Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма
Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма
«Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма»
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в первом классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают написание таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «работа» и другие, запоминают написание слов «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова». В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Обязательный список словарных слов соответствует содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года.
Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Предлагаю детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.
Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. В результате учащиеся ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в словарных словах, так и в родственных к ним. Например: «платок», но «плоточек»; «береза», но «бирезовый» и т.п. Запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим, что способствует повышению правильности и прочности запоминания непроверяемых написаний.
Осмысленность запоминания достигается мной на основе:
понимания учащимися значения изучаемого слова;
сущности и характера содержащейся в нем трудности;
установления связи данного слова с ранее изученными словами;
сообщения и использования специальных приемов запоминания,
активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.
Проанализировав собственный опыт, а также опыт работы с детьми ведущих учителей-новаторов и методистов, в работе со словарным словом выделила следующие этапы:
знакомство с новым словарным словом;
работа над слуховым образом словарного слова;
запись слова с «окошком»;
работа над зрительным образом словарного слова.
I этап. Знакомство с новым словарным словом.
Способы предъявления нового слова:
чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
рассматривание предметной картинки;
описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.
IIэтап. Работа над слуховым образом словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем трудное место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.
III этап. Запись слова с «окошком».
После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы, используя письмо с «окошком». В этом случае запись «окошком» является сигналом опасности, например: «м дведь», «пл ток».
Специфическая форма записи слова с пропуском «опасного» места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словарными словами учились прежде всего сами обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.
Далее учащиеся пытаются подобрать к новому словарному слову проверочное и определить, какую же букву следует написать.
IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях я использую такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Требования к ассоциативному образу:
а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь.
На начальном этапе работы с использованием приема ассоциативного образа я сама показываю и создаю образы. В дальнейшем уже ведется совместный разбор словарных слов, и я выполняю лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно.
Список литературы
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург,1996.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Ленинград, 1990.
Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, 2000.
Просмотр содержимого документа
«Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма»
Луговая Вера Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №3», г Губкинский
«Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма»
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в первом классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают написание таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «работа» и другие, запоминают написание слов «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова». В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Обязательный список словарных слов соответствует содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года.
Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Предлагаю детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.
Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. В результате учащиеся ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в словарных словах, так и в родственных к ним. Например: «платок», но «плоточек»; «береза», но «бирезовый» и т.п. Запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим, что способствует повышению правильности и прочности запоминания непроверяемых написаний.
Осмысленность запоминания достигается мной на основе:
понимания учащимися значения изучаемого слова;
сущности и характера содержащейся в нем трудности;
установления связи данного слова с ранее изученными словами;
сообщения и использования специальных приемов запоминания,
активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.
Проанализировав собственный опыт, а также опыт работы с детьми ведущих учителей-новаторов и методистов, в работе со словарным словом выделила следующие этапы:
знакомство с новым словарным словом;
работа над слуховым образом словарного слова;
запись слова с «окошком»;
работа над зрительным образом словарного слова.
I этап. Знакомство с новым словарным словом.
Способы предъявления нового слова:
чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
рассматривание предметной картинки;
описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.
II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем трудное место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.
III этап. Запись слова с «окошком».
После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы, используя письмо с «окошком». В этом случае запись «окошком» является сигналом опасности, например: «м дведь», «пл ток».
Специфическая форма записи слова с пропуском «опасного» места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словарными словами учились прежде всего сами обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.
Далее учащиеся пытаются подобрать к новому словарному слову проверочное и определить, какую же букву следует написать.
IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях я использую такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Требования к ассоциативному образу:
а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь.
На начальном этапе работы с использованием приема ассоциативного образа я сама показываю и создаю образы. В дальнейшем уже ведется совместный разбор словарных слов, и я выполняю лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно.
Список литературы
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург,1996.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Ленинград, 1990.
Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, 2000.