Конспект урока русского языка по теме "Повторение об имени прилагательном как части речи".
Конспект урока русского языка по теме "Повторение об имени прилагательном как части речи".
Урок русского языка в 4 классе- урок обобщения знаний об имени прилагательном как части речи. Работая с текстом А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", учащиеся обобщают знания об имени прилагательном, правильно и точно используют прилагательные в речи, учаться высказываться на грамматическую тему, развивают орфографическую зоркость, задумываются о доброте.отзывчивости, неравнодушии к окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Сейчас мы по морским волнам отправляемся в сказку. Перед минуткой чистописания сделаем зарядку для пальчиков.(1.Волны. 2. «Покачали» пальчики на волнах. 3. Рыбка.)
-На что похожи элементы в минутке чистописания? (На волны, на «барашки» на волнах). Пропишите эти элементы на строке.
Пушкин – солнце русской поэзии.
-Прочитайте предложение. Почему мы так называем поэта? Какое предложение по цели высказывания? Запишите предложение, найдите в нём прилагательные и подчеркните волнистой линией. С какой частью речи связано имя прилагательное? Найдите в предложении словосочетание.
4. Творческий диктант.
-Продолжим работу со словосочетаниями. Что такое словосочетание? У вас на партах лежат произведения А.С.Пушкина, вы можете ими пользоваться при выполнении творческого диктанта. На слайде записаны существительные, а вы подбираете подходящее имя прилагательное из сказки. Работаем коллективно, словосочетания записываем с комментированием.
Ветхая землянка
-Что значит ветхая землянка? Помощники (2 ученика), найдите определение слову ветхая в словаре Ожегова.
Синее море
-Мы уже называли, в начале урока, какое может быть море. А в словаре эпитетов русского литературного языка вы можете найти 138 эпитетов к слову море!
А заметили ли вы, что для характеристики моря А.С. Пушкин использует эпитет синее? Вспомните строки из других сказок.
В синем небе звёзды блещут
В синем море волны хлещут.
-Из какой сказки строки?
Ветер, ветер! Ты могуч
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
-А эти строки из какой сказки?
Новое корыто
-Назовите антоним к слову новое.
Золотая рыбка
-Почему автор использует прилагательное золотая? Вспомните, какое прилагательное употребляет автор для уточнения значения слова золотая? (Я сегодня поймал былорыбку, Золотую рыбку, не простую.)
Золотые перстни
-Какое значение имеет имя прилагательное золотые в этом словосочетании? ( Прямое, сделаны из золота.)
Дорогой откуп
-Найдите определение слова откуп в словаре Ожегова. Найдите и прочитайте строки, где встречается словосочетание дорогой откуп. Назовите антоним к слову дорогой.
-Найдите имена прилагательные, которые использует Пушкин для описания одежды старухи, когда она стала столбовою дворянкой.
Парчовая кичка (Словарь Ожегова)
Соболья душегрейка (Словарь Ожегова)
-Как вы понимаете значение слова душегрейка? (Душу греет.)
-А как Пушкин сказал о волнах?
Сердитые волны
-Почему он выбрал прилагательное сердитые? ( Море недовольно поступками старухи, а оно было владением Золотой рыбки.)
-Прочитайте отрывок из сказки с этим словосочетанием. ( Так и вздулись сердитыеволны, так и ходят, так воем и воют.)
-Какой приём выразительности использовал поэт? (Олицетворение, он оживляет волны.)
-Подберите синоним к слову сердитые.
Ласковое слово
-Прочитайте строки, где употреблено это словосочетание? (Отпустил он золотую рыбку исказал ей ласковое слово)
-Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей? Животных? Подтвердите эту мысль примером из сказки. Как названа старуха? (сварливая баба). Найдите объяснение в словаре Ожегова слова сварливая. Какая стража? (грозная). Подберите синоним к слову грозная.
-А какой была старуха по характеру? (жадная, скупая, корыстолюбивая).
-А какой была по характеру была рыбка? (справедливая, благородная, добрая, щедрая).
-С какой целью А.С.Пушкин использовал в сказке прилагательные? (Чтобы сказка сталакрасивой, понятной. Мысль должна быть выражена точно, ясно, выразительно, ярко).
5.Упражнение в определении признаков имени прилагательного.
-Какие грамматические признаки мы определяли у имён прилагательных? (род в ед.ч., число, падеж).
-Как определить род, число, падеж имен прилагательных?
-А какие родовые окончания имеют имена прилагательные в И.п. единственного и множественного числа? Составим схему.
-Определите род и число прилагательных в записанных словосочетаниях, выделите окончания прилагательных. У каких имён прилагательных не определили род?
-К какой части части речи может быть отнесено слово такой структуры (корень, суффикс-ов, окончание –ое)? (прилагательное ср.р., ед.ч.)
-Найдите это слово среди словосочетаний. ( ласковое)
-Расскажите о грамматических признаках этого слова- приставка, корень, суффикс - ск, окончание – ие. (прилагательное во мн.ч.)
-Найдите прилагательное такой структуры в отрывке из сказки:
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают заморские вина.
-Определите лексическое значение слова заморские. ( привезённые из-за моря, чужеземные, иностранные)
-Запишите это прилагательное, разберите его по составу
.
6.Физ. минутка. (движения под музыку Ю.Антонова «Море, море..»)
7.Упражнение в определении роли имён прилагательных в предложении.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
-Как можно назвать эту группу слов? (предложение). Что такое предложение?
- Запишите это предложение по памяти. (1 ученик работает на переносной доске, 2 ученика по карточкам)
-Разберите это предложение по членам предложения и частям речи. Каким существительным можно заменить местоимение он? (старик). Какое это предложение? ( с однороднымисказуемыми, соединёнными союзом и ). Каким членом предложения является имя прилагательное? (второстепенным). С какой частью речи связано имя прилагательное? Назовите словосочетания прил.+сущ. с вопросами. ( рыбку (какую?) золотую, слово (какое?)ласковое). Запишите словосочетания в тетрадь.
Проверка. Самооценка, оценка учителя.
8. Упражнение в определении падежей имён прилагательных.
-Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени прилагательного? (Определить падежсуществительного, с которым оно связано). Как легче проверить правильность написания окончаний прилагательных?
-А сейчас игра «Вопрос-ответ».
-Я задаю вопрос по сказке, а вы записываете ответ в виде словосочетания прил.+сущ., верно запишите окончания и определите падеж. ( 1 ученик на переносной доске).
1)В какой землянке жили старик со старухой? (в ветхой землянке – П.п.)
2) Кем была старуха, когда рыбка исполнила вторую просьбу? (чёрной крестьянкой - Т.п.)
3)Кем могла бы стать старуха, если бы рыбка исполнила её последнюю просьбу? (владычицей морскою - Т.п.)
4) Поставьте словосочетания столбовая дворянка в Д.п., вольная царица в Р.п.
Проверка. Самооценка, оценка учителя.
-Что объединяет все словосочетания? ( они ж.р.)
-Какие окончания у прилагательных ж.р. в Р. п, Д.п., Т.п. и П.п.?
- А сейчас требуются прилагательные из сказки в м.р и ср.р. в ед.ч. ( Предварительнаяработа: заранее некоторым ученикам нужно было подобрать строки из сказки, в которых были бы имена прилагательные в мужском и среднем роде для проведения выборочного диктанта)
-Запишите стихотворную строку, которая включает словосочетание с нужным прилагательным, определите падеж, выделите окончание.
1) Жил старик со своею старухой
У самого синего (Р.п.) моря.
-Какое ещё может быть окончание в Р.п. м.р и ср.р? (-ого)
- Что надо знать о написании и произношении окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?
2) Ступай себе в синее ( В.п.) море,
Гуляй там себе на просторе.
-Какое ещё окончание прилагательного в В.п.? ( -ое )
3) Вот идёт он к синему (Д.п.) морю
Видит, на море чёрная буря.
-Какое ещё окончание у прилагательных в Д.п.? (-ому)
4)Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим (Т.п.)!
-Какое ещё окончание у прилагательных в Т.п.? (-ым)
- В форме каких не оказалось имён прилагательных? (в И.п., П.п.)
-Составьте устно предложение, употребив в нём словосочетании синее море в предложном падеже. Объясните, какое окончание напишите у имени прилагательного в этой форме.
-Ребята, выполнили мы задачу урока? Что повторили?
-Чем заинтересовал вас урок?
-Сегодня мы совершили путешествие в сказку А.С.Пушкина. У вас на партах лежат картинки моря. Оцените свою работу на уроке. Прикрепите картинку на доску: если вам понравился урок, у вас всё получалось, вам было интересно - прикрепите картинку спокойного моря, если у вас были трудности, сомнения не совсем понравился урок- картинку штормового моря. Спасибо за работу!