kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение по теме «Местоимение».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение в 6 классе  по теме "Местоимение". Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме "Местоимение"; совершенствовать умение отличать местоимения от других частей речи, определять синтаксическую функцию в предложении, правильно употреблять местоимения в речи, правильно писать; активизировать самостоятельную деятельность; развивать познавательную активность, воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: медиапроектор, презентация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме «Местоимение». »

Тема: Повторение по теме «Местоимение». (Слайд №1)

Цели урока: (Слайд №2)
Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по теме: «Местоимение»;

  • уметь определять разряд местоимения;

  • совершенствовать умение отличать местоимение от других частей речи, определять синтаксическую функцию местоимения в предложении;

  • правильно употреблять местоимения в речи, безошибочно писать.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности;

  • привитие культуры общения;

  • воспитание любви к родному языку.

Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку.

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада всех вас видеть. Я решила сегодня вас пригласить в путешествие в далёкую и загадочную страну – Местоимение. Путешествуя по этой стране, мы должны будем привести в систему знания о местоимении как части речи, проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами.

Путешественники обычно ведут дневник. У нас в качестве дневника будет тетрадь. Наше путешествие мы начинаем 16 марта. Запишем в тетради. (Запись числа, классной работы, темы урока – слайд №3)

Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, и как бывалые туристы начнем собирать рюкзаки и дорожные сумки. В чемоданы мы положим багаж знаний о местоимениях. Как знающие путешественники, мы должны все знать о стране, в которую предстоит ехать: обычаи, традиции, нравы и законы. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.
Начнём путешествие с проверки домашнего задания. Оно будет нашим пропуском в страну Местоимение.

II . Проверка домашних заданий.

1 ряд - написать 5 фразеологизмов, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.

2 ряд – написать 5 пословиц, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.

3 ряд – написать 5 названий телепередач, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.

а) назовите фразеологизмы (не чуять под собой ног, держать себя в руках, на тебе лица нет, сам себе на уме, сам не свой, сам по себе) 
б) Назовите 5 пословиц или поговорок, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.

(На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.
Кто много знает, тот плохо спит.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не учи плясать, я и сам скоморох!
Что упало, то пропало.)
в) Прочитайте названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.
«Сам себе режиссер», «Пока все дома», «Жди меня», «Вы очевидец», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером?», «Наш сад», «Своя игра».

III. Повторение и закрепление пройденного.

- Ребята, перед нами остров Теории. Вам предстоит ответить на вопросы.

- Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их).

Посмотрите, какая чудесная полянка. (Слайд №4) Давайте остановимся здесь и посоревнуемся. На полянке растут необычные цветы. У каждого цветка по 9 лепестков. Чем обусловлено именно такое количество? (9 разрядов местоимений – 9 лепестков). Ваша задача – показать знания всех разрядов местоимения, подписав каждый лепесток. Кто быстрее и правильно выполнит задание?

1. Игра «Кто быстрее?»

(Слайд № 5 «Разряды местоимений»)
Учитель:
С каким первым разрядом мы с вами познакомились?
Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.
(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо: 
1 - я, мы; 
2 - ты, вы; 
3 – он, она, оно)
Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? (Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).

2. РЕКА ПАДЕЖЕЙ. (Слайд №6)

- Ребята, перед нами река падежей, через которую мы должны переправиться.

Найдите в стихотворении личные местоимения, выпишите их, определите падеж, подчеркните как члены предложения.



Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин

Ответ:


Пред ней – Т.п.
С неё – Р.п.
Я, вы – И.п.
Ей – Д.п.
Тебя – В.п.

- В чём особенность написания местоимений перед ней и с ней ? (Это местоимения 3 лица. После предлогов у местоимений 3-его лица появляется Н)

Учитель: 
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя)
–Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят, не имеет И.п., не имеет рода и числа. В предложении является дополнением)

3 «Подумайте». (Слайд №7) 
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже (интерактивная доска)
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а ___________________ – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ – Д.п.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с ____________________ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при _______________ , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с _______________________ в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.

4. ИЗБУШКА ЗАГАДОК.
Задание: Найти местоимения. Указать разряд. (Слайд 6) 
1.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто – вопросительное местоимение)
2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение)
3.Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение)
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка ) (Что – вопросительное местоимение, мы -личное)
–Как вы определили, что перед нами вопросительные местоимения? (Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса).

Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете? (Кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков?)
(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных? 

(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, употребляются только в вопросительных предложениях.) 
5. Задание:
Работаем в парах 1 вариант должен придумать предложение с вопросительными местоимениями, а 2 вариант должен перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

Учитель:
–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?
(Неопределённые и отрицательные)
–Назовите неопределённые местоимения. Как они образованы? Как пишутся приставки и суффиксы в неопределённых местоимениях? 
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-, которые пишутся через дефис, если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется раздельно)
–Назовите отрицательные местоимения. ( Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего)

С помощью чего они образованы? Расскажите об особенностях написания отрицательных местоимений.
(Отрицательные местоимения указывают на отсутствие чего-либо, образуются при помощи приставок не- и ни-. Не- ударная, ни- безударная. Если они отделяются предлогом от местоимения, то пишутся раздельно.) 
6. Выборочно-распределительный диктант. (Слайд №9) (интерактивная доска)

Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.

Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не спросил, кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.



Руки подняли и покачали—

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули—

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем—

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-

Мы тоже покажем, крылья сложили назад

И тихо-тихо сели.

Учитель: 
–Назовите притяжательные местоимения. (Мой, твой, свой, наш, ваш) Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)

Как отличить притяжательные местоимения от омонимичных им форм личных местоимений? (Личные отвечают на вопрос кого? Чего? Являются дополнением, притяжательные – чей? Является определением)
Объясните разницу в значении местоимения: его (подвиг), (наградили) его.
(Слайд №10)

7. – Ребята, перед нами редакция. Я предлагаю вам заглянуть в неё и помочь корректорам исправить ошибки в употреблении местоимений. (Слайд №11)
Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт

(евонный – его, ихние – их, ейные – её)

8. Игра «Третье лишнее». (Слайд №12)

Ребята, что-то наши чемоданы слишком тяжёлые. Наверное, мы положили что-то лишнее. Давайте проверим.

1.САМ, ДРУГОЙ, МЫ (мы)

2. СЕБЯ, ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ (себя)

3.ВЕСЬ, ИНОЙ, НИКТО (никто)

4.КАЖДЫЙ, ТОБОЮ, САМЫЙ (тобою).

9. ТЕРЕМОК ПОСЛОВИЦ. (Слайд №13)
Задание: Прочитайте пословицы.
Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите падеж.

Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах?

Хорошо того учить, кто слушает. 
Кто много обещает, тот мало делает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Чего сам не любишь – того людям не желай.

Какова яблонька – таковы и плоды.

того - Р.п. 
тот – И.п.

тому – Д.п.

того – Р.п.


таковы – не склоняется

кто, какова, чего – относительные местоимения; сам - определительное


10. ГОРА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. (Слайд №14) (интерактивная доска)

Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание-

нечто неопределённое -

смотреть внимательно -

искусный мастер –

спешить -

чувствовать себя неловко –

оглядываться беспрестанно -
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)

IV. Итог урока.
Учитель:
– Наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и поставьте оценки в дневник. А я присваиваю вам звания «Абориген» и «Турист». Как вы думаете, почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к «Толковому словарю".)
Рефлексия:
1. Поднимите руку те, кому понравилось в стране Местоимений.

2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?

4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?

V. Домашнее задание: (Слайд №15)
Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение», повторить морфологический разбор местоимения, разгадать кроссворд по теме «Местоимение»



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Повторение по теме «Местоимение».

Автор: Митюшкина Татьяна Викторовна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Повторение темы " Местоимение" "
    ["seo_title"] => string(33) "povtorieniie-tiemy-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "138839"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417614727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Повторение темы "Местоимение""
    ["seo_title"] => string(52) "russkiiiazykv6klassiepovtorieniietiemymiestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "311789"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459255137"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Повторение и обобщение по теме "Местоимение" "
    ["seo_title"] => string(54) "povtorieniie-i-obobshchieniie-po-tiemie-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "103512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402589353"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "МЕСТОИМЕНИЕ" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "210819"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431504814"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок русского языка 3 класс Тема: Местоимение. Проверим, чему мы научились."
    ["seo_title"] => string(70) "urokrusskoghoiazyka3klasstiemamiestoimieniieprovierimchiemumynauchilis"
    ["file_id"] => string(6) "288851"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454683996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства