kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

«Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм».

Цели урока:

Цели: Образовательные:

1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

Развивающие:

1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.

2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.

Воспитательные:

1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;

2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм».»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

«Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм».

Цели урока:

Цели: Образовательные:

1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

Развивающие:

1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.

2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.

Воспитательные:

1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;

2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.


Ход урока

  1. Организационный момент
    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    А теперь проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте?
    Все ль в порядке?
    Ручки, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?

  2. Актуализация знаний

Жила- была бабушка Орфографушка и была у нее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку.

На доске записано стихотворение:

Л..са  вд..ли  в..днее,

 С..нее  н..б..са.

 Заметней и м лее

На пашне п..л..са.

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.

Какое правило вы применили?

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)

Как проверить безударный гласный в корне?


  1. Сообщение темы и цели урока.

    - На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
    - Сформулируйте тему урока.
    - Чему мы будем учиться?
    - Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися).


  2. IV. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Понятие безударных гласных.

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Что такое орфограмма?

Слово «орфограмма» произошло от греческих слов orthos (орфос) — правильный и gramma (грамма) — буква. Под этим термином понимается единственное корректное написание слова, продиктованное соответствующим ему орфографическим правилом. Многочисленные виды орфограмм гласных в корнях русских слов занимают особое место в нашем языке потому, что являются постоянным источником ошибок и требуют выработки навыков, которые помогают избегать неверного написания слов.

Проверяемые

Алгоритм проверки прост и логичен: нужно подобрать корректное проверочное слово или изменить форму проверяемого слова так, чтобы безударная гласная в корне попала под ударение, тогда вопрос, какую букву писать, пропадет. Примеры: развевается гордый стяг — проверочное слово веять; усталый грибник — проверочное слово гриб.

Непроверяемые

Орфограмму безударного гласного в корне таких словах нельзя установить, используя правило или найдя проверочное слово, правильное написание можно только запомнить или посмотреть в словаре. Примеры: интеллигенция, ватрушка, ромштекс, каракатица, привилегия, каравай, стипендия, вентиляция, дизентерия, компоновка, пластилин, бадминтон и другие.

Чередующиеся

В некоторых словах буква меняется в зависимости от ситуации. В данном случае виды орфограмм гласных в корне могут определяться:

  • ударением;

  • значением слова;

  • буквой, которая следует за гласной;

  • суффиксом, стоящим за корнем.

Например:

• В корнях зор/зар под ударением пишется та буква, которая слышится: зори — зарево; без ударения — буква а: зарница, заря. Исключение: зоревать.

• В гор/гар без ударения ставится о, под ударением а: гореть — загар.

• В плов/плав без ударения пишется буква а: плавник, поплавок, кроме слов пловчиха, пловец и плывун.

• В твор/твар и клон/клан под ударением в зависимости от произношения выбирается а или о: тварь, поклон; без ударения пишется о: затвор, преклонить.



2. Карточки на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Солонка, соль, солить, солёный.
- В написании какого слова вы не сомневаетесь? (соль)
- Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные).
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть? (подобрать проверочное слово).
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно).
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова

- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова).
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – второй способ).
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слова. (подобрать однокоренные слова, изменить форму слова)




V. Физкультминутка.

Зарядка.

       Каждый день по утрам

       Делаем зарядку (ходьба на месте)

       Очень нравится нам

       Делать по порядку:

       Весело шагать (ходьба)

       Руки поднимать (руки вверх)

       Приседать и вставать (приседать 4-6 раз)

       Прыгать и скакать.(10 прыжков)


VI. Словарная работа.

- Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.

Тренер, тренировка, тренироваться.





VII. Закрепление

Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Безударные гласные.

Выберите нужное проверочное слова.

Уд..вительно(диво, дева), м..нять(мина, замена), л..пить( липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый ( лень, линька), м..стерить( мост, мастер)



Фронтальная проверка. Оценивание на этапе.

3. Работа с учебником. Упр 31 на с 18.
4. Работа у доски.

- Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы:

К.рмушка(корм), маслёнок (масло),  кр.льчиха (кролик),  см.льчак (смелый), б.глец  (бег), старичок ( старый),  ц.почка ( цепь), д.чурка ( дочь), с.сновый (сосны),  д.тишки (дети).


5. Карточка №2

Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
• кричать, крикливый, крик
• окно, окошечко, окна
• тайник, тайна
• сова, совёнок, совы
• дворы, двор, дворовый
• дождь, дождливый, дождик


VIII.. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Скажите, о какой орфограмме шла речь на уроке.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?

- Все ли понравилось на уроке?


ІX. Домашнее задание.


X. Итоги урока. Рефлексия.

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм».

Автор: Анна Павловна Шевченко

Дата: 24.09.2024

Номер свидетельства: 656773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку: "Правописание безударных гласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-1"
    ["file_id"] => string(6) "244131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445878953"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока руссого языка "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414330686"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока "Правописание безударных гласных. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokapravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "271206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451403242"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v_kornie_slo"
    ["file_id"] => string(6) "353935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477934135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства