Открытый урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.
Обучающая цель:
Отработка правописания орфограмм корня (безударный гласный, парный согласный, непроизносимый согласный).
Развивающая цель :
развитие логического мышления;
развитие умения формулировать и проговаривать свои мысли.
Воспитательная цель:
воспитание любви и интереса к родному языку.
УУД:
Познавательные:
показать как выбор безударного гласного в корне может повлиять на значение слова;
отрабатывать навык постановки знаков препинания в предложениях;
отрабатывать навык выделения словосочетания из предложений.
Регулятивные :
находить в словах орфограммы и объяснять их, применять нужный алгоритм для проверки;
выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Коммуникативные:
учиться критично относиться к собственному мнению;
уметь слушать и слышать, извлекать пользу из опыта одноклассников;
сотрудничать при работе в паре, группе;
проявлять интерес и уважение к разным точкам зрения.
Личностные :
осознавать роль языка в речи и жизни людей;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.
Оборудование: карточки, презентация, елочка, шарики, плакат
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Все начинается со школьного звонка
В далекий путь отчаливают парты
Там впереди покруче будут страны
И посерьезней будут, а пока
Нас ждет урок- русского языка
Давайте прочитаем на доске девиз нашего урока
«Скорей за работу,
Возьмёмся мы дружно .
И будьте внимательны
Это вам нужно!»
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете все активны и внимательны.
2. Запись числа, классная работа.
Какое у вас настроение, если хорошее, то на полях нарисуем солнышко, а если плохое , то тучку, в конце урока посмотрим, какое будет у вас настроение. Я думаю, что на протяжении всего урока у вас будет хорошее настроение
3. Чистописание
1.Прочитайте слова с доски: друзья, веселье, елочка, юла, Какая орфограмма встретилась в словах?
Что обозначают интересные гласные буквы в словах?
Пишем сочетания яя, ье, юя
4.Словарная работа
Запись слов под диктовку(1 человек у доски)
Легкий, легко, командовать, команда, командир, волноваться, тревога, тревожиться, горизонт, заря.
5.Актуализация знаний.
Ребята, я предлагаю вам сейчас выполнить письмо с комментированием.
- как вы думаете, какая будет ваша задача? (увидеть и объяснить орфограммы).
- Прочитайте словосочетания.
Поздний гость, ровная дорожка, лесистая местность, степное животное..
4. Самоопределение к деятельности,
- Как вы думаете, что объединяет данные орфограммы? (они в корне)
- Кто может назвать тему урока?
- Значит, сегодня мы будем работать с корневыми орфограммами.
- Тема урока «Правописание гласных и согласных в корне» .Слайд 1
- Скажите, эти слова можно разделить на группы? На какие группы мы разделили данные корневые орфограммы?
(Бездарные гласный,
непроизносимый согласный,
парный сомнительный согласный).
- Именно с этими орфограммами мы будем работать на уроке.
- Выпишите слова в 3 столбика по орфограммам
5.Работа по теме урока.
- Я вам предлагаю выполнить первое задание.
- Объясните правописание безударных гласных в корне в предложении.
Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона.
-Что такое затон?
-объяснение по толковому словарю.
-Разобрать предложение по членам предложения
СЛАЙД 2
- Объясните орфограммы, которые вы увидели в словах.
-
Работа с парными согласными Слайд 3
- Я предлагаю вам выписать слова с парными согласными и написать проверочные
- Сделайте вывод
- Чтение вывода на слайде 4
Физминутка.
Засиделись мы, друзья!
Уж подвигаться пора.
Влево- вправо наклонились
И на месте покрутились.
Сели – встали, прыг на месте
И похлопали все вместе.
На места свои присели.
Каждый будет здесь при деле.
- 7. Следующая орфограмма непроизносимый согласный в корне слова
Задание на слайде Слайд 5
-Замените слова с непроизносимыми согласными синонимами
-Что такое синонимы?
8. ПРОВЕРКА на слайде 6
9. Развитие речи .Составить рассказ по картинке Слайд7
10.Работа по учебнику упр.182 Самостоятельная работа в тетради.
- Самостоятельно спишите текст, подчеркните орфограммы.
11.Продолжение работы по теме урока.
1.Выполнить тестовую работу.
1)Какое слово пишется не так, как произносится?
А) винт
Б) весы
В) курс
2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
А) в…сна, м…тель
Б) к…тёнок, заб…жал
В) г…мнаст, к…рмить
3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква ?
А) матро…, зале…ть
Б) вокру…, во…зал
В) оши…ка, ро…кий.
4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
А) праз…ник
Б) опас…ный
В) мес…ный
5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.
А) уд…вление, по…вление, пл…сать
Б) к…рмить, н…чной, б…жать
В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное
( Взаимопроверка)
2.Игра «Маячок»
(у каждого учащегося по три флажка – «маячка», в соответствии с правилом дети поднимают вверх «маячок»).
Заискрились огоньками,
Засверкали маячки.
Если красный загорится –
Безударная позиция.
Загорится жёлтый цвет –
Парный шлёт тебе привет.
Ну, а если привидение-
То зелёный без сомнения.
Маячки на партах есть?
Поиграем с ними здесь.
Красный: печник, разумный, ленивый, тяжёлый, ледник.
Жёлтый: блюдце, этаж, книжка, плутовка, друг.
Зелёный: поздно, праздник, радостный, лестница, частное.
12.Домашнее задание: упр.181.
13.Рефлексия.
Нарисуйте в тетради свое настроение в конце урока
Вам понравилось, ребята?
Здорово, прекрасно, дети!
Расскажу теперь я в свете,
Что есть такие удальцы,
В 4 классе. Молодцы!
Что за правила учили?
Я, надеюсь, не забыли?
Напоследок повторим,
Знания наши закрепим.
Накануне новогоднего праздника украсим елочку шариками
Красный - все было понятно,
Синий - затруднялся
Желтый - ничего не запомнил.
Выставление оценок.
Молодцы! Спасибо за урок. Слайд 8