kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение изученного в разделе " Причастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название работы: «Повторение изученного в разделе «Причастие». Урок-практикум по орфографии.

Номинация: Урок по предметной области «Филология»

Предмет: Русский язык

Участники: учащиеся 7 класса

Цели и задачи: - обобщение изученного материала по теме «Причастие»;

-развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихся;

- выявление уровня готовности учащихся к предстоящей контрольной работе

- учебная - выполнение упражнений, решение орфографических задач, участие в обсуждении, выявление уровня знаний по теме;

- развивающая – развитие навыков взаимопроверки, устной и письменной речи учащихся;

-воспитательная- формирование умения осмысленно, целенаправленно организовывать свою деятельность на уроке, воспитывать ответственность за грамотно сформулированные вопросы и лаконичные ответы.

  Аннотация: Это учебное занятие представляет собой  урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Демонстрируются результаты в виде УУД: Регулятивные (дети сами определяют цель урока, оценивают результаты своей деятельности)

Познавательные: извлекают информацию, перерабатывают её, представляют в разных формах.

Коммуникативные: доносят свою позицию, понимают других, сотрудничают.

Личностные :Оценивают поступки одноклассников.

Типы взаимодействия :парное, групповое, коллективное.

Осуществление личностно-ориентированного подхода  - учета индивидуальных особенностей с целью развития индивидуальности ученика, становления и проявления его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, стиля жизнедеятельности.

Организация личностно ориентированного урока предполагает:

  • сообщение в начале урока самими учащимися не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
  • создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • использование проблемных, творческих заданий;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
  • оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

      Все запланированные цели урока были реализованы.

Каждый предшествующий этап тесно связан с последующим.

I. Оргмомент, имеющий своей целью организовать внимание учащихся, настроить  на серьезную работу, прошел быстро, т. к. класс традиционно готовится к уроку до второго звонка.

Я считаю, что данный этап играет  очень  серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется  умение себя  мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе  закладывается характер  взаимоотношений учителя и класса. 

На этапе формулирования  целей урока основной  учебно-воспитательной задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей урока.,   Задания по формулированию цели урока и типа урока  создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.

 Для решения поставленной задачи  я  использовала  фронтальную форму работы

Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания, подготавливало к формулированию главной цели урока – обобщить и систематизировать изученное в 7 классе  о причастии

Я  считаю, что выбранные мной  на данном этапе  формы и методы позволили учащимся  самостоятельно правильно сформулировать цель урока, определить тип урока.

II. На этапе повторения материала по теме основной учебно-воспитательной задачей была проверка объема и качества знаний на данном этапе, уровень готовности к продолжению изучения темы.

  Сообщение в начале урока предполагаемого порядка организации учебной деятельности  (маршрутный лист)  формирует  целенаправленный характер учебной деятельности, осознанное отношение к учебной деятельности, актуализирует  субъектный  опыт учащихся, что способствует эффективности проведения урока.

     В ходе работы использовался  частично – поисковый метод.

     Учитель постепенно охватывал все аспекты изучаемой темы, повышал степень самостоятельности учащихся при выполнении упражнений через ИКТ

  Организуя работу  с текстом, я ставила следующие задачи:

1) углубить представления  о роли причастий  в речи (через анализ текста);

2) повторить морфологические признаки причастий,

3) формировать умение применять полученные знания о правописании безударных окончаний причастий (через разноуровневое упражнение, использование программы «Фраза» и материалов ФЦИОР.teleschool.russian 10.24.k2 )

 4) Проявить себя должен был каждый ребенок чрез приготовленные проекты.(Приложения)

III. На этапе применения знаний в стандартной ситуации  основной учебно-воспитательной задачей было закрепить и  обобщить  умения  и навыки по теме «Причастие». На данном этапе применялись формы организации учебно-познавательной деятельности:

 1) фронтальные (при анализе текста,

2)  индивидуальные (при выполнении  задания третьего уровня).

В ходе работы использовались задания  репродуктивного, частично – поискового, творческого характера, ведущий метод  - частично – поисковый.

Использование художественного текста способствует развитию воображения, чувства прекрасного. Определение темы, идеи позволяет закрепить речеведческие понятия.

IV. На этапе применения знаний в нестандартной ситуации  основной учебно-воспитательной задачей было формирование умений и навыков поисковой и творческой деятельности;  применение  ранее усвоенных знаний и умений  в новой нестандартной ситуации.

  Урок повторения невозможен без опоры на ранее изученный материал.  Работа с недеформированным текстом (как на данном уроке) хорошо развивает орфографическую зоркость. Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти орфограммы, чем действовать по подсказке учителя.

  Исследовательская деятельность учащихся на уроке – одно из обязательных условий деловой игры. В данной ситуации ученики исследуют текст с целью найти в нем как можно больше орфограмм по теме «Причастие». Это значит, что текст прочитывается неоднократно, индивидуально выбранные орфограммы сверяются с орфограммами, выбранными другими членами группы. В процессе работы виден каждый ученик, видны его самостоятельность и инициатива.

 Деловая игра, групповая работа приучает учащихся не только к контролю со стороны учителя (как это бывает), но и к самоконтролю, самоанализу деятельности, помогает планировать свою работу самостоятельно, а не по подсказке учителя. Работа учащихся в небольших группах – это лучший способ не только проявить свою индивидуальность, выбрав понравившееся задание, но и научиться умению обосновывать свою точку зрения или отказаться от своего суждения, если аргументы товарищей по группе окажутся более убедительными.

  Данное  упражнение организует  деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности; вызывает интерес к заданию, придает ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся; развивает у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности. Проводится творческая работа, мини- сочинение по картине известного художника Исаака Ильича Левитана «Осень»с использование причастий. Проводится работа по патриотическому воспитанию, связь пейзажа картины с пейзажем родного края. Учащиеся с работой справились.

   V.  Этап подведения итогов работы, инструктаж о домашнем задании. Подведение итогов – традиционный момент, который позволяет выставить оценки учащимся и осмыслить итоги урока. При выставлении оценки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания. Итоги урока обсуждаются с учащимися:  что понравилось, что запомнилось, что хотелось бы повторить и  др.

  Домашнее задание вытекает из хода урока, дифференцированно  с учетом реальных учебных возможностей учащихся: трехуровневые задания (по степени сложности).

    Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока.

  Каждый из этапов работал на конечный результат урока.

  На уроке прослеживалось установление межпредметных связей  (литература, музыка, ИЗО, живопись, прикладное искусство).

    На уроке задействуются креативные  (творческие) способности учеников: воображение, инициативность, умение видеть знакомое в незнакомом;

когнитивные (познавательные) способности – любознательность, вдумчивость, аналитичность, способность находить аналогии, выполнять теоретические исследования, делать выводы и обобщения, способность обозначать своё понимание и непонимание по изучаемым вопросам;

 оргдеятельностные:  целеполагание, навыки самоорганизации  учебной деятельности, коммуникативность.

   Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через созда­ние дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учи­теля и учеников; через организацию групповых форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки; а также организация взаимо­проверок, рецензирование способствовали достижению воспитательных задач.

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

Автор: Малышенко Эльвира Александровна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория 

Место работы: Тюменская область, Сладковский район, д. Менжинка Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сладковского района Менжинская средняя общеобразовательная школа (МАОУ Менжинская сош)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного в разделе " Причастие"»

Открытый урок русского языка в 7 классе

Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Причастие». Урок-практикум по орфографии.

Цели:

- обобщение изученного материала по теме «Причастие»;

-развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихся;

- выявление уровня готовности учащихся к предстоящей контрольной работе.

Задачи:

- учебная - выполнение упражнений, решение орфографических задач, участие в обсуждении, выявление уровня знаний по теме;

- развивающая – развитие навыков взаимопроверки, устной и письменной речи учащихся;

-воспитательная- формирование умения осмысленно, целенаправленно организовывать свою деятельность на уроке, воспитывать ответственность за грамотно сформулированные вопросы и лаконичные ответы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: репродуктивный, словесный, эвристическая беседа, орфоэпическая разминка, морфемный разбор, морфологический разбор, выполнение упражнений, проверочная работа, мини-сочинение.

Оборудование: мультимедиа, картина И.И. Левитана «Золотая осень», музыкальные композиции (И.С. Бах «Шутка», П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь»).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение цели урока. Слайд 2.Дети сами называют цель

-Ребята, цель нашего сегодняшнего урока: обобщить изученный материал по теме «Причастие», развивать навыки решения орфографических задач по теме, выявить уровень готовности к предстоящей контрольной работе.

III. Вводное повторение. Разминка.

Учитель.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, о какой части речи пишет автор.

(Учитель читает наизусть).

Слайд 3.

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

П. Чесноков

Ученики.(Сказка о причастии Пискунова Катя)

- Автор пишет о причастии.

Учитель.

-Как вы догадались, речь идёт о причастии. И в этой загадке указывается на то, что причастие совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Какие именно?

Ученики.

- Причастие сочетает в себе признаки прилагательного с признаками глагола. Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос: какой? и согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже.

Причастия образуются от глагольной основы: бег-ут - бегущий. Они, как и глагол, имеют следующие грамматические признаки: вид, время, возвратность/невозвратность.

Учитель.

-Правильно, ребята. А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Слайд 4.

Причастие-это часть речи, причастная глаголу

в образе прилагательного.

В.И. Даль

-Я думаю, что теперь вам ясно, о чём говорил В.И. Даль.( Талгат пятиминутка)

IV. Систематизация изученного материала.

Задание 1. «Найди причастие».

Учитель.

-Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие. На доске записаны слова. Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их. Слайд 5.

Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.

Ученики.

-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший. Желтеющий- действительное причастие на стоящего времени.

Пожелтевший- действительное причастие прошедшего времени.

Учитель.

- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?

Ученики.

-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.

Желтеть - глагол.

Задание 2. Орфоэпическая разминка.

Учитель.

- А теперь проведём орфоэпическую разминку.

На доске записаны слова. Какой частью речи они являются?

Звонящий, подменённый, дышащий, переданный, отключённый, начатый, оценённый, прожитый, положенный.

Ученики.

- Это причастия.

Учитель.

-Верно. А теперь расставьте ударение.

(Ученики по одному называют, на какой слог падает ударение. Учитель расставляет его над словами, записанными на доске.)

Задание 3. Морфемный и морфологический разбор причастий.

Учитель.

-Многие поэты использовали в своих стихах причастия. И сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением Д. Кедрина, которое насыщено причастиями. (Учитель читает стихотворение). Слайд 6.

Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Всё имевший, всё потерявший

И опять всё нашедший вновь,

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять.

Д.Б. Кедрин

- А теперь следующее задание. Оно также позволит обобщить знания по теме «Причастие», что соответствует цели нашего урока. Найдите и подчеркните причастия, выполните морфемный разбор всех причастий и морфологический разбор одного из них.

(Учащиеся выходят к доске по одному, называют причастия и выполняют их морфемный разбор. В это время один ученик выполняет морфологический разбор причастия).

Видевший - причастие (какой?)

  1. Н.ф. - видевший

II. П.п. - несовершенный вид, действительное, прошедшее время.

Н.п. - м.р., ед.ч, и.п.

III. Видевший.

Задание 4. Выполнение упражнения.

Учитель.

- Выполняя следующее задание, вам необходимо вспомнить правило «Гласные перед Н и НН в причастиях». Кто напомнит мне это правило?

(Один из учеников рассказывает правило).

- А теперь откройте учебники Практики на странице 60 и выполните устно упражнение 158.

Физминутка (под мелодию И.С. Баха «Шутка»).

Задание 5. Проверочная работа.

Учитель.

- А теперь подведём итог нашему обобщению материала о причастии и выполним проверочную работу на правописание НН в причастиях и Н в омонимичных прилагательных, а также на правописание не с причастиями.

Слайд 7.

Слома..ый карандаш, вяза..ый шарф, чище..ые сегодня ботинки, газирова..ая вода, запута..ые нитки, пута..ые мысли, каша сваре..а.

Ещё (не) испыта..ое в бою оружие; (не) сдела..ая, а отложе..ая работа; (не)продуман..ый ответ; ответ (не) продуман; (не)годующий взгляд.



- А теперь поменяйтесь тетрадями, посмотрите на следующий слайд и проверьте работу друг у друга. Поставьте оценки.



Слайд 8.

Сломанный карандаш, вязаный шарф, чищенные сегодня ботинки, газированная вода, запутанные нитки, путаные мысли, каша сварена.

Ещё не испытанное в бою оружие; не сделанная, а отложенная работа; непродуманный ответ; ответ не продуман; негодующий взгляд.

Задание 6. Мини-сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (с использованием причастий).

Учитель.

Последнее задание, которое вы выполните на сегодняшнем уроке, позволит проверить, умеете ли вы употреблять причастия в речи.

Итак, перед вами картина известного художника Исаака Ильича Левитана «Осень». Слайды 9,10. Посмотрите на неё внимательно, представьте, что вы находитесь в том живописном месте, которое изобразил на своём полотне художник. Напишите мини-сочинение, используя причастия. А чтобы вдохновение быстрей посетило вас, я включу музыкальную композицию Петра Ильича Чайковского, которая называется «Времена года. Октябрь».

(2-3 учащихся читают получившиеся сочинения. Учитель кратко их анализирует).

IV. Подведение итогов.

V. Оценки.

VI. Домашнее задание: повторить параграфы 132-140 выполнить тесты(Дифференцированно)














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повторение изученного в разделе " Причастие"

Автор: Малышенко Эльвира Александровна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 254829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Повторение изученного по теме «Причастие»"
    ["seo_title"] => string(48) "povtorieniie_izuchiennogho_po_tiemie_prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "463491"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522035716"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ "
    ["seo_title"] => string(31) "intiegratsiia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "101590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422855"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок русского языка в 4 классе "Части речи. Обобщение". "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-chasti-riechi-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "238054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444472648"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Модульный урок. Повторение темы "Причастие и деепричастие". "
    ["seo_title"] => string(64) "modul-nyi-urok-povtorieniie-tiemy-prichastiie-i-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "188464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426681903"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Культура речи и языковая норма "
    ["seo_title"] => string(34) "kul-tura-riechi-i-iazykovaia-norma"
    ["file_id"] => string(6) "137295"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417332600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства