- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами улыбнулись и сказали «Добрый день».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами улыбнулись и сказали «Добрый день».
1 слайд. Тема урока: Употребление в речи имени прилагательного
Есть украшения, которые являются отражением души народа, воплощают в себе его представления о красоте. К их числу относятся изделия казахского ювелирного искусства:
3 слайд. (ювелирные украшения)
Сырға – серьги считались древнейшим оберегом, поэтому носили их в ушах с раннего детства
Сақина – перстни и кольца, наши предки верили в магическую и очистительную силу колец и перстней и надевали на пальцы
Шолпы – подвески на косах, прикреплялись к концам кос и составлялись из монет (от двух до девяти), т.е. в волосы вплетали шолпы( ленту или цепочку с украшениями)
Шекелік – височники носили в торжественных случаях женщины, крепящиеся за волосы у виска
Капсырма – застежки вместо пуговицы для камзолов, жакетов
Білезік – браслеты надевают на запястья
Шашбау – накосники, украшения для волос.
(Создаю проблемную ситуацию)
Отгадайте, какие слова пропущены в этом фрагменте из книги М.Ауэзова «Путь абая».
Подберите к ним общее значение
4 слайд.
Она то и дело входила сюда из Малой юрты, где жила ее мать, младшая жена Суюндика. .... своим звоном предупреждало о ее приходе. Маленькие блестящие ....... в ушах, бобровая шапка на голове, ...., унизавшие ее пальцы, - все казалось Абаю изящным и прекрасным.
Шолпы, серьги, перстни или кольца. Все это украшения – әшекейлер.
– Какие украшения хранятся в вашей шкатулке?
-А что можно обнаружить в бабушкином сундучке?
– Опишите свое любимое украшение, не называя его.
II. Операционный этап
Работа с текстом. ( Предлагаю послушать текст, сообщаю, что герои произведения финской писательницы Туве Янссон «В счастливой долине мумитроллей» Шнырек и Юксаре собрались играть в пуговицы)
5 слайд.
Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.
- Одной пуговицы хватит!
- Пожалуйста! - обрадовался Шнырек. - Какую лучше? Костяную, деревянную, стеклянную, металлическую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, восьмиугольную или ...
- Можно обыкновенную брючную пуговицу, - сказал Юксаре.
Ответить на вопросы:
- Какая часть речи играет главную роль в создании описания?
- Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по материалу,
по цвету, по форме? ( запишите в тетради)
- Определите разряды прилагательных?
2) Знакомство с планом морфологического разбора имени прилагательного
6 слайд. Морфологический разбор имени прилагательного
I. Часть речи. Общее значение
Начальная форма (И.п., ед.ч., муж.р.)
II. Морфологические признаки: 1)постоянные признаки: разряд прилагательных
2)непостоянные признаки:
- падеж
- число
- род
- у качественных степень сравнения
III. Синтаксическая роль
Письменная работа в тетрадях
7 слайд.
Стеклянную пуговицу
І. Стеклянную (какую?) – имя прилагательное
Н.ф. – стеклянный(какой?)
ІІ.Морфол. признаки:
1) постоянные признаки:
- относительное
2) непостоянные признаки:
- винительный падеж
- единственное число
- женский род
ІІІ. В предложении является определением.
Игра «Волшебная книга»
8 слайд. (книжная лавка)
Сейчас мы посетим «Книжную лавку». Продавцом буду я, а вы покупатели. У нас в продаже имеется волшебная книга с ювелирными украшениями. Если хотите приобрести, то называете изделие, которое понравилось вам. Но продавец отдает его в том случае, если покупатель правильно произнесет на двух языках и подберет к нему прилагательное.
Нагрудные украшения: подвески – алқа.
Украшения для волос: шолпы – накосник
Украшения для рук: браслет – білезік, на пальце кольцо – сақина
Украшения в ушах: серьги – сырға
III. Рефлексивный этап
9 слайд. Составить синквейн. Ключевое слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (запись в тетрадь)
Имя существительное
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол
предложение из четырех слов
синоним
10 слайд.
- Наш урок подходит к концу
- О чем мы сегодня говорили?
- Достигли ли мы своей цели?
- Подготовились к эссе?
11 слайд. Домашнее задание:
Написать эссе «Сокровище из бабушкиного сундучка»
Сделать морфологический разбор двум прилагательным
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) ": Имя прилагательное как часть речи- значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. "
["seo_title"] => string(142) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-znachieniie-i-upotrieblieniie-v-riechi-sviaz-imieni-prilaghatiel-nogho-s-imieniem-sushchiestvitiel-nym"
["file_id"] => string(6) "119329"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1413386600"
}
}