2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.
Воспитательные:
1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;
2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.
Ход урока
Организационный момент Долгожданный дан звонок, Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Актуализация знаний
Жила- была бабушка Орфографушка и была у нее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку.
На доске записано стихотворение:
Л..са вд..ли в..днее,
С..нее н..б..са.
Заметней и м лее
На пашне п..л..са.
Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.
Какое правило вы применили?
Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)
Как проверить безударный гласный в корне?
Сообщение темы и цели урока.
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением) - Сформулируйте тему урока. - Чему мы будем учиться? - Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися).
IV. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Понятие безударных гласных.
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Что такое орфограмма?
Слово «орфограмма» произошло от греческих слов orthos (орфос) — правильный и gramma (грамма) — буква. Под этим термином понимается единственное корректное написание слова, продиктованное соответствующим ему орфографическим правилом. Многочисленные виды орфограмм гласных в корнях русских слов занимают особое место в нашем языке потому, что являются постоянным источником ошибок и требуют выработки навыков, которые помогают избегать неверного написания слов.
Проверяемые
Алгоритм проверки прост и логичен: нужно подобрать корректное проверочное слово или изменить форму проверяемого слова так, чтобы безударная гласная в корне попала под ударение, тогда вопрос, какую букву писать, пропадет. Примеры: развевается гордый стяг — проверочное слово веять;усталый грибник — проверочное слово гриб.
Непроверяемые
Орфограмму безударного гласного в корне таких словах нельзя установить, используя правило или найдя проверочное слово, правильное написание можно только запомнить или посмотреть в словаре. Примеры: интеллигенция, ватрушка, ромштекс, каракатица, привилегия, каравай, стипендия, вентиляция, дизентерия, компоновка, пластилин, бадминтон и другие.
Чередующиеся
В некоторых словах буква меняется в зависимости от ситуации. В данном случае виды орфограмм гласных в корне могут определяться:
ударением;
значением слова;
буквой, которая следует за гласной;
суффиксом, стоящим за корнем.
Например:
• В корнях зор/зар под ударением пишется та буква, которая слышится: зори — зарево; без ударения — буква а: зарница, заря. Исключение: зоревать.
• В гор/гар без ударения ставится о, под ударением а: гореть — загар.
• В плов/плав без ударения пишется буква а: плавник, поплавок, кроме слов пловчиха, пловец и плывун.
• В твор/твар и клон/клан под ударением в зависимости от произношения выбирается а или о: тварь, поклон; без ударения пишется о: затвор, преклонить.
2. Карточкина доске: В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец. - Прочитайте предложения. - Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова) - Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами. Солонка, соль, солить, солёный. - В написании какого слова вы не сомневаетесь? (соль) - Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные). - А почему сомневаетесь в остальных случаях? - Как быть? (подобрать проверочное слово). - Слово «соль» является «проверочным» - По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно). - А почему хорошо слышно? (Под ударением) - Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения. - Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми. - Какой вывод можно сделать? Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове. - Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное) - Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне. На доске: дом – дома совы - сова - Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова). - Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными. – Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – второй способ). - Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слова. (подобрать однокоренные слова, изменить форму слова)
V.Физкультминутка.
Зарядка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба)
Руки поднимать (руки вверх)
Приседать и вставать (приседать 4-6 раз)
Прыгать и скакать.(10 прыжков)
VI. Словарная работа.
- Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.
Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему: • кричать, крикливый, крик • окно, окошечко, окна • тайник, тайна • сова, совёнок, совы • дворы, двор, дворовый • дождь, дождливый, дождик
VIII.. Подведение итогов урока. Рефлексия - Скажите, о какой орфограмме шла речь на уроке. - Какие гласные в корне требуют проверки? - Как вы подбирали проверочные слова?