13
УРОК (2 часа )
Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии.
УЭ – О - Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепри-
частие»,
- систематизировать полученные знания о причастии и дее-
причастии (общее грамматическое значение, морфологиче-
ские, синтаксические признаки; орфографические правила,
изученные в данных разделах),
- воспитывать умение слушать товарища, формировать навык
самостоятельной работы
- развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер,
компьютерная презентация к уроку,
дифференцированный раздаточный материал,
перфокарты,
сигнальные карточки.
УЭ – 1 Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном
этапе. Работа с текстом.
1.Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям,
стал целит…ся.
2.П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побо-
4
льше птиц с…девших на озер… .
3.Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.
4.Но стало казат…ся что н.. в лебедя а в человека стреля…ш….
5.В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой
в лебедя.
6.Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами по-
Том п…пятившись отош…л.
7.Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.
8.Такова власть красоты.
Задания:
Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.
Определить основную мысль текста.
Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.
Назвать виды орфограмм, встреченных в тексте.
Выписать словосочетания
х
Причастие + существительное
х
Существительное + причастие
Найти предложения, соответствующие данным схемам, указать их номера.
1. , | | .
2. | | , .
3. , , | | , | | .
4. | | , …, , .
7.Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.
8.Произвести морфемный разбор слов:
Подумав, сидевшие.
9.По каким признакам мы определяем 1)причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?
Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом.
Ключ №1.
1.Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.
2.Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.
3. Зарядив ружье, приготовился выстрелить.
4.Но стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь.
5.Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.
6.Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.
7.Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.
8.Такова власть красоты.
3)
оценка | Количество ошибок |
«5» | Нет ошибок |
«4» | 1-2 ошибки |
«3» | 4 ошибки |
«2» | 5 и более ошибок |
4.Виды орфограмм, встреченных в тексте:
правописание падежных окончаний существительных,
правописание неизменяемых приставок,
правописание -ться- тся в глаголах,
правописание безударных гласных,
правописание приставок при- и пре –,
правописание окончаний глаголов во 2л. ед.ч.,
правописание приставок на –з и –с,
правописание сомнительных согласных,
правописание Н и НН в суффиксах причастий,
правописание о-е после шипящих в корне слова,
правописание не с глаголами,
правописание окончаний причастий.
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | 9 – 11 |
«4» | 7 – 8 |
«3» | 5 – 6 |
«2» | 0 – 4 |
5.Варианты ответа
х сущест.+ причастие | х причастие + сущест. |
Сидевших птиц | Сидевших на озере |
Превращенной девушке | Превращенной в лебедя |
Грозившей опасности | Грозившей им |
Оценка | |
«5» | Если даны оба правильных ответа |
«3» | Один ответ ошибочный |
6.
1схема – предложение №5 и № 7
2 схема – предложение № 3.
3 схема – предложение №2
4 схема – предложение №6
оценка | Количество верных ответов |
«5» | 5 ответов |
«4» | 4 |
«3» | 3 |
«2» | 1-2 |
| |
7.Варианты ответа:
Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.
Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.
Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | Работа выполнена верно |
«2» | Неверно выполнена работа |
8.Подумав, сидевших
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | Работа выполнена верно |
«2» | Есть 1 ошибка |
9.
1.Причастие обозначает признак предмета по его действию
2.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое
выражено глаголом.
3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:
- это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,
- но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.
оценка | Количество верных ответов |
«5» | Названы все признаки общие и различительные |
«4» | Допущена 1 ошибка |
«3» | Допущено 2 ошибки |
«2» | Три и более ошибки |
УЭ - 2 Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.
Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.
Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше
птиц, сидевших на озере.
1.Поменяйтесь тетрадями.
2.Пользуясь ключом, проверьте.
3.Оцените работу одноклассника.
Ключ №2.
Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | Все верно |
«4» | 1 ошибка в определении члена предложения и в характеристике |
«3» | 3 ошибки |
«2» | 4 и более |
УЭ – 3 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями
и деепричастиями.
Задание 1.
Уровень 1.
Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала
частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.
Неисследованная местность_________________________
Нескошенная трава_________________________________
Нерешенная проблема_______________________________
Невыполненное задание______________________________
Несостоявшееся соревнование_________________________
Уровень 2.
Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.
1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым____________
дорогам к какому-нибудь озеру.
2.В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине ______________
зарождается рассвет.
3.(Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки
туманится и тяжелеет голова. __________________________
4.Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)-
уснувшей еще птицы. __________________________
5.Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-
то голос. _____________________
Работа проверяется учениками- консультантами.
Задание 2.
1.Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы,2 столбик - деепричастия
(Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв,
(не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры
(не)продают; (не)взявшись за топор, избы
(не) срубишь.
2.Привести примеры написания Не с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании. (работа в парах).
3.Работу проверьте по ключу №3.
Ключ №3.
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | Нет ошибок |
«4» | 1-2 ошибки |
«3» | 3-4 ошибки |
«2» | 5 и более |
1.Не найдешь не трудясь
Не соберешь не посеяв
Не продают не убив
Не срубишь не взявшись
2.Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями
(Примеры учащиеся приводят сами).
УЭ – 4 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Задание 1.
1.От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
2.Можно воспользоваться опорной схемой (для 1 уровня). (Смотри в приложении к уроку).
Задание 2.
Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:
паш...щий
стро...щий
кол...щий
слыш...щий
се..щий
бре...щий
та...щий
вид...щий
бор...щийся
дыш...щий
Ответ запишите здесь:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
------------------------------------------------------------------
Ответ проверьте по ключу.
Ключ №4.
У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А
------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | Нет ошибок |
«4» | 2 ошибки |
«3» | 3 ошибки |
«2» | 4 и более |
Задание 3.
(Класс работает с учителем).Выберите нужную букву Е или И? Работаем с сигнальными картами. Е – красная, И- зеленая .
РешаЕмый, зависИмый, видИмый, намагничИваемый, колеблЕмый, отпираЕмый, увлекаЕмый, слышИмый, заглушаЕмый, желаЕмый.
Оцените свою работу по ключу.
Ключ №5.
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | Нет ошибок |
«4» | 2 ошибки |
«3» | 3 ошибки |
«2» | 4 и более |
УЭ – 5 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задание 1.
Уровень 1.
Соотнесите части правила
Две Н пишутся в причастиях есть приставка, кроме пристав
и отглагольных прилагательных не.
Есть суффиксы - ова -, - ева –
Н пишется в причастиях и нет зависимых слов,приставок
отглагольных прилагательных. Слово образовано от глагола
совершенного вида
Привести примеры на данное правило.
Уровень 2.
Задание 1.
Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.
Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.
Задание 2. Работа с перфокартой.
Грибы высушены
Купленные овощи
Потушенная ветром
Груженая баржа
5. Дороги пройдены
6. Выставленные оценки
7. Золототканая скатерть
8. Соленые огурцы
9. Вытканный ковер
10. Искусанный комарами
Ответы проверьте по ключу №6.
Ключ для проверки №6.
Задание 1.
Соотнесите части правила
Две Н пишутся в причастиях
есть приставка, кроме
и отглагольных прилагательных приставки не.
есть суффиксы - ова -, - ева –
Н пишется в причастиях и нет зависимых слов, приставок
отглагольных прилагатель-
ных слово образовано от глагола
совершенного вида
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | Нет ошибок |
«4» | 1 ошибка |
«3» | 2 ошибки |
«2» | 3 и более ошибки |
Уровень 2.
Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | Нет ошибок |
«4» | 1 ошибка |
«3» | 2 ошибки |
«2» | 3 и более ошибки |
Задание 2.
н
нн
нн
н
н
нн
н
н
нн
нн
Оценка | Количество верных ответов |
«5» | Нет ошибок |
«4» | 1 ошибка |
«3» | 2 ошибки |
«2» | 3 и более ошибок |
УЭ – 6 Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания:
Вспомните цели урока. Как вы думаете, достигнуты ли они?
Какие этапы работы вызвали трудности, почему?
Как вы оценили результаты своей работы на уроке?
а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;
б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;
в) для полного понимания мне нужно повторить тему;
г) я ничего не понял(ла).
Сдайте оценочный лист учителю.
Домашнее задание:
Сумма баллов за урок | Домашнее задание | Оценка за урок |
67 – 75 | Нет | 5 |
60 – 66 | Повторить правила, на которые допущены ошибки | 4 |
45 - 59 | Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки | 3 |
Ниже 45 | Параграфы 132 -144, упр.281 (по уч.комплексу В.В.Бабайцевой) | 2 |