-соревнование в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-sorievnovaniie-v-5-klassie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "156941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421508855"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-1"
    ["file_id"] => string(6) "166657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422979740"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства