Просмотр содержимого документа
«повторить разделы науки о русском языке;»
Автор:Темиргалиева Гулим Азаматовна Алматинская область алаколский район село енбекши енбекшинская средная школа
Цели:
1) повторить разделы науки о русском языке;
2) систематизировать и закрепить знания учащихся о разделах лингвистики;
3) формировать потребность быть здоровым;
4) способствовать привитию учащимся уважительного и бережного отношения к своему здоровью.
Ход урока.
1.Звучит музыка (песня ВИА «Синяя птица» - «Белый теплоход»), на экране слайды с видом моря, теплохода, яхты.
Только сегодня, всего один раз наш теплоход уходит для вас! Спешите! Спешите! Билеты купите и не пропустите! Сейчас начнётся увлекательное путешествие на теплоходе «Если хочешь быть здоров…». Но мы будем не только путешествовать, но и повторим разделы науки о русском языке (запись числа и темы).
2.Уважаемые туристы, чтобы попасть на наш теплоход, необходим входной билет. А билетами будет являться подобранные к сегодняшнему уроку афоризмы, пословицы, строки из стихов и песен о ЗДОРОВЬЕ. (учащиеся называют афоризмы, один из них записываем в качестве эпиграфа к уроку).
3.Но прежде, чем начать наше путешествие, необходимо проверить, готовы ли вы к нему, готовы ли к преодолению трудностей, с которыми мы сможем встретиться.
Запишите слова, связанные с темой «Здоровье и ЗОЖ».
4.А теперь нам необходимо определить маршрут нашего путешествия. Для этого выполните задание.
Найдите соответствие раздела и его значения. Запишите шифр соответствия.
5.Самопроверка (на слайде правильный шифр + раздел и его значение ).
6.Итак, пока мы обсуждали наш маршрут, на горизонте показался первый порт «Фонетика
Выполнить фонетический разбор слова «здоровье» (1 ученик у доски).
Дополнительные вопросы после разбора:
- с какими фонетическими явлениями вы столкнулись при выполнении разбора?
- в каких случаях буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?
- какие буквы не обозначают звуков?
- с каких букв не могут начинаться слова?
7.Следующий порт, в котором произойдёт наша остановка – порт «Словообразование».
Назовите основные способы словообразования в русском языке.(ответы учащихся)
«Лингвистическая зарядка»: учащиеся встают из-за парт, учитель называет слово, если оно образовано приставочным способом, учащиеся поднимают вверх правую руку, если суффиксальным – левую, а если приставочно-суффиксальным – обе руки.
В море обитает очень много удивительных растений и животных. Удивительными морскими существами по праву можно считать дельфинов, но чтобы их увидеть, необходимо иметь хорошее зрение. (учащиеся встают и выполняют гимнастику для глаз: вращение по часовой и против часовой стрелки ). Слайды с дельфинами
11.Следующее наше задание связано с правописаниемНЕ с разными частями речи.
Коллективная работа (1 ученик у доски): напечатанные карточки с афоризмами о ЗОЖ..
Необходимо списать, раскрыть скобки, объяснить условия написания.
1) Для жизни людей им нужно всего их разум, а как много людей (не)боится для своего удовольствия заглушить этот разум водкой, вином и табаком! Это (не)разумно! (Л.Н.Толстой)
2) Нам нужно (не)казаться здоровым, а быть поистине здоровым. (Эпикур).
3) Табак усыпляет горе, но (не)избежно ослабляет энергию (О.Бальзак)
4) Курить обычно начинают из-за (не)лепого подражания моде, приятелям. (Не)будь глупым, умей сказать «Нет!»
5) (Не)пейте вина, (не)огорчайте сердце табачищем, и проживёте столько, сколько прожил Тициан. (И.Н.Павлов)
6) (Не)достаточно насыщенная кислородом кровь медленно протекает по суженным сосудам.
12.Физпауза: «качка».
На море начинается лёгкий бриз. Встали из-за парт, опустили голову на грудь и выполняем круговые движения вправо и влево.
13.Наш теплоход подходит к порту «Синтаксис»
А) Разбор предложения: Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную радостную жизнь (Гиппократ)
Б) Составление синквейна на тему «Здоровье»
В) Продолжи фразу «Если хочешь быть здоров…»
14.Рефлексия:
А) С какими заданиями на уроке вы легко справились?
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}