План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе.
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цели урока:
- Воспитание культуры речевого общения.
- Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи.
- Развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)
Задачи урока: Повторить изученное по теме «Имя прилагательное». Закрепить правописание окончаний имён прилагательных, познакомить с антонимами.
Тип урока: Обобщающий, проблемно-поисковый
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал (карточки) -
«Антонимы», «Правописание окончаний прилагательных».
Ход урока:
1.Настрой.
Учащиеся сидят парами
Закройте глазки. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями.
Мысленно скажите:
- Я исследователь, я ученый. Мои мысли ясные, ибо я исследователь, мои мысли умные, яркие, ибо я исследователь. Моя речь красива, правильна и точна, ибо я исследователь.
Возьмитесь за руки. Мысленно пожелайте друг другу ясных мыслей, хороших идей, дружной работы.
- Какими качествами надо обладать исследователю?
(любознательность, внимание, трудолюбие, терпение, интуиция, благомыслие…)
-Исследователь в первую очередь должен уметь мыслить, т.к.
Красив тот, кто красиво мыслит. (Слайд № 1)
Пойдём мы через трудности, потому что:
Ищешь трудность – находишь мудрость (Это наш девиз урока) (Слайд № 2)
Учащиеся делятся на группы
2. Повторение об имени прилагательном. Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке будем исследовать имя прилагательное (Слайд №3 заголовок)
Объявляется « Аукцион».
-Что вы знаете об имени прилагательном?
(группы по очереди называют что знают, выигрывает группа, назвавшая последней) (Слайд № 3,продолжение)
Учитель задаёт проблемный вопрос:
-Что дают человеку знания по теме «Имя прилагательное»? Какая польза от них?
Дети дают варианты ответов, учитель обобщает:
- Красота, точность, правильность речи (слайд № 4 ).
Задание1 (работа в группах): поставить в стихотворение предполагаемые пропущенные прилагательные. (Слайд №5)
Здравствуй, солнце ………. !
Здравствуй, небо …………!
Здравствуй, …………ветерок!
Здравствуй, ……….дружок!
Мы живём в родном краю,
Я вас всех приветствую!
После проверки, учитель зачитывает авторский вариант.(Слайд №6)
Учащиеся садятся парами
Задание 2 - Проверь себя (Слайд №7 – 18)
Учащиеся смотрят задания в презентации и на листочке ставят номер ответа.
Проверяют ответы (Слайд №19)
Вывод: имя прилагательное делает нашу речь красивой, точной и правильной.
2) Грамотное письмо. (Слайд №20)
Минутка чистописания.
- Традиционно наш урок продолжит минутка чистописания.
Прочитайте сочетания букв на доске. яя ая ий ый ое ее
- Прочитайте хором строчку. Что она напоминает?(окончания имён прилагательных)
- Устно разделите эти соединения на группы. Объясните свои действия.(1 группа окончания прил. ж.рода – ая, яя; 2 группа окончания прилаг. м.рода – ый, ий; 3 группа окончан7ия прилаг. ср.рода – ое, ее;
- Хорошо. Пропишите в тетради. Эти соединения нам пригодятся на протяжении всего урока, а именно в следующем задании.
Словарная работа.
Послушайте загадки:
- Какое кудрявое чудо-дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается на солнце?
берёза
- Какое дерево называют «спичечной королевой»?
осина
-Как их назвать, одним словом?
растения
- Без какой части растения не могут жить? (корня)
- А без чего не может существовать слово? (корня)
- От слова берёза образуйте однокоренные слова, выделите корень.
Берёзовый, берёзонька, подберёзовик.
- А есть ли среди этих слов имена прилагательные? Запишите словосочетания: берёзовая роща, осиновый лист.
- Какие орфограммы встретились? Как проверить?
Задание 3 (работа в парах): (слайд № 21)
объяснить написание окончаний прилагательных
(дети объясняют друг другу в паре и записывают в тетрадь)
хорош… настроение весенн… капель
у высок… дома голуб… небо
в дальн… дорогу каменн… ущелье
к лучш… другу летн… каникулы
Ещё раз уточняется и повторяется алгоритм проверки окончания прилагательного.(Слайд №22)
Вывод: благодаря изучению темы «Имя прилагательное» наша письменная речь стала более грамотной.
Физкультминутка.
3) Успешное обучение в старших классах. (Слайд №23)
Задание 5 (работа по карточкам)
1группа. Вставить пропущенные буквы. Определить род, число имён прилагательных. Соедини имена прилагательные с антонимами.
Высок… забор чёрствый
Свеж… хлеб чёрная
Весёл… солнышко грустное
Бел… черёмуха низкий
Задание 6 - стр. 127, упражнение 54
Учитель делает вывод
В результате изучения темы « Имя прилагательное» ваша речь стала красивее, точнее, у вас улучшилась грамотность, что приведёт к успешному обучению в последующих классах.
Поэтому: (учитель озвучивает тезис) (слайд №24)
Имя прилагательное очень важно знать,
Имя прилагательное надо понимать.
Игра «Корректор». (Слайд №25)
- Из редакции нам прислали задание. Нам нужно в тексте исправить ошибки. В типографии этим занимается корректор, человек, который исправляет ошибки.
Проверьте текст на наличие ошибок.
Красивый поляна, полярная мак, мохнатая ель, высокий дерево, весенний дождь, карликовая ива, ранний весна.
Проверка: прочитайте словосочетания, в которых прилагательные имеют окончания:
- ое, ая, яя, ый
3.Рефлексия (слайд № 26)
- Какие качества помогли вам исследовать имя прилагательное?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какие у вас есть предложения?
Возьмитесь за руки, улыбнитесь тому, с кем вам понравилось работать,
тому, чья речь вам понравилась.
4. Домашнее задание. Стр. 129 упр.58. выделите окончания прилагательных, укажите их падеж.