kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Резервы повышения орфографической грамотности" материал из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кого из нас, учителей, не волнует тема формирования навыков грамотного письма школьников.

Ве          Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.

И             Что бы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс

в о         определенной системе.

           Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слове, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Знание этого позволяет детям писать без пропусков звуков.

     Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме.

    Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ребенка

 видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

        И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю, т. е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

Э     Этот  материал поможет добиться грамотного письма у школьников младшего возраста уже начиная с певого  класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Резервы повышения орфографической грамотности" материал из опыта работы »

Резервы повышения орфографической грамотности.

Учитель начальных классов: Стародубова О. А.


Кого из нас, учителей, не волнует тема формирования навыков грамотного письма школьников. Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе.

Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слове, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Знание этого позволяет детям писать без пропусков звуков.

Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ребенка видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю, т. е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

А теперь о некоторых методических приемах, позволяющих или не допускать, или быстро их находить и исправлять.

  1. В 1 классе при обучении грамоте необходимо сделать каждому ученику карточку для звукового анализа.






С помощью этой карточки учащиеся должны показать количество звуков в слове, слогов (звуков и букв в слоге), букв. Например: слово мак дети показывают одну полоску, прикрыв рукой остальные – это сколько в слове слогов, и так остальные задания.

  1. Следует сделать индивидуальные макеты звуковых схем.






Для самостоятельного составления звуковых схем любого заданного слова.

  1. Когда заканчивается обучение грамоте, учитель каждому ученику может выдать «волшебный квадрат». Этот квадрат лежит у ученика в тетради: «Если дети научатся правильно им пользоваться, то он станет «волшебным». Для этого квадрат накладывается на слово, постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог, потом второй и т. д. Таким образом он легко обнаружит пропуск букв. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.

  2. По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Так, например, при изучении словосочетаний жи, ши учащимся предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием ши. По мере изучения новых орфограмм могут быть следующие задания: найти 3 слова с проверяемой безударной гласной; 2 слова с разделительным ь; 1 слово с сочетанием ча и т. д.

  3. Кроме таких упражнений, в целях проверки написания слов мы применяем следующий вид работы. Когда в упражнении дается задание вставить пропущенные буквы или слово, учитель записывает все необходимые слова в строчку и закрывает их. Когда учащиеся заканчивают писать упражнение, учитель открывает первое слово и просит прочитать его вслух по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.

  4. При изучении какой-либо темы, например темы «Глухие и звонкие согласные», учитель ежедневно дает задание подчеркнуть в конце или середине слова звонкую или глухую согласную, заостряя таким образом внимание учащихся на изучаемых орфограммах.

  5. Для формирования орфографической зоркости необходимо предложить следующее упражнение. На доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Дать задание: выписать слова, например, с проверяемой безударной гласной.

  6. Рекомендуется проводить и такие упражнения. При изучении темы «Непроизносимые согласные» предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученики, написав слово, пропустят непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Это упражнение можно продолжить. После того, как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает слова, записанные на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчеркивая непроизносимые согласные. Это упражнение можно использовать и при изучении других тем.

  7. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Учащиеся «зажигают» огоньки над изученными орфограммами, т. е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

  8. Необходимо с 1 классом вести такую работу, как письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем, со 2-го класса – по слогам, четко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма.

  9. Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все изученные орфограммы. Эта работа проводится с 1-го класса.

  10. Перед диктантом, изложением, сочинением следует проводить такую работу. Выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная, творческая работа. Дети читают эти слова хором и индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложение. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.

  11. После проведения диктанта, учитель выписывает в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допускают ошибки. На следующий день выписать их на доску. Дети устно объясняют орфограммы, читают эти слова хором, индивидуально, а затем учитель проводит составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. На следующий день учитель вновь выписывает те слова, в которых были допущены ошибки, дети анализируют их устно, затем дается новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

  12. Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость. Например, диктант «Проверяю себя». Учащиеся пишут предложение под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно написать то или иное слово, и только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить.

  13. Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной проверяемой ударением. Ученик должен записать его вместе с проверяемым словом, т. е. обосновать орфограмму.

  14. Диктант (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда прозвучит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет детей думать и вспоминать орфограмму.

  15. Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить (безударные гласные, непроизносимые согласные, звонкие и глухие согласные и т. д.)

Все эти диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений.

  1. Работая, учитель переходит к изучению все новых и новых тем. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут на повторение. Желательно повторять только одну ранее изученную тему и работать над ней до тех пор, пока учитель не убедится, что тема усвоена детьми.

Повторение на уроке можно организовать в виде дидактической игры «Грамматическое домино» (к заданному вопросу надо найти правильный ответ).

  1. Словарную работу с непроверяемыми написаниями можно разнообразить, сделать процесс запоминания более легким и быстрым, увлекательным через составление ребусов, кроссвордов.

  2. Зрительные опоры помогают усвоить некоторые орфограммы и писать слова без ошибок.

- разделительный ь пишется в корне слова после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.

Ь

С

е, ё, и, ю, я.


- разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед гласными е, ё, ю, я.

С

Ъ

е, ё, ю, я.


- на конце существительных женского рода после шипящих пишется ь.

Сущ.

М. р. ж, ш, ч, щ Ж. р.


ь

ь

ед. ч.


Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Резервы повышения орфографической грамотности" материал из опыта работы

Автор: Стародубова Ольга Анатольевна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства