Автор | Пчелкина Марина Алексеевна |
Предмет, класс | Русский язык, 4 класс |
УМК | "Школа 2100" |
Тема | "Имя прилагательное" (обобщение) |
Тип урока по целеполаганию | Урок фиксации и систематизации знаний |
Цель урока | 1.Создание условий для выполнения обучающимися обобщения знаний по теме; 2.Создание условия для осознания и осмысления учебной задачи (имя прилагательное, как часть речи, роль прилагательных в речи и нормы употребления) с помощью моделирования информации с использованием интерактивных технологий. 3.Развитие критического мышления, коммуникативных способностей, практическое применение знаний. |
Задачи урока | 1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, продолжить работу над формированием грамотной речи. 2. Развивающая: продолжить развитие творческих и познавательных способностей у учащихся, языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся. 3.Воспитательная: формировать основные нормы словоупотребления прилагательных в речи. |
Основные термины и понятия | Часть речи, значение слова, синонимы, фразеологизмы, словообразование, согласование. |
Планируемые результаты: Предметные -выявление значения имен прилагательных в речи; -определение связи имени существительного и имени прилагательного; -правильное употребление родовых и падежных окончаний имени прилагательного; -анализ морфологических признаков имени прилагательного; -работа по схеме морфологического разбора прилагательного; -подбор синонимов; -разбор фразеологизмов. | - развитие способности к решению нестандартных учебно-практических задач; - приобретение опыта творческой деятельности и учебного сотрудничества в достижении общепоставленной цели; - реализация творческого потенциала учащихся через дифференцированный подход к организации и проведению урока. Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; |
Организация пространства | Работа в группах, фронтальная, индивидуальная |
Правила работы на уроке (если они существуют) | Правила работы в группах |
Используемые виды оценивания | Сигнальная система, взаимопроверка, проверка с помощью документ-камеры |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика |
Формы работы | Групповая, индивидуальная |
Оборудование на уроке | Компьютер, документ-камера, интерактивная доска Smart Board, презентация, программа Power Point. |
Использованные ресурсы | Интернет, учебник |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Актуализация знаний. | - Добрый день, ребята! -Добрый день, уважаемые гости! | Здороваются с учителем и гостями класса | 1 мин |
2 | Целеполагание | - Ребята, внимательно послушайте стихотворение и сами назовите тему нашего урока. - Какая же тема нашего сегодняшнего урока? - Сегодня у нас необычный урок. Мы проведём его в форме игры - соревнования "Клуб знатоков". Главным членом клуба является Мудрая Сова. Как вы думаете, почему Мудрая Сова? Стихотворение: Сова, совунья, совушка, Мудрая головушка, Про что думаешь, гадаешь, Расскажи нам то, что знаешь. Где и кто, когда бывал, кто в лесу твоём гулял? Ты старейшина в лесу, Ведь с очками на носу. И большая голова, И такие же глаза, Зорко ночку охраняют, И в лесу, вдали мигают. Нет мудрее головы, Нашей совушки совы.
Мудрая Сова предлагает вам игру, в которой много интересных заданий, и которые потребуют от вас хороших знаний по теме "Имя прилагательное", смекалку, внимание. Наша задача не только поиграть, но и повторить всё, что мы узнали об этой части речи, её особенностях. - Класс делится на 4 команды. В конце урока мы подведём итог игры и определим команду знатоков. - Каждой команде нужно придумать название, используя имена прилагательные (н-р: звездные, смекалистые, смелые и т.д) - Написать название на листках маркером печатными буквами. - Каждой команде нужно выбрать капитана. Капитаны надевают учёную шляпу. - За каждый правильный ответ команда будет получать стикер, который я буду помещать на доску. - Так как вы работаете в группах, значит, нам нужно повторить правила поведения в группе. | - Ученик читает стихотворение наизусть Очень занимательное – Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «беззаботное», Не скажем маме «милая, Любимая, красивая». Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ные. Чтобы всё отличным стало, Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту в речи их вставлять. - Обобщение и повторение об имени прилагательном Ответы детей. - Команды придумывают название и записывают на листках маркерами. - Команды выбирают командиров. - учащиеся повторяют правила работы в группе: 1. Говори вполголоса 2. Один говорит – другие слушают 3. Не перебивай выступающего 4. С уважением относись друг к другу. | |
3 | «Разгадывание кроссворда» Белый сектор | - Итак, мы начинаем! 1 раунд – Разгадывание кроссворда. Каждой команде по очереди задаю вопрос. Если команда ответить не может, то ход переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ вы получаете стикер. | | | | | | | | к | | | п | | | | | | | | | | | а | | | р | | | | | | | 3 | | | | к | | | и | | | | | 5 | | к | | 6 | | и | | | з | 7 | 8 | 1п | р | и | л | а | г | а | т | е | л | ь | н | о | е | | | м | | к | | я | | | | | а | г | м | | | | | о | | | | | | | к | о | у | | | | | й | | | | | | | | | | 1. Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? 2. Что обозначает имя прилагательное? 3. Назовите падежный вопрос прилагательного женского рода в родительном, дательном, предложном падежах? 4. Назовите вопрос прилагательного множественного числа в именительном падеже? 5. Окончание прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже. 6. Окончание прилагательных женского рода в именительном падеже. 7. Окончание прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. 8. Окончание прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. (Ответы проверяются фронтально на интерактивной доске) - Ребята, что повторили, разгадывая кроссворд? | - Слушают вопросы и отвечают. - Мы повторили вопросы имени прилагательного и падежные окончания имен прилагательных. | |
4 | «Конкурс грамотеев» Зелёный сектор | - Раунд 2! Конкурс грамотеев. У вас в конвертах находятся листочки зелёного цвета, достаньте их и прочитайте задание. - Каждой команде нужно определить на какое правило пропущена буква в словах. Найти "лишнее" слово и вычеркнуть его. 1-я команда л…нивый, п…тнистый, см…льчак, в…здушный 2-я команда радос…ный, звёз…ный, поз…ний, вкус…ный 3-я команда сла…кий, мя…кая, гла…кий , сколь…кий, 4-я команда оди….адцатый, а….уратный, мета….ический, кла….ный (Проверку осуществляем с интерактивной доской. За правильный ответ команда получает стикер.) - Что повторили в этом раунде? | - Отвечает один участник из команды. 1 к – безударный гласный в корне слова, смельчак, т.к. это слово существительное 2 к – непроизносимый согласный в корне слова, лишнее вкусный, т.к. здесь нет непроизносимого согласного 3 к –парный согласный в корне слова, лишнее мягкая, т.к. это прилагательное женского рода 4 к – удвоенные согласные, лишнее одиннадцатый, т.к. это числительное. - Мы повторили изученные орфограммы. | |
5 | «Великолепная семёрка» Синий сектор | - Ребята, какую роль в нашем языке играют имена прилагательные? - А что такое синонимы? - 3 Раунд так и называется «Великолепная семёрка». Каждой команде надо подобрать синонимы из словаря на указанное слово. Для этого нам надо вспомнить правила работы со словарём. (Проверка команды зачитывают синонимы к найденным словам) 1 команда – тихий 2 команда – невероятный 3 команда – плохой 4 команда – сильный - А почему этот раунд назван «Великолепная семёрка»? | - Они делают нашу речь красивой, более понятной. - Синонимы – это близкие по значению слова. - Открываем словарь, находим раздел словарь синонимов русского языка. В правом верхнем углу находим слово на указанную букву и ищем по списку нужное слово. - Потому что к каждому слову мы нашли по семь слов синонимов. | |
6 | «Конкурс капитанов» Жёлтый сектор | - Этот раунд так и называется «Конкурс капитанов». Будут соревноваться капитаны команд. - Мудрая Сова прислала письмо. А в этом письме задание для капитанов команд. - Ребята, очень часто мы употребляем в нашей речи имена прилагательные не в прямом, а в переносном значении. - Как называются такие имена прилагательные? - Каждому капитану нужно как можно точнее объяснить данные фразеологизмы. Нужно объяснить предложением. Как можно ближе к его значению. 1 команда – острое слово, стальной характер 2 команда – сладкая речь, круглый сирота 3 команда – золотое сердце, ледяной взгляд 4 команда – круглая сумма, мягкий человек - А пока капитаны будут готовиться, мы проведём физминутку. Проверка. Капитаны зачитывают ответы. | - Фразеологизмы | |
7 | Физминутка | Совушка – сова, (показываем круг над головой) Большая голова, (держимся за голову и качаем в стороны) На суку сидит, (приседаем на корточки) Головой вертит, (вертим головой в разные стороны) Во все стороны глядит, (смотрим по сторонам) Да вдруг - как полетит. (машем руками) | | |
8 | «Угадай сказочного героя» Голубой сектор | Ученик читает стихотворение. - У Каждой команды есть в конвертах карточка голубого цвета. Достаньте её. Необходимо догадаться, о каком сказочном персонаже идёт речь, назвать произведение и автора (если есть), дописать окончания прилагательных, указать их род, число, падеж. 1-я команда на стар___ болоте, в лягушечь___ коже, мудр___ советами, в прекрасн___ царевну | 2-я команда хрустальн____ туфельку, на сказочн___ балу, у королевск___ дворца, от добр___ феи | 3-я команда отважн___ девочка, трудн____ путём, с добр___ друзьями, к снежн___ королеве | 4-я команда удивительн____ чудесами, для верн___ друга, в стар___ бутылке, с длинн___ бородой | Проверка осуществляется с помощью документ – камеры. Ребята оценивают с помощью сигналов. - Что повторили в этом раунде? | Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно. Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит и в воде и на земле, стоит в одном с ним роде, числе и падеже. - Работают на карточках, дописывают окончания имен прилагательных. Определяют род, число, падеж. ПРОВЕРКА: Царевна-лягушка, Золушка, Герда (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»), Старик Хоттабыч (Л. Лагин «Старик Хоттабыч») -Окончания прилагательных, род, падеж, число. | |
9 | «В стране литературии» Домашнее задание | - Многие авторы в названии своих произведений используют словосочетания «прилагательное + существительное». Вам предстоит дома дописать в названии литературного произведения существительное, опираясь на прилагательное и автора. Одно из словосочетаний просклонять по падежам, записать на листках красного цвета. 1-я команда 1. Сказка Ш. Перро « Красная…» 2. Рассказ А. Куприна «Белый…» 3. Сказка Х.-К. Андерсена «Гадкий…» | 2-я команда 1. Рассказ В. Осеевой «Синие…» 2. Сказка А. Толстого «Золотой…» 3. Рассказ Н. Носова «Живая…» | 3-я команда 1. Книга В. Бианки «Лесная…» 2. Сказка Х.-К. Андерсена «Снежная…» 3. Рассказ К Паустовского «Стальное…» | 4-я команда 1. Рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Серая…» 2. Повесть А.Погорельского «Чёрная…» 3. Сказка П.Бажова «Серебряное…» | | - | |
10 | Итог урока. | -Прежде чем мы подведём итог по игре и уроку в целом. Давайте ответим на несколько вопросов. - Если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши, если нет, то не хлопаете, молчите. 1. Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. 2. Имя прилагательное в предложении является главным членом и отвечает на вопрос кто?, что? 3. Род имени прилагательного зависит от глагола. 4. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. 5. По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного. П р о в е р к а: 1, 4, 5. - Этот небольшой тест поможет сформулировать правило об имени прилагательном в целом. (Правило на доске) Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие. Обозначает признак предмета. Изменяется по падежам, числу. По роду только в единственном числе. В предложении является второстепенным членом предложения. Согласуется с именем существительным. - А теперь подведём итоги игры. Подсчитаем стикеры. - Оцените себя на уроке с помощью прилагательного … Сегодня на уроке я был…(умным, молчаливым, быстрым и т.д) - Мудрая Сова принимает вас всех к себе в клуб знатоков и дарит закладки для учебника на память о сегодняшнем уроке. | - Хлопают или не хлопают в ладоши. - Формулируют вывод урока. | |