Описание работы
Название работы: Урок-проект в 6 классе « Путешествие в имя прилагательное» Обобщение по теме « Имя прилагательное»
Номинация: Урок по предметной области «Филология»
Предмет: Русский язык
Участники: учащиеся 6 класса
Цели и задачи: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей
Аннотация: Это учебное занятие представляет собой урок личностно ориентированной направленности, все ребята в классе готовят собственные проекты. Это лингвистические сказки, кроссворды по теме, тесты, электронные презентации.
Демонстрируются результаты в виде УУД: Регулятивные (дети сами определяют цель урока, оценивают результаты своей деятельности)
Познавательные: извлекают информацию, перерабатывают её, представляют в разных формах.
Коммуникативные: доносят свою позицию, понимают других, сотрудничают.
Личностные :Оценивают поступки одноклассников.
Типы взаимодействия :парное, групповое, коллективное.
Осуществление личностно-ориентированного подхода - учета индивидуальных особенностей с целью развития индивидуальности ученика, становления и проявления его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, стиля жизнедеятельности.
Организация личностно ориентированного урока предполагает:
- сообщение в начале урока самими учащимися не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
- создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- использование проблемных, творческих заданий;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
- оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
- оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Все запланированные цели урока были реализованы.
Каждый предшествующий этап тесно связан с последующим.
I. Оргмомент, имеющий своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу, прошел быстро, т. к. класс традиционно готовится к уроку до второго звонка.
Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.
На этапе формулирования целей урока основной учебно-воспитательной задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей урока., Задания по формулированию цели урока и типа урока создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.
Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы.
Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания, подготавливало к формулированию главной цели урока – обобщить и систематизировать изученное в V! классе об имени прилагательном.
Я считаю, что выбранные мной на данном этапе формы и методы позволили учащимся самостоятельно правильно сформулировать цель урока, определить тип урока.
II. На этапе повторения материала по теме основной учебно-воспитательной задачей была проверка объема и качества знаний на данном этапе, уровень готовности к продолжению изучения темы.
Сообщение в начале урока предполагаемого порядка организации учебной деятельности (маршрутный лист) формирует целенаправленный характер учебной деятельности, осознанное отношение к учебной деятельности, актуализирует субъектный опыт учащихся, что способствует эффективности проведения урока.
В ходе работы использовался частично – поисковый метод.
Учитель постепенно охватывал все аспекты изучаемой темы, повышал степень самостоятельности учащихся при выполнении упражнений через ИКТ
Организуя работу с текстом, я ставила следующие задачи:
1) углубить представления о роли прилагательных в речи (через анализ текста);
2) повторить морфологические признаки имени прилагательного,
3) формировать умение применять полученные знания о правописании безударных окончаний имен прилагательных (через разноуровневое упражнение, использование программы «Фраза» и материалов ФЦИОР.teleschool.russian 10.24.k2 )
4) Проявить себя должен был каждый ребенок чрез приготовленные проекты.(Приложения)
III. На этапе применения знаний в стандартной ситуации основной учебно-воспитательной задачей было закрепить и обобщить умения и навыки по теме «Имя прилагательное. На данном этапе применялись формы организации учебно-познавательной деятельности:
1) фронтальные (при анализе текста,
2) индивидуальные (при выполнении задания третьего уровня).
В ходе работы использовались задания репродуктивного, частично – поискового, творческого характера, ведущий метод - частично – поисковый.
Использование художественного текста способствует развитию воображения, чувства прекрасного. Определение темы, идеи позволяет закрепить речеведческие понятия.
IV. На этапе применения знаний в нестандартной ситуации основной учебно-воспитательной задачей было формирование умений и навыков поисковой и творческой деятельности; применение ранее усвоенных знаний и умений в новой нестандартной ситуации.
Урок повторения невозможен без опоры на ранее изученный материал. Для решения поставленных задач я организовала деловую игру «Я - учитель». Я предлагаю учащимся такую форму работы, когда ученик становится на место учителя и готовит дидактический материал для урока. Я ставлю перед учениками проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал по теме «Имя прилагательное».
Работа с недеформированным текстом (как на данном уроке) хорошо развивает орфографическую зоркость. Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти орфограммы, чем действовать по подсказке учителя.
Исследовательская деятельность учащихся на уроке – одно из обязательных условий деловой игры. В данной ситуации ученики исследуют текст с целью найти в нем как можно больше орфограмм по теме «Имя прилагательное». Это значит, что текст прочитывается неоднократно, индивидуально выбранные орфограммы сверяются с орфограммами, выбранными другими членами группы. В процессе работы виден каждый ученик, видны его самостоятельность и инициатива.
Деловая игра, групповая работа приучает учащихся не только к контролю со стороны учителя (как это бывает), но и к самоконтролю, самоанализу деятельности, помогает планировать свою работу самостоятельно, а не по подсказке учителя. Работа учащихся в небольших группах – это лучший способ не только проявить свою индивидуальность, выбрав понравившееся задание, но и научиться умению обосновывать свою точку зрения или отказаться от своего суждения, если аргументы товарищей по группе окажутся более убедительными.
Данное упражнение организует деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности; вызывает интерес к заданию, придает ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся; развивает у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности. Здесь же проводится работа по восстановлению стихотворения А.Белого. Прилагательные опущены.
Учащиеся с работой справились.
V. Этап подведения итогов работы, инструктаж о домашнем задании. Подведение итогов – традиционный момент, который позволяет выставить оценки учащимся и осмыслить итоги урока. При выставлении оценки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания. Итоги урока обсуждаются с учащимися: что понравилось, что запомнилось, что хотелось бы повторить и др.
Домашнее задание вытекает из хода урока, дифференцированно с учетом реальных учебных возможностей учащихся: трехуровневые задания (по степени сложности).
Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока.
Каждый из этапов работал на конечный результат урока.
На уроке прослеживалось установление межпредметных связей (литература, музыка, ИЗО, живопись, прикладное искусство).
На уроке задействуются креативные (творческие) способности учеников: воображение, инициативность, умение видеть знакомое в незнакомом;
когнитивные (познавательные) способности – любознательность, вдумчивость, аналитичность, способность находить аналогии, выполнять теоретические исследования, делать выводы и обобщения, способность обозначать своё понимание и непонимание по изучаемым вопросам;
оргдеятельностные: целеполагание, навыки самоорганизации учебной деятельности, коммуникативность.
Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через создание дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников; через организацию групповых форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки; а также организация взаимопроверок, рецензирование способствовали достижению воспитательных задач.
Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.
Автор: Малышенко Эльвира Александровна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория
Место работы: Тюменская область, Сладковский район, д. Менжинка Муниципальное автономное общеобразоваельное учреждение Сладковского района Менжинская средняя общеобразовательная школа (МАОУ Менжинская сош)