План-конспект урока по русскому языку
4 класс
Тема: Повторение изученного об имени прилагательном.
Цели:
- Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи;
- Совершенствовать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания;
- Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: повторение
Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивационно-целевой этап
- Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок!
- К нам на урок пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь.
- Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошей плодотворной работы! Присаживайтесь, пожалуйста!
- Откройте рабочую тетрадку. Запишите дату, слова «классная работа».
На доске слова:
Большой, зимняя, озеро, суровые, солёное.
- Прочитайте. Исключите из цепочки лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
- Как вы это определили?
- По каким признакам имя прил. отличается от имени сущ.? (по 3-м признакам: ЛЗ, морфол. признаки, синт. роль в предл.)
- Какое имя прил. можно исключить из этой группы?
- Отгадайте загадку:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто это? …
(Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением вороны)
- Слова какой части речи помогли вам отгадать загадку?
- Назовите их.
- Какую роль выполняют имена прил. в нашей речи? Для чего они нужны?
- Как вы думаете, над какой частью речи мы будем работать на уроке? (судя по тем заданиям, с которых мы начали урок).
- Будем повторять и обобщать имеющиеся знания об имени прилагательном.
Какие цели вы поставите перед собой на данный урок?
- Что вы знаете об имени прил.? Расскажите об этом друг другу.
Кто хочет рассказать классу?
Дети приветствуют учителя, гостей, улыбаются друг другу.
Учащиеся мысленно настраиваются на урок.
Оформление работы в тетради.
- Слово «озеро» лишнее, так как это имя сущ., а остальные имена прил.
- По ЛЗ и вопросу.
- По ЛЗ: признак предмета и вопрос; морфологическим признакам: прил. – измен. по числам, родам и падежам;
синтаксической роли в предложении: прил. - определение
- Прил. «суровые», т.к. стоит во мн.ч., все остальные им. прил – в ед. ч.
- Ворона.
- Имена прилагательные.
- Сероватая, вороватая, хрипловатая.
- Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее.
- Имя прилагательное.
- Повторить вопросы имени прил., как изменяются имена прил., правописание безударных падежных окончаний имён прил.
Работа в парах.
Ответы детей.
2.Операционный этап
- Продолжаем работу.
- С какой частью речи очень дружит, согласуется, имя прилагательное? –
- Что это значит?
Работа по карточке №1.(первый уровень)
О зимн… спорте, по узк… тропе, близк… друзья.
- Прочитайте задание.
- Как определить падеж имени прил.?
Как надо поступить, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного?
- Выполните задание.
- Давайте проверим работу. (Фронтальная проверка с комментированием)
- У кого возникли трудности при выполнении задания? Что посоветуете тем, кто допустил ошибки?
- Это было непростое задание. Требуется отдых. (физкультминутка)
- Все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйтесь. (2-4 раза)
Влево тоже наклоняйтесь. (2-4 раза)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(второй уровень – уровень повышенной сложности)
- Следующее задание.
На доске:
(Зимний) со.нце .св.тило (стройный) б.рёзу.
- Прочитайте предложение, поставив прилагательные в нужном падеже. Какое предложение по цели высказывания, по интонации?
- Объясните пропущенные орфограммы.
Спишите предложение.
- Определите падежи и выделите окончания имён прил.
Самопроверка (запись на доске)
- Какие умения понадобились при выполнении работы?
- Кто затруднился? Почему?
-Разберите имя прилагательное зимнее (солнце) как часть речи. (морф. разбор)
Проверка.
- Кто справился с заданием, не допустив ошибок? Молодцы!
- Как изменяется имя прилагательное? Каким членом предложения чаще всего является?
Работа по карточке №2.(творческий уровень)
- Прочитайте предложения, записанные на карточке.
Наступила зима. Ночью был мороз. Утром выпал снег. Хлопья легли на землю.
- Можно ли назвать данные предложения текстом?
-Чего же не хватает в тексте? Как сделать, чтобы текст был более ярким, точным?
- Как можно озаглавить текст?
Задание: Спиши текст, вставляя имена прилагательные. (слабым учащимся даются в помощь слова для справок)
После -
4- е предложение разберите по членам предложения и частям речи (внутри текста).
Учитель контролирует, оказывает необходимую помощь.
- Прочитайте, что у вас получилось. Остальные ребята подсчитывают количество прил. в тексте одноклассников.
- Так какую роль выполняют имена прил. в нашей речи?
- Имя прил. дружит с именем сущ.
- Имя прил. согласуется с именем сущ., стоит в том же роде, числе и падеже.
-Спишите словосочетания, дописывая окончания и выделяя их. Определите падежи имён прил.
- По падежу имени сущ.
- По вопросу. Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом!
Самостоятельная работа
Учащиеся проверяют работу, исправляя ошибки.
Ответы детей.
Дети выполняют упражнения.
Ответы детей.
Самостоятельная работа.
Ответы детей.
Ответы детей.
Один ученик работает с обратной стороны доски.
Ответы детей.
Ответы детей
-Дополнить именами прилагательными.
- «Зима».
Выполнение задания.
Несколько учеников зачитывают свои работы.
- Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой).
3.Рефлексия
-Проверим, как вы усвоили тему урока с помощью теста. Работаем ручками.
- Поменяйтесь листами, проверьте тест по ключу. Оцените работу соседа. Верните тест товарищу.
- Встаньте пожалуйста те, кто выполнил работу без ошибок; с 1 ошибкой, с 2-3 ошибками.
- В чём были затруднения?
- Что посоветуете своим товарищам?
- Давайте вернёмся к началу урока. Какие цели ставили перед собой?
- Мы достигли этих целей? (повторить и обобщить знания об имени прил.)
- Какие задания выполняли для достижения поставленных целей?
- Какие задания вызвали у вас трудности?
- Над чем нам ещё предстоит потрудиться?
- Знания и умения, отработанные на уроке, пригодятся нам при выполнении проверочной работы, которая пройдёт на след. уроке.
- Я предлагаю вам выполнить дом. задание:
Д/з: СП стр. 149 упр. 276 подобное тому, что мы выполняли в классе.
-Опишите ваши впечатления от урока, используя как можно больше прилагательных.
Оценка работы учащихся
- Спасибо за урок!
Дети выполняют задания теста.
Взаимопроверка.
Оценивание работ при помощи шкалы оценок.
(нет ошибок – «5»
1 ошибка- «4»
2-3 ошибки- «3»
4 ошибки и более -?)
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
- Находили имена прил. в тексте, определяли род, число, падеж им. прил., упражнялись в правописании падежных окончаний им. прил. и т.д.
Ответы детей.
Отмечают д/з.
Дети называют имена прилагательные