Урок-повторение в 6 классе по теме "Местоимение". Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме "Местоимение"; совершенствовать умение отличать местоимения от других частей речи, определять синтаксическую функцию в предложении, правильно употреблять местоимения в речи, правильно писать; активизировать самостоятельную деятельность; развивать познавательную активность, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: медиапроектор, презентация
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме «Местоимение». »
Тема: Повторение по теме «Местоимение». (Слайд №1)
Цели урока: (Слайд №2) Образовательные:
обобщить и систематизировать знания по теме: «Местоимение»;
уметь определять разряд местоимения;
совершенствовать умение отличать местоимение от других частей речи, определять синтаксическую функцию местоимения в предложении;
правильно употреблять местоимения в речи, безошибочно писать.
Развивающие:
активизация самостоятельной деятельности;
развитие познавательной активности.
Воспитательные:
воспитание коммуникативности;
привитие культуры общения;
воспитание любви к родному языку.
Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку.
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена!
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада всех вас видеть. Я решила сегодня вас пригласить в путешествие в далёкую и загадочную страну – Местоимение. Путешествуя по этой стране, мы должны будем привести в систему знания о местоимении как части речи, проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами.
Путешественники обычно ведут дневник. У нас в качестве дневника будет тетрадь. Наше путешествие мы начинаем 16 марта. Запишем в тетради. (Запись числа, классной работы, темы урока – слайд №3)
Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, и как бывалые туристы начнем собирать рюкзаки и дорожные сумки. В чемоданы мы положим багаж знаний о местоимениях. Как знающие путешественники, мы должны все знать о стране, в которую предстоит ехать: обычаи, традиции, нравы и законы. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык. Начнём путешествие с проверки домашнего задания. Оно будет нашим пропуском в страну Местоимение.
II. Проверка домашних заданий.
1 ряд - написать 5 фразеологизмов, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.
2 ряд – написать 5 пословиц, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.
3 ряд – написать 5 названий телепередач, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.
а) назовите фразеологизмы (не чуять под собой ног, держать себя в руках, на тебе лица нет, сам себе на уме, сам не свой, сам по себе) б) Назовите 5пословиц или поговорок, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.
(На чужой сторонушке рад своей воронушке. Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут. Кто много знает, тот плохо спит. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Не учи плясать, я и сам скоморох! Что упало, то пропало.) в) Прочитайте названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений. «Сам себе режиссер», «Пока все дома», «Жди меня», «Вы очевидец», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером?», «Наш сад», «Своя игра».
III. Повторение и закрепление пройденного.
- Ребята, перед нами остров Теории. Вам предстоит ответить на вопросы.
- Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их).
Посмотрите, какая чудесная полянка. (Слайд №4) Давайте остановимся здесь и посоревнуемся. На полянке растут необычные цветы. У каждого цветка по 9 лепестков. Чем обусловлено именно такое количество? (9 разрядов местоимений – 9 лепестков). Ваша задача – показать знания всех разрядов местоимения, подписав каждый лепесток. Кто быстрее и правильно выполнит задание?
1. Игра «Кто быстрее?»
(Слайд № 5 «Разряды местоимений») Учитель: –С каким первым разрядом мы с вами познакомились? Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры. (Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо: 1 - я, мы; 2 - ты, вы; 3 – он, она, оно) –Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? (Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).
2. РЕКА ПАДЕЖЕЙ. (Слайд №6)
- Ребята, перед нами река падежей, через которую мы должны переправиться.
Найдите в стихотворении личные местоимения, выпишите их, определите падеж, подчеркните как члены предложения.
Пред ней задумчиво стою, Свести очей с неё нет силы; Я говорю ей: «Как вы милы!» И мыслю: «Как тебя люблю!» А.С.Пушкин
Ответ:
Пред ней – Т.п. С неё – Р.п. Я, вы – И.п. Ей – Д.п. Тебя – В.п.
- В чём особенность написания местоимений перед ней и с ней ? (Это местоимения 3 лица. После предлогов у местоимений 3-его лица появляется Н)
Учитель: –Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение? (Возвратное местоимениесебя) –Что вы знаете об этом местоимении? (Себя указывает на того, о ком говорят, не имеет И.п., не имеет рода и числа. В предложении является дополнением)
3 «Подумайте».(Слайд №7) Задание: Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже (интерактивная доска) 1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а ___________________ – невесту, Елену Прекрасную. СЕБЕ – Д.п. 2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с ____________________ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь. СЕБЯ – Р.п. 3. «Сколько ни держать при _______________ , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!» СЕБЕ – П.п. 4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с _______________________ в подземное царство. СОБОЮ – Т.п.
4. ИЗБУШКА ЗАГАДОК. Задание: Найти местоимения. Указать разряд. (Слайд 6) 1.Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто – вопросительное местоимение) 2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение) 3.Кто без кисти и белил Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение) 4.Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (Картошка ) (Что – вопросительное местоимение, мы -личное) –Как вы определили, что перед нами вопросительные местоимения? (Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса).
Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете? (Кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков?) (Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.) –С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения? (Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.) –Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, употребляются только в вопросительных предложениях.) 5. Задание: Работаем в парах 1 вариант должен придумать предложение с вопросительными местоимениями, а 2 вариант должен перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным. (Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.) Например: Кто едет на велосипеде?(Кто – вопросительное местоимение.) Я знаю, кто едет на велосипеде.(Кто – относительное местоимение.)
Учитель: –Какие разряды местоимений образованы от вопросительных? (Неопределённые и отрицательные) –Назовите неопределённые местоимения. Как они образованы? Как пишутся приставки и суффиксы в неопределённых местоимениях? (Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-, которые пишутся через дефис, если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется раздельно) –Назовите отрицательные местоимения. ( Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего)
С помощью чего они образованы? Расскажите об особенностях написания отрицательных местоимений. (Отрицательные местоимения указывают на отсутствие чего-либо, образуются при помощи приставок не- и ни-. Не- ударная, ни- безударная. Если они отделяются предлогом от местоимения, то пишутся раздельно.) 6. Выборочно-распределительный диктант. (Слайд №9) (интерактивная доска)
Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.
Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не спросил, кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Руки подняли и покачали—
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули—
Ветер срывает росу.
В стороны руки, плавно помашем—
Это к нам птицы летят.
Как они сядут-
Мы тоже покажем, крылья сложили назад
И тихо-тихо сели.
Учитель: –Назовите притяжательные местоимения. (Мой, твой, свой, наш, ваш) Что вы знаете о притяжательных местоимениях? (Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
Как отличить притяжательные местоимения от омонимичных им форм личных местоимений? (Личные отвечают на вопрос кого? Чего? Являются дополнением, притяжательные – чей? Является определением) Объясните разницу в значении местоимения: его (подвиг), (наградили) его. (Слайд №10)
7. – Ребята, перед нами редакция. Я предлагаю вам заглянуть в неё и помочь корректорам исправить ошибки в употреблении местоимений. (Слайд №11) Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день». А.Хайт
(евонный – его, ихние – их, ейные – её)
8. Игра «Третье лишнее». (Слайд №12)
Ребята, что-то наши чемоданы слишком тяжёлые. Наверное, мы положили что-то лишнее. Давайте проверим.
Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах?
Хорошо того учить, кто слушает. Кто много обещает, тот мало делает. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Чего сам не любишь – того людям не желай.
Какова яблонька – таковы и плоды.
того - Р.п. тот – И.п.
тому – Д.п.
того – Р.п.
таковы – не склоняется
кто, какова, чего – относительные местоимения; сам - определительное
10. ГОРА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. (Слайд №14) (интерактивная доска)
Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд. Потерять самообладание-
нечто неопределённое -
смотреть внимательно -
искусный мастер –
спешить -
чувствовать себя неловко –
оглядываться беспрестанно - (Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)
IV. Итог урока. Учитель: – Наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и поставьте оценки в дневник. А я присваиваю вам звания «Абориген» и «Турист». Как вы думаете, почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к «Толковому словарю".) Рефлексия: 1. Поднимите руку те, кому понравилось в стране Местоимений.
2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?
4.Какая форма работы вам понравилась больше? 5.Что вызвало затруднения?
V. Домашнее задание: (Слайд №15) Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение», повторить морфологический разбор местоимения, разгадать кроссворд по теме «Местоимение»