Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Лексическое значение слова
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - сформировать представление о способах определения ЛЗ слова;
- сформировать способность определять ЛЗ слова;
- развивать умение работать с толковым словарём
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех»
- Распределите слова высказывания по группам
- Оцените работу соседа по парте
- По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый – большой; удача – успех)
- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?
- Запишите смысл высказывания в виде схемы
- Обсудите результат в группе по 4 человека
- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?
- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Распределяют слова и осуществляют самопроверку
Дают ответ
Выделяют признак
Составляют схему
Работают в группе по заданию
Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)
Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)
Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)
Научиться определять ЛЗ слова
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.
- Какое слово получилось?
- Что такое лексика?
- Сколько слов в русском языке?
- А конкретнее?
- Почему же?
- Например
- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?
- Что такое ЛЗ слова?
- Объясните разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке.
- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы
- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод
Предоставляет слово каждой группе
- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?
- Оцените свою работу?
- Дайте ЛЗ слов вестибюль, интерьер, фестиваль?
- Какие трудности возникли?
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Что даёт ЛЗ многих слов языка?)
Обращается к выставке толковых словарей
Чтение стихотворения И.Токмаковой
- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)
Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.
Лексика
Словарный состав языка
Много
Нельзя сказать
Какие-то слова появляются, какие-то исчезают
Приводят примеры слов
Лексикология, лексикон, лексикография
Проговаривают ЛЗ терминов
То что обозначает слово
Работа в группах по 4 человека
Анализ работ и вывод внутри группы
Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно
Оценивают при помощи смайликов
Индивидуальная работа
Не знаю значение слова…
Обратиться к толковому словарю
Слушают
Нет: слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ)
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.
1) Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.
2) Старый, бывалый, опытный воин.
3) Успех в битве, войне, полное поражение противника.
- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу.
- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?
- Что для вас эта победа?
Игра «Угадай-ка»
- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно.
Выполняют задание в парах
Проверяют и оценивают
Темой ВОВ. Скоро праздник День Победы
Краткий ответ
Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи
Оценивают свою работу
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Дома выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания, или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря, или объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный (задание на выбор учащихся)
Дают ответы на вопросы
Не забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Приложение к уроку
- Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
- Проблемное объяснение нового знания III этап урока
Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.
Кроссворд
1)
л
е
к
с
и
к
о
л
о
г
и
я
2)
ф
о
н
е
т
и
к
а
3)
г
р
а
ф
и
к
а
4)
л
е
к
с
и
к
о
н
5)
о
р
ф
о
г
р
а
ф
и
я
6)
с
и
н
т
а
к
с
и
с
7)
л
е
к
с
и
к
о
г
р
а
ф
и
я
1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).
2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Стихотворение И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит -
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…