Конспект урока предназначен для обучающихся 5-х классов коррекционной школы. Тип урока – игра- путешествие.Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующим и предыдущим уроками.Урок направлен на формирование положительной мотивации учебной деятельности, осознание ценности изучаемого предмета, привитие чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в одну чудесную страну. А как она называется, вы узнаете, разгадав ребус. Переставьте слоги местами и вы узнаете место, куда мы с вами отправимся.
На листе слово – шифр ще тель е су но стви.
Страна эта называется «Имя существительное». Посмотрите на карту, чем мы с вами будем заниматься во время путешествия?
Вы правильно заметили, сегодня мы будем именно повторять все изученные сведения об имени существительном. От вас требуется внимание, аккуратность, терпение и, конечно, знание темы и умение ориентироваться в терминологии.
3. Мотивация.
А как вы думаете, для чего нужна такая часть речи, как имя существительное и стоит ли её изучать?
Правильно, существительное придаёт речи конкретность. Какая бы ни была речь выразительна и красочна, без существительных она потеряет смысл.
4.Словарная работа.
А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете из загадки.
На четырёх колёсах дом,
Так уютно ехать в нём.
Хоть на север, хоть на юг
Отвезёт железный друг.
Правильно, это автомобиль.
Из каких частей состоит слово? (Авто и мобиль). Автомобиль, значит движущийся самостоятельно.
Запишите новое словарное слово, выделите особоопасные места, определите род, подберите однокоренные слова.
Составьте предложение, чтобы слово автомобиль входило в грамматическую основу.
Докажите, что задание выполнено правильно (дети называют грамматическую основу, автомобиль – подлежащее, выражено существительным).
5. Минутка чистописания.
На таком красивом автомобиле можно ездить только по ровной дороге. Обозначим её у себя в тетрадях:
еооетеооеоопееоее
Итак, ребята, в путь.
6. Работа по теме урока.
Коллективное выполнение упражнения.
Перед нами «Лес друзей». Каждая фигурка обозначает какое-то имя существительное. Ваша задача распределить данные существительные по степени одушевлённости – неодушевлённости.
На какой вопрос отвечают одушевлённые существительные? Неодушевлённые?
Каждому одушевлённому существительному придумайте имя. Собственные – подчеркните. Задание оформляем в две колонки.
Так почему лес называется «лес друзей»?
Самостоятельная работа в тетради. Проверка по образцу.
Ребята, посмотрите мимо какого красивого старинного замка мы проезжаем. Почему он называется «Родовой замок существительных»?
Как мы определяем, какого рода существительное?
У каждого есть карточка с заданием. Но в задании встречаются ошибки. Слова, у которых неправильно определён род выписать и разобрать по составу.
Женский род
Мужской род
Средний род
библиотека
адрес
подберёзовик
кораблик
деревушка
богатство
Россия
телефон
облако
Комментированное письмо.
Мы подъезжаем к озеру числа существительных.
Определите число предлагаемых существительных.
Город, Москва, народы, трамвай, машины, завод, магазины, метро, шоссе.
Устная работа.
А сейчас мы поднимаемся по мосту падежей. Просклоняйте существительное «мост» по падежам.
Самостоятельная работа.
Ребята, перед нами горы склонений.
Какого склонения могут быть существительные? Как мы определяем склонение?
Задание такое: распределить существительные в три колонки по склонениям.
Перед нами синтаксическая поляна. Прочитаем слова, которые выросли на каждом из цветков. Составим из них предложение. Сможем мы это сделать? Почему?
Добавьте подходящие по смыслу слова. Запишите предложение. Разберите его по составу.