Данный урок составлен с целью ознакомления учащихся с раздельным написанием частицы не с глаголами, формирования умения применять данное знание на письме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: формирование умения писать частицу не с глаголами.
Задачи:
создать условия для ознакомления учащихся с раздельным написанием частицы не с глаголами, формирования умения применять знание данного правила на письме, формирования орфографической зоркости;
способствовать развитию мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, логического мышления и речи;
содействовать воспитанию положительных качеств личности, сознательного отношения к учению.
Наглядность и оборудование:
Карточки с тестовыми заданиями по теме «Глагол».
Плакат с правилом по данной теме.
Карточки с глаголами для выборочного письма.
Учебник.
Методы и приемы:
1.Экспресс-тестирование. 2. Проблемный вопрос. 3. Работа с грамматической сказкой. 4. Физминутка. 5. Работа по учебнику. 6. Лексическая работа с пословицами и поговорками. 7. Метод неоконченных предложений. 8. Разноуровневое задание. 9. Творческая работа.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока
Мотивационно-целевой этап.
Запись числа.
Актуализация опорных знаний. Экспресс-тестирование. (Форма организации работы парная).
1.Глагол – это:
а) часть речи, которая обозначает действие предмета
б) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
в) часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?
5. Подберите к имени существительному цветок подходящий глагол:
А) светит б) распускается в) набегает
Фронтальная проверка.
- Над какой частью речи мы работаем?
3. Постановка проблемы.
Детям предлагается прочитать текст и найти в нем несоответствия.
Заблудился.
Петя пошел в лес за земляникой и заблудился. Он мог найти дорогу, знал, в какую сторону идти. Мальчик хотел, чтобы ночь застала его в лесу, и стал медлить.
- Что вы заметили в этом рассказе? Нам нужно его отредактировать.
- Чего здесь не хватает? (Частицы не)
Устное исправление. (Вставляю карточки).
Постановка темы и целей урока.
2.Операционный этап.
1. Чтение правила в учебнике. С. 206. ( Вывешивание плаката с правилом на доске).
2. Выборочное письмо.
- Запишите только глаголы с частицей не.
Не писал, решал, помогать, не сажает, не играет, уважает, сидит, не читал, пишет, не шутил, не смущает, бросил, пыхтел, не чихнул.
Взаимопроверка тетрадей. – Какие слова записали? -
Как записали частицу не?
3. Работа с грамматической сказкой.
- Сейчас я вам расскажу сказку.
Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…
- Слезь со стула! - Не хочу!
- Упадешь! - Не упаду!
- Отойди! - Не отойду!
- Слезаешь? - Не слезаю!
-Нравится вам эта сказка?
А сейчас выборочный диктант.
- Запишите ответы гордой частицы Не в тетрадь.
- Как пишется частица не с глаголами?
Физкультминутка.
Работа с учебником.
- Для чего нужны пословицы и поговорки? (Учат жить, т е объясняют, что хорошо, а что плохо.)
- Какие вы знаете пословицы с частицей не?
- Откройте учебники на стр. 207 упр. 523.
- Прочитайте задание.
– Прочитайте первые 4 пословицы. Мысленно исправьте их.
- Как вы их понимаете? (Лексическая работа).
1. После драки кулаками не машут. 2. Волков бояться – в лес не ходить. 3. Не учи рыбу плавать. 4. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Как пишется частица не с глаголами?
- Запишите в тетрадь ту пословицу, которая понравилась больше всего.
5. Работа со словами-исключениями.
– Давайте я вам расскажу, что же в сказке было дальше.
…Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не говорит ему: «Я тебе отвечу взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.
- Какие слова произнесла Не? (Негодую. Ненавижу.) Запись на доске.
- Как вы думаете, почему в этих словах не написано слитно?
( Потому что они без не не употребляются).
Запись в тетрадь.
3.Рефлексия.
__ выучил - __ делай, __ знаешь - __ спеши.
С глаголами (как?) _______________ частицу не пиши.
- Прочитайте. Подумайте, что здесь написано?
- Спишите себе это правило. Спиши, но не спеши. Без ошибок напиши.
Игра «Микрофон». (Метод неоконченных предложений).