Просмотр содержимого документа
««Правописание частицы НЕ с глаголами»»
Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Цель урока: - закрепить знания о правописании НЕ с глаголом; - коррекция памяти, внимания, мышления.
Тип урока: урок закрепления знаний
I. Организационный момент Учитель: Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Посмотрите, всё ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? Проверили? Теперь садитесь! И с усердием трудитесь!
II. Мотивационный момент Учитель: Сегодня с вами на уроке Мы покажем знания. Что мы знаем о глаголе, Как частицу НЕ писать, А на все мои вопросы Я прошу вас только полно отвечать!
III. Проверка пройденного материала Учитель: - Какую часть речи мы изучаем? - Давайте обобщим наши знания о глаголе по схеме, которая называется «Что мы знаем о глаголе» ГЛАГОЛ … (часть речи) ОБОЗНАЧАЕТ … (состояние или действие предмета) ВОПРОСЫ … (что делать? что сделать?) ЧИСЛО … (единственное, множественное) ВРЕМЯ … (настоящее, будущее, прошедшее) ВИДЫ … (совершенный: законченное действие, отвечают на вопросы что сделал? что сделать? что сделаю?; несовершенный: незавершенное действие, отвечают на вопросы: что делал? что делаю? что буду делать?) - О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? - Напомните мне правило о правописании частицы НЕ с глаголами. - Правильно! Не выучил, не знаешь, Не делай, не спеши, С глаголами раздельно Частицу НЕ пиши. - Какой смысл придаёт частица НЕ глаголу? (отрицание) - Сегодня на уроке мы с вами закрепим правило правописания НЕ с глаголами.
V. Словарный диктант Учитель: - Открываем тетради и пишем словарный диктант с заданием! Я буду диктовать вам загадки. Вам нужно будет их записать, соблюдая правило правописания частицы НЕ с глаголами, а в скобочках написать ответ-разгадку. 1. Куда бежит, сама не знает. В степи ровна, в лесу плутает. Споткнётся у порога. (дорога) 2. Идём и ночью мы и днём, но никуда мы не уйдём. (часы) 3. Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает. Одним дорогу не даёт, других он подгоняет. (ветер) 4. Одну меня не едят, а без меня мало едят. (соль) - А теперь поработаем устно и еще раз закрепим тему. Задание. Подумай, перед какими глаголами должна стоять отрицательная частица НЕ. Вставь её в пословицы. Также определите, о чём же данные пословицы: о жадности, о болтливости, об обмане, о трудолюбии. Кто сегодня … обманет, тому завтра … поверят. Кто труда … боится, того лень … сторонится. Конь вырвется … воротишь, слово вырвется … догонишь. За двумя зайцами … погонишься, ни одного … поймаешь. ПРАВИЛЬНО: Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят. (об обмане) Кто труда не боится, того лень сторонится. (о трудолюбии) Конь вырвется – воротишь, слово вырвется – не догонишь. (о болтливости) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. (о жадности) - Какое из этих качеств положительное? - Какие еще положительные качества характера вы знаете? - А есть такое качество как ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ? - Добросовестно ли вы выполняете правила поведения в школе? Назовите их употребляя с частицей НЕ. (ответы детей) - А как их можно обобщить? (вывод: НЕ НАРУШАЙ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ)
VI. Самостоятельная работа Задание. Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей НЕ. 1. Не вешать голову – не унывать. 2. Сидеть сложа руки – ничего не делать. 3. Не смыкать глаз – не уснуть. 4. Пропустить мимо ушей – не слышать, не замечать.
VII. Итог урока Учитель: - О какой части речи мы с вами сегодня говорили на уроке? - Как пишется частица НЕ с глаголом?
VIII. Домашнее задание Учитель: Вы сегодня прекрасно поработали, я горжусь вами, поэтому домашнего задания не будет, спасибо вам за урок! Давайте похлопаем друг другу! Мы все были молодцами.
IV. Выставление оценок
Напутствие учителя - Ребята! Надо дружить с грамматикой. Учить правила, и если не лениться, можно всему научиться!