Просмотр содержимого документа
««Правописание безударных гласных»»
«Правописание проверяемых безударных гласных»
Педагогические цели: 1) организовать учебную деятельность учащихся по освоению ими универсального умения по правописанию безударных проверяемых гласных в корне слова; 2) выработать умение действовать по алгоритму и самостоятельно строить цели учебной деятельности.
Задачи: 1) познакомить учащихся с образцом действия по алгоритму;
2) воспроизвести образец действия по алгоритму; 3) потренироваться в самостоятельных действиях по алгоритму;
4) проконтролировать сформированность умений;
5) рефлексия и коррекция
Ход урока.
1.Оргмомент.Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, урок у нас сегодня необычный. У нас сегодня много гостей. Они хотят посмотреть, как вы умеете учиться. Встаньте,улыбнитесь друг другу, гостям. Скажите, а что это значит «уметь учиться»?
-А садимся тихо как? (Вот так)
-А здороваемся как?(Вот так)
-настроение какое?(Вот такое!)
-Молодцы! Тогда начнем.
-А девизом нашего урока будет: «Есть желание, найдется путь!»
-А чего бы вы желали сегодня на уроке?
2.Актуализация знаний и умений. Созданиепроблемной ситуации.
На магнитно-маркерной доске выставлены слова из букв разрезной азбуки .
М…РСКОЙ
ВР…ЧИ
-Ребята, пока мы с вами отвлеклись несколько последних осенних листиков залетели к нам в класс, чтобы порадовать нас.
-Найдите , где они приземлились?Что вы заметили?
-Сорвем листики и увидим место какой буквы они заняли.
-Что мы увидели под листиками.?(Выбор букв)
-Какая проблема перед нами встала? (Какую букву выбрать?)
- Поработайте у доски и подумайте, какую букву выбрать для правильного написания.(Предъявляют результаты своего труда)
-Что вы делали, чтобы правильно выбрать букву?
(Определили орфограмму, подобрали проверочное слово )
-Что такое проверочное слово?(Проверочное слово-это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный)
3.Фиксация затруднения.
-Для проверки вы выбрали разные(одинаковые) проверочные слова?
-Кто может обосновать свой вариант выбора проверочных слов?(Мы не можем обосновать,потому что мы еще не знаем правила,которое это объясняет)
Что же мы не смогли сделать?(Мы не смогли обосновать,что правильно подобрали проверочные слова)
4.Фиксация причины затруднения.
-Молодцы,вы поняли в чем ваша трудность.
-Значит чего вы не знаете?(Не знаем правила как правильно подобрать проверочные слова)
-Какую же цель вы перед собой поставите?(Узнать как подобрать проверочные слова)
-Для чего нам это нужно?(Чтобы правильно писать слова с безударным гласным в корне)
-Конечно ,в нашей речи часто встречаются слова с проверяемой безударной гласной.Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной надо уметь правильно подбирать проверочные слова.
-Как бы вы предложили сформулировать тему урока?
(Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)
-Какие же задачи мы будем решать на уроке?
(уметь подбирать проверочные слова,учиться писать слова с безударным гласным в корне)
5.Открытие нового знания.
_Предлагаю выпонить задание(ЭОР «Работа с алгоритмом».Выполняют и записывают,один у доски)
-В каких словах для проверки б.г. вы изменяли форму слова?
-В каких подбирали однокоренные слова?
-Сколько способов мы открыли?Повторите их.
-Обратите внимание на буквы в ударных и безударных слогах в проверочном и проверяемом словах.(Соединяем дугой)
-Попробуем сформулировать правило,а я вам помогу.(Помогаю,открываю по очереди слайды)
Сравните свой вариант с правилом,данным в учебнике на с.96.(Читают про себя,хором,сравнивают)
-Все ли мы правильно говорили?
-Вспомните.как выполняли задание по алгоритму.Составим свой алгоритм,который будет нам помогать подбирать проверочные слова для обозначения буквой б.г. звука в корне.(Открываю слайды по очереди)
-А теперь повторим алгоритм целиком хором(читают хором стоя)
-Что мы с вами получили?(эталон ,правило,по которому мы будем действовать)
-Ребята,а чтобы вы всегда могли обратиться к эталону я каждому дам такой эталон.
7.Реализация построенного проекта.
-Вернемся к заданию,которое вы выполняли в начале урока.
-Какое было затруднение?(Мы не могли обосновать,что правильно подобрали проверочные слова)
-Снимем наше затруднение ,применяя алгоритм(эталон).(С помощью алгоритма объясняют проверочные слова по очереди)
8.Первичное закрепление с проговариванием вовнешней речи.
Учебник с.97 упр.148 (1,2-фронтально
4-5 в парах с проговариванием алгоритма вслух)
-Ребята,а у меня есть еще слово ---дежда.
-Помогите выбрать букву для правильного написания.
(Применяют алгоритм)
Всегда ли б.г. в корне можно проверить ?(Нет,есть слова с непроверяемым б.г.)
-Как мы поступаем в таком случае?(Смотрим в словарь)
-Найдите слово в словаре и запишите в свой словарик.
Графически обозначьте орфограмму. «Зажгите огонек» над опасным местом)
9.Физпауза
_Ребята,смотрите,а вот и зимушка-зима прислала нам свой первый подарок.
_Огадайте,что это?
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.
(На доске снежинки-буквы О,А,Е,И,Я.
-Почему к нам в гости прилетели снежинки с этими гласными буквами?(Потому что в написании этих букв мы чаще всего допускаем ошибки.Эти гласные бывают безударными)
-Представьте.что в нашем классе пошел снег.Встаньте,протяните руки воображаемому снегу,ощутите на ладонях пушинки-снежинки,покружитесь (звучит музыка)
-Представьте,что из снега .который нападал в нашем классе,мы начали лепить снежки.Давайте покидаем друг в друга в снежки.
10.Самостоятельная работа по эталону.
-А теперь настало время посмотреть как вы самостоятельно умеете применять правило.Выполните задание по карточкам.
с…лач-
с…ва
сп…на-
Взаимопроверка,самопроверка.
.
После завершения проводится рефлексия усвоения нового способа.
-У кого возникли трудности?
-С чем они связаны?
-У кого все получилось?
-Молодцы! Оцените друг друга, себя Смайликом по алгоритму самооценки.
11.Включение в систему знаний и повторение.
(Работа в паре)
_Ребята,а сейчас вы побудете в роли редакторов.Из предложения выпишите слова,в которых допущены ошибки.(Комментируют исправленные ошибки)
12.Рефлекси я учебной деятельности на уроке.
-Какую цель ставили на уроке?
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие способы подбора проверочных слов вы знаете?
-Для чего вам необходимы эти знания?
-Можете вы сказать ,что сегодня вы учились,а не просто присутствовали на уроке и теряли время?
-Удалось вам самим (самостоятельно) выяснить ,что вам неизвестно,самим добыть знания и сделать то ,что не получалось?
-Оцените свою успешность в данной теме.(Смайлик)
-Кто из вас может рассказать почему?
-Какое же знание нам помогает уверенно справляться с различными заданиями ?(Знание правила)
-Что умеем?(Применять это правило на практике)
-Поработайте в парах и восстановите правило,которым будете пользоваться для проверки написания б.г. в корне слова?(Работа с ЭОР)
14.Домашнее задание.
-Подобрать 2-3 слова на данное правило на тему «Зима».Составить с ними текст из 3-4 предложений(по желанию)