kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ

 НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

 У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП.

       При формировании навыков чтения и письма у детей с ДЦП часто встречаются ошибки – замены букв, пропуски, перестановки букв и слогов, недочитывание и недописывание слов. Это связано с нарушениями устной речи учащихся, недостаточной слуховой и зрительной памятью, низким уровнем организации внимания, несформированностью пространственных представлений, моторным отставанием.

        Становление языковой компетентности предполагает сознательное освоение знаний о   языке как знаковой системе, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и на этой основе повышение культуры речи.

         В программе обучения грамоте много внимания уделено именно работе над звуком; каждый звук рассматривается и артикуляционно и акустически.

         Учителю – логопеду следует только придерживаться рекомендуемой методики обучения грамоте, способов выделения изучаемого звука из определённых позиций:

  -  гласный выделяется из слова, где он образует слог из одной буквы, например: О - ля;

  -  глухой согласный - из конца слова ( предпочтительнее после слияния ) - мак;

  -  звонкий согласный - из положения перед сонорами  - друг;

  -  соноры - из конца слова - сор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП. »

Вероника Александровна Савченко

ГОУ СО “СКШИ “Эверест”

г. Екатеринбург

учитель – логопед, первая категория

тел. 257-51-84


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ

НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП.

При формировании навыков чтения и письма у детей с ДЦП часто встречаются ошибки – замены букв, пропуски, перестановки букв и слогов, недочитывание и недописывание слов. Это связано с нарушениями устной речи учащихся, недостаточной слуховой и зрительной памятью, низким уровнем организации внимания, несформированностью пространственных представлений, моторным отставанием.

Становление языковой компетентности предполагает сознательное освоение знаний о языке как знаковой системе, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и на этой основе повышение культуры речи.

В программе обучения грамоте много внимания уделено именно работе над звуком; каждый звук рассматривается и артикуляционно и акустически.

Учителю – логопеду следует только придерживаться рекомендуемой методики обучения грамоте, способов выделения изучаемого звука из определённых позиций:

- гласный выделяется из слова, где он образует слог из одной буквы, например: О - ля;

- глухой согласный - из конца слова ( предпочтительнее после слияния ) - мак;

- звонкий согласный - из положения перед сонорами - друг;

- соноры - из конца слова - сор.

Выделяемые из указанных позиций согласные обладают наименьшей степенью связанности по отношению к предшествующим и последующим звукам.

Кроме того, многие виды и приёмы логопедической работы в период автоматизации звуков и развития фонематического слуха следует увязывать с приёмами работы над звуком и слого - звуковым анализом, предлагаемым и методикой обучения грамоте.

Приведу некоторые виды и приёмы логопедической работы над звуком в период его автоматизации:

- назвать слияние согласного звука с гласными и проанализировать их;

- подобрать к предметной картинке карточку со слого – звуковой схемой;

- начертить слого – звуковую схему называемых логопедом (или учеником) слов; восстановить слова по схеме;

- подобрать как можно больше слов с изучаемым звуком к определённой слого – звуковой схеме (игра-соревнование);

- подобрать слова с изучаемым звуком к слого – звуковым схемам, отличающиеся только местом ударения;

- дополнить слог с изучаемым звуком до слова (схема, анализ);

- найти, к какой картинке относится определённая слого – звуковая схема, назвать изображённый предмет, проанализировать слово (установить наличие, место изучаемого звука);

- назвать новые слова, используя приём наращивания звуков и слогов (сопоставление слого – звуковых схем);

- подобрать и произнести новые слова, используя приём усечения звуков и слогов (сопоставление слого – звуковых схем);

- назвать слова, заменяя звук в исходном слове;

- назвать предложения, насыщенные изучаемым звуком, соответственно слого – звуковым схемам.

Упражнения должны содержать элементы занимательности и игры:

Игры способствующие формированию навыков чтения и грамотного письма:

- «Какой буквы не стало?»;

- «Какие буквы поменялись местами?»;

- «Какая буква добавилась?»;

- «Угадай, какая буква?»

- «Какой слог лишний?»;

- «Какого слога не стало?»;

- «Какой слог добавился?»;

- «Подскажи конец словечка!»;

- «Собери слово из слогов.»;

- чтение и запись слов, отличающихся одной – двумя буквами.

- чтение и запись слов с одинаковыми гласными.

- чтение и запись слов с одинаковым концом (началом).

- чтение и запись однокоренных слов.

- «Найди лишнее слово».

- запись слов по зрительной памяти.

- слуховые диктанты.

Упражнения, способствующие формированию у младших школьников самоконтроля:

- послоговое орфографическое чтение написанного.

- сравнение написанного с текстом в книге.

- работа с деформированными текстами:

- «Вставь пропущенные буквы».

- «Вставь пропущенные слоги».

- «Найди ошибку».

Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), чётко произнося каждый звук. После прочтения все слова обязательно сопоставляются, выясняется их звуко – буквенный состав, сходство и различие, значение слов.

Кроме того, подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности младших школьников с ДЦП в процессе обучения чтению и письму. Расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савченко Вероника Александровна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства