kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Повторение об имени прилагательном как части речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе- урок обобщения знаний об имени прилагательном как части речи. Работая с текстом  А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", учащиеся обобщают знания об имени прилагательном, правильно и точно используют прилагательные в речи, учаться высказываться на грамматическую тему, развивают орфографическую зоркость, задумываются о доброте.отзывчивости, неравнодушии к окружающим.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Повторение об имени прилагательном как части речи".»

Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа 2100».



Тема: «Повторение знаний об имени прилагательном как части речи».



Цель урока: создать условия для развития познавательных общеучебных действий, в которых ученик сможет:

-обобщить знания об имени прилагательном как части речи;

- правильно и точно использовать имена прилагательные в речи;

- высказаться на грамматическую тему;

-развить орфографическую зоркость;

-ближе познакомиться с лексикой произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-задуматься о доброте, отзывчивости, неравнодушии к окружающим.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Звучит фонограмма «Шум моря».

2.Актуализация знаний.

-Ребята, вы сейчас услышали шум моря. Опишите море, какое оно? Какую часть речи использовали для описания? (Имя прилагательное).

-Сформулируйте тему нашего урока. ( Повторение об имени прилагательном как части речи.)

3. Поэтическая минутка.

3 ученика читают строки из «Сказки о рыбаке и рыбке»

-Вот мы открыли наш урок поэтической минуткой, вспомнили строки из сказки А.С.Пушкина .

-Как называется это произведение?

-Какие имена прилагательные вы услышали в отрывках, прочитанных ребятами?

-Языковым материалом урока будут имена прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».

-Откройте тетради, положите их правильно, проверьте посадку, запишите число, классная работа.

3. Чистописание.

-Сейчас мы по морским волнам отправляемся в сказку. Перед минуткой чистописания сделаем зарядку для пальчиков.(1.Волны. 2. «Покачали» пальчики на волнах. 3. Рыбка.)

-На что похожи элементы в минутке чистописания? (На волны, на «барашки» на волнах). Пропишите эти элементы на строке.



Пушкин – солнце русской поэзии.

-Прочитайте предложение. Почему мы так называем поэта? Какое предложение по цели высказывания? Запишите предложение, найдите в нём прилагательные и подчеркните волнистой линией. С какой частью речи связано имя прилагательное? Найдите в предложении словосочетание.

4. Творческий диктант.

-Продолжим работу со словосочетаниями. Что такое словосочетание? У вас на партах лежат произведения А.С.Пушкина, вы можете ими пользоваться при выполнении творческого диктанта. На слайде записаны существительные, а вы подбираете подходящее имя прилагательное из сказки. Работаем коллективно, словосочетания записываем с комментированием.

Ветхая землянка

-Что значит ветхая землянка? Помощники (2 ученика), найдите определение слову ветхая в словаре Ожегова.

Синее море

-Мы уже называли, в начале урока, какое может быть море. А в словаре эпитетов русского литературного языка вы можете найти 138 эпитетов к слову море!

А заметили ли вы, что для характеристики моря А.С. Пушкин использует эпитет синее? Вспомните строки из других сказок.

В синем небе звёзды блещут

В синем море волны хлещут.

-Из какой сказки строки?

Ветер, ветер! Ты могуч

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

-А эти строки из какой сказки?

Новое корыто

-Назовите антоним к слову новое.

Золотая рыбка

-Почему автор использует прилагательное золотая? Вспомните, какое прилагательное употребляет автор для уточнения значения слова золотая? (Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую.)

Золотые перстни

-Какое значение имеет имя прилагательное золотые в этом словосочетании? ( Прямое, сделаны из золота.)

Дорогой откуп

-Найдите определение слова откуп в словаре Ожегова. Найдите и прочитайте строки, где встречается словосочетание дорогой откуп. Назовите антоним к слову дорогой.

-Найдите имена прилагательные, которые использует Пушкин для описания одежды старухи, когда она стала столбовою дворянкой.

Парчовая кичка (Словарь Ожегова)

Соболья душегрейка (Словарь Ожегова)

-Как вы понимаете значение слова душегрейка? (Душу греет.)

-А как Пушкин сказал о волнах?

Сердитые волны

-Почему он выбрал прилагательное сердитые? ( Море недовольно поступками старухи, а оно было владением Золотой рыбки.)

-Прочитайте отрывок из сказки с этим словосочетанием. ( Так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.)

-Какой приём выразительности использовал поэт? (Олицетворение, он оживляет волны.)

-Подберите синоним к слову сердитые.

Ласковое слово

-Прочитайте строки, где употреблено это словосочетание? (Отпустил он золотую рыбку и сказал ей ласковое слово)

-Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей? Животных? Подтвердите эту мысль примером из сказки. Как названа старуха? (сварливая баба). Найдите объяснение в словаре Ожегова слова сварливая. Какая стража? (грозная). Подберите синоним к слову грозная.

-А какой была старуха по характеру? (жадная, скупая, корыстолюбивая).

-А какой была по характеру была рыбка? (справедливая, благородная, добрая, щедрая).

-С какой целью А.С.Пушкин использовал в сказке прилагательные? (Чтобы сказка стала красивой, понятной. Мысль должна быть выражена точно, ясно, выразительно, ярко).



5.Упражнение в определении признаков имени прилагательного.



-Какие грамматические признаки мы определяли у имён прилагательных? (род в ед.ч., число, падеж).

-Как определить род, число, падеж имен прилагательных?

-А какие родовые окончания имеют имена прилагательные в И.п. единственного и множественного числа? Составим схему.

-Определите род и число прилагательных в записанных словосочетаниях, выделите окончания прилагательных. У каких имён прилагательных не определили род?

-К какой части части речи может быть отнесено слово такой структуры (корень, суффикс-ов, окончание –ое)? (прилагательное ср.р., ед.ч.)

-Найдите это слово среди словосочетаний. ( ласковое)

-Расскажите о грамматических признаках этого слова- приставка, корень, суффикс - ск, окончание – ие. (прилагательное во мн.ч.)

-Найдите прилагательное такой структуры в отрывке из сказки:

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают заморские вина.

-Определите лексическое значение слова заморские. ( привезённые из-за моря, чужеземные, иностранные)

-Запишите это прилагательное, разберите его по составу

.

6.Физ. минутка. (движения под музыку Ю.Антонова «Море, море..»)

7.Упражнение в определении роли имён прилагательных в предложении.



Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

-Как можно назвать эту группу слов? (предложение). Что такое предложение?

- Запишите это предложение по памяти. (1 ученик работает на переносной доске, 2 ученика по карточкам)

-Разберите это предложение по членам предложения и частям речи. Каким существительным можно заменить местоимение он? (старик). Какое это предложение? ( с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и ). Каким членом предложения является имя прилагательное? (второстепенным). С какой частью речи связано имя прилагательное? Назовите словосочетания прил.+сущ. с вопросами. ( рыбку (какую?) золотую, слово (какое?) ласковое). Запишите словосочетания в тетрадь.

Проверка. Самооценка, оценка учителя.

8. Упражнение в определении падежей имён прилагательных.

-Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени прилагательного? (Определить падеж существительного, с которым оно связано). Как легче проверить правильность написания окончаний прилагательных?

-А сейчас игра «Вопрос-ответ».

-Я задаю вопрос по сказке, а вы записываете ответ в виде словосочетания прил.+сущ., верно запишите окончания и определите падеж. ( 1 ученик на переносной доске).

1)В какой землянке жили старик со старухой? (в ветхой землянке – П.п.)

2) Кем была старуха, когда рыбка исполнила вторую просьбу? (чёрной крестьянкой - Т.п.)

3)Кем могла бы стать старуха, если бы рыбка исполнила её последнюю просьбу? (владычицей морскою - Т.п.)

4) Поставьте словосочетания столбовая дворянка в Д.п., вольная царица в Р.п.

Проверка. Самооценка, оценка учителя.

-Что объединяет все словосочетания? ( они ж.р.)

-Какие окончания у прилагательных ж.р. в Р. п, Д.п., Т.п. и П.п.?

- А сейчас требуются прилагательные из сказки в м.р и ср.р. в ед.ч. ( Предварительная работа: заранее некоторым ученикам нужно было подобрать строки из сказки, в которых были бы имена прилагательные в мужском и среднем роде для проведения выборочного диктанта)

-Запишите стихотворную строку, которая включает словосочетание с нужным прилагательным, определите падеж, выделите окончание.

1) Жил старик со своею старухой

У самого синего (Р.п.) моря.

-Какое ещё может быть окончание в Р.п. м.р и ср.р? (-ого)

- Что надо знать о написании и произношении окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?

2) Ступай себе в синее ( В.п.) море,

Гуляй там себе на просторе.

-Какое ещё окончание прилагательного в В.п.? ( -ое )

3) Вот идёт он к синему (Д.п.) морю

Видит, на море чёрная буря.

-Какое ещё окончание у прилагательных в Д.п.? (-ому)

4)Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим (Т.п.)!

-Какое ещё окончание у прилагательных в Т.п.? (-ым)

- В форме каких не оказалось имён прилагательных? (в И.п., П.п.)

-Составьте устно предложение, употребив в нём словосочетании синее море в предложном падеже. Объясните, какое окончание напишите у имени прилагательного в этой форме.

-Как проверить правильность написания имён прилагательных?



9. Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, выполнили мы задачу урока? Что повторили?

-Чем заинтересовал вас урок?

-Сегодня мы совершили путешествие в сказку А.С.Пушкина. У вас на партах лежат картинки моря. Оцените свою работу на уроке. Прикрепите картинку на доску: если вам понравился урок, у вас всё получалось, вам было интересно - прикрепите картинку спокойного моря, если у вас были трудности, сомнения не совсем понравился урок- картинку штормового моря. Спасибо за работу!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Федулова Лариса Назаровна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка и презентация "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "190347"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427135496"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему Повторение знаний об имени прилагательном "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-na-tiemu-povtorieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "190097"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427104930"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Имя прилагательное.Повторение и обобщение""
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-imia-prilaghatiel-noie-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "286517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454345994"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства