kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма»

     В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в первом классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают написание таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «работа» и другие, запоминают написание слов «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова». В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Обязательный список словарных слов соответствует содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года.

     Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.  Предлагаю детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.

     Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. В результате учащиеся ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в словарных словах, так и в родственных к ним. Например: «платок», но «плоточек»; «береза», но «бирезовый» и т.п. Запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим, что способствует повышению правильности и прочности запоминания непроверяемых написаний.

     Осмысленность запоминания достигается мной на основе:

  • понимания учащимися значения изучаемого слова;
  • сущности и характера содержащейся в нем трудности;
  • установления связи данного слова с ранее изученными словами;
  • сообщения и использования специальных приемов запоминания,
  • активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.

     Проанализировав собственный опыт, а также опыт работы с детьми ведущих учителей-новаторов и методистов, в работе со словарным словом выделила следующие этапы:

  • знакомство с новым словарным словом;
  • работа над слуховым образом словарного слова;
  • запись слова с «окошком»;
  • работа над зрительным образом словарного слова.

     I этап. Знакомство с новым словарным словом.

     Способы предъявления нового слова:

  1. чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
  2. рассматривание предметной картинки;
  3. описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.

     II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

     Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем трудное место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.

     III этап. Запись слова с «окошком».

     После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы, используя письмо с «окошком». В этом случае запись «окошком» является сигналом опасности, например: «м  дведь»,   «пл   ток».

     Специфическая форма записи слова с пропуском «опасного» места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словарными словами учились прежде всего сами обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

     Далее учащиеся пытаются подобрать к новому словарному слову проверочное и определить, какую же букву следует написать.

     IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

     Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка.

     Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

     Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей  интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.

     Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях я использую такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Требования к ассоциативному образу:

     а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

     б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.

     Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь.

     На начальном этапе работы с использованием приема ассоциативного образа я сама показываю и создаю образы. В дальнейшем уже ведется совместный разбор словарных слов, и я выполняю лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно.

Список литературы

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург,1996.
  2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Ленинград, 1990.
  3. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, 2000.
  4. Карягина Н.Н., Перепелицина Е.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. // Начальная школа. 1990, №3.
  6. Лободина Н.В. Русский язык. 1-4 классы: словарно-орфографическая работа. – Волгоград: Учитель, 2008.
  7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990.
  8. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
  9. Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. // Начальная школа, 1986, №5.
  10. Универсальный словарь русского языка. / Под ред. Соболевой О.Л. – М.,2003Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2000.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма»

Луговая Вера Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ №3», г Губкинский


«Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма»


В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в первом классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают написание таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «работа» и другие, запоминают написание слов «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова». В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Обязательный список словарных слов соответствует содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года.

Усвоение написания трудных слов требует многократных, систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Предлагаю детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.

Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. В результате учащиеся ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в словарных словах, так и в родственных к ним. Например: «платок», но «плоточек»; «береза», но «бирезовый» и т.п. Запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим, что способствует повышению правильности и прочности запоминания непроверяемых написаний.

Осмысленность запоминания достигается мной на основе:

  • понимания учащимися значения изучаемого слова;

  • сущности и характера содержащейся в нем трудности;

  • установления связи данного слова с ранее изученными словами;

  • сообщения и использования специальных приемов запоминания,

  • активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.

Проанализировав собственный опыт, а также опыт работы с детьми ведущих учителей-новаторов и методистов, в работе со словарным словом выделила следующие этапы:

  • знакомство с новым словарным словом;

  • работа над слуховым образом словарного слова;

  • запись слова с «окошком»;

  • работа над зрительным образом словарного слова.

I этап. Знакомство с новым словарным словом.

Способы предъявления нового слова:

  1. чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

  2. рассматривание предметной картинки;

  3. описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.

II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем трудное место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.

III этап. Запись слова с «окошком».

После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «опасное» место пропуском буквы, используя письмо с «окошком». В этом случае запись «окошком» является сигналом опасности, например: «м дведь», «пл ток».

Специфическая форма записи слова с пропуском «опасного» места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словарными словами учились прежде всего сами обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

Далее учащиеся пытаются подобрать к новому словарному слову проверочное и определить, какую же букву следует написать.

IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях я использую такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь.

На начальном этапе работы с использованием приема ассоциативного образа я сама показываю и создаю образы. В дальнейшем уже ведется совместный разбор словарных слов, и я выполняю лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно.


Список литературы


  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург,1996.

  2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Ленинград, 1990.

  3. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, 2000.

  4. Карягина Н.Н., Перепелицина Е.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. // Начальная школа. 1990, №3.

  6. Лободина Н.В. Русский язык. 1-4 классы: словарно-орфографическая работа. – Волгоград: Учитель, 2008.

  7. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990.

  8. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.

  9. Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. // Начальная школа, 1986, №5.

  10. Универсальный словарь русского языка. / Под ред. Соболевой О.Л. – М.,2003.

  11. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2000.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма

Автор: Луговая Вера Михайловна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Словарная работа на уроках русского языка ( доклад на ШМО учителей начальных классов)"
    ["seo_title"] => string(80) "slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_doklad_na_shmo_uchitieliei_nachal_"
    ["file_id"] => string(6) "444504"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513325901"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока на тему : Употребление предлогов в речи, их правописание "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-na-tiemu-upotrieblieniie-priedloghov-v-riechi-ikh-pravopisaniie"
    ["file_id"] => string(6) "211517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431626514"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выступление на МО начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(106) "vystuplieniie_na_mo_nachal_nykh_klassov_slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "347535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475660234"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок русского языка по теме "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(40) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "248417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446723981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства