Цель урока:
Образовательная: повторение и обобщение материала по разделам: лексика, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация. Применение на практике полученных знаний и навыков.
Развивающая:
- развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
- развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля;
- умение работать во времени;
- развивать умение работать с заданиями ЕНТ;
- внимательно и вдумчиво читать вопросы;
Воспитательная:
- воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power point «Своя игра», «цветы» для деления детей на подгруппы, карточки, тесты, перфокарты с правильным кодом ответов, листки оценивания.
Ход урока.
- Организационный момент. Деление учащихся на 2 группы с помощью цветов.
- Актуализация темы: Работа с текстом. Представление капитанов команды; ответы по тексту. (Приложение 1) (4 минуты)
- Первый этап урока
Слово учителя: Ребята, сегодня у нас урок повторение и обобщение знаний по некоторым разделам русской грамматики и подготовка к ЕНТ. Вам предстоит индивидуальная работа с тестовыми заданиями, и работа над допущенными вами ошибками. На решение тестов вам дается 7 минут. Тесты лежат перед вами. Затем можете проверить свои ошибки и обсудить причину в группе. Каждый оценивает себя по шкале. Капитаны команд выводят средний показатель результатов и выставляют оценки в общий листок оценивания. (Перфокарта с правильным кодом раздается учащимся после того, как они выполнят задание. (Время работы 10 минут). (Приложение 2)
- Учитель: Подведем итоги первого этапа нашего урока. Слово капитанам команд. Отчет о работе группы, о допущенных типичных ошибках. Выяснение причины допущенных ошибок, применение правил.
- Разминка. (3 минуты)
- Второй этап урока: Повторение пройденного материала в игровой форме «Своя игра». Начинает игру та команда, которая даст больше ответов на вопросы.
Мозговой штурм. (3 минуты)
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)
- Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)
- Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)
- Часть изменяемого слова без окончания? (основа)
- Имеет два спряжения? (глагол)
- Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)
- Их ровно шесть? (падежи)
- Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)
- Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)
- Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)
- Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)
- Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)
- В предложении выделяется волнистой линией? (определение)
- Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)
- Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)
- Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)
- Как изменяются наречия? ( не изменяются)
- Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)
- Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)
- Оно имеет три лица? (местоимение)
- «Своя игра» (10 минут):
Фонетика
1. Слово с буквой, не обозначающей звук:
А) стол
В) дача
С) ночь
Д) печка
Е) стена
2. Слово с ударением на последнем слоге
А) Октябрьский
В) Безделье
С) Дерево
Д) Дольше
Е) Карандаши
3. В слове больше звуков, чем букв:
А) стол
В) борьба
С) ёлка
Д) чужой
Е) лежит
Лексика
1. Укажите ряд многозначных слов:
А) дорога, лист, стол.
В) автобус, пианино, гитара.
С) гипотенуза, ом, бином
Д) снегоход, снегирь, снегурочка
Е) велосипед, мотоцикл, трамвай
2. Найдите фразеологизм
А) мой дед просыпается рано.
В) Работа выполнена с грехом пополам.
С) на уроке нельзя бездельничать
Д) Я живу недалеко от школы
Е) Мальчик бежал очень быстро
3. Заимствованные слова – это слова
А) одинаковые по звучанию
В) с противоположным значением
С) вошедшие в русский язык из других языков
Д) употребляемые людьми одной профессии
Е) вышедшие из употребления
Морфология
1. Вопросительные частицы
2. Предложение с нераспространенным приложением
3. Укажите прилагательное в превосходной степени
Синтаксис
1. Укажите тип предложения по составу «Двое из артистов выглядывали из-за кулис»
2. Вид подчинения.
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбе родной страны, к судьбе ближнего.
3. Определите предложение с обособленным определением.
Пунктуация
1. Укажите предложение, в котором не ставится тире между подлежащим и сказуемым:
2. Причастный оборот не обособляется:
3. Укажите количество пропущенных запятых в предложении:
Художник рисовал не только степи и горы. Но ту степень изумления и восторга которые ощущает каждый кто в первый раз поподает в этот необычный рай.
Разное
1. Листва берёз висит не шелохнувшись.
Определение выражено:
2. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении: Эпохой, изменившей стиль степного орнамента, была эпоха ранних кочевников.
3. Не выделяется на письме запятыми деепричастие в предложении:
- Применение:
Задание 1.Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Я помню руки матери моей,
Хотя её д…вно уж нет на свете.
Я рук не знал нежнее и добрей
Чем ж…сткие мозолистые эти.
Я помню руки матери моей
Что утирали слёзы мне когда(то)
В пригоршнях пр…носили мне с полей
Все чем весна в родном кр…ю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети
Натруже…ые руки матерей
Святее вас нет ничего на свете!
(Рыленков.)
Задание 1.Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Изредк… вдалеке вспыхива…т молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающ…йся, приближающ…йся, пер…ходящий в пер…ливистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Лошади настораживают уши, р…здувают ноздри, как будто принюхиваясь к свеж…му воздуху, которая пахнет от приближающ..ся тучи. Вся окрес…ность вдруг изменяется и принимает мрачный характер.
(По Л.Н.Толстому)
Задание 2. Найдите соответствия:?
Задание 2. Найдите соответствия:
Задание 3. Заполните таблицу.
Тема дискуссии
Согласен /
Не согласен /
не согласна
Существительное – это часть речи, которая обозначает признак действия
Союз – это служебная часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.
Не обособляются деепричастные обороты, выраженные фразеологическими оборотами.
Все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить, относятся ко 2 спряжению
Числительные 40, 90, 100 имеют две падежные формы
Задание 3. Заполните таблицу.
Тема дискуссии
Согласен /
Не согласен /
не согласна
Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия
Частицы – это служебная часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.
Вводные слова выражают отношение говорящего к тому, что он сообщает.
Все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить, относятся ко 1 спряжению
У количественных числительных 50-80, 200-900 склоняются обе части.
- Рефлексия. «Две звезды, одно пожелание» (2 минуты)
- Подведение итога. Выставление оценок. (2 минуты)
- Домашнее задание. Повторить способы выражения грамматических основ. Напишите мини – сочинение «Запах любимых цветов…»