kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модульный урок. Повторение темы "Причастие и деепричастие".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учитель определяет уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие», Учащиеся систематизируют полученные на прошлых уроках знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах), Также воспитывается умение слушать товарища, формируется навык самостоятельной работы и развивается навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок причастие и деепричастие»

13


УРОК (2 часа )


Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии.



УЭ – О - Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепри-

частие»,

- систематизировать полученные знания о причастии и дее-

причастии (общее грамматическое значение, морфологиче-

ские, синтаксические признаки; орфографические правила,

изученные в данных разделах),

- воспитывать умение слушать товарища, формировать навык

самостоятельной работы

- развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.



Оборудование:


интерактивная доска, компьютер,

компьютерная презентация к уроку,

дифференцированный раздаточный материал,

перфокарты,

сигнальные карточки.


УЭ – 1 Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном

этапе. Работа с текстом.



1.Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям,

стал целит…ся.

2.П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побо-

4

льше птиц с…девших на озер… .

3.Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.

4.Но стало казат…ся что н.. в лебедя а в человека стреля…ш….

5.В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой

в лебедя.

6.Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами по-

Том п…пятившись отош…л.

7.Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.


8.Такова власть красоты.



Задания:


  1. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.

  2. Определить основную мысль текста.

  3. Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.

  4. Назвать виды орфограмм, встреченных в тексте.

  5. Выписать словосочетания

х

Причастие + существительное


х

Существительное + причастие

  1. Найти предложения, соответствующие данным схемам, указать их номера.


1. , | | .


2. | | , .


3. , , | | , | | .


4. | | , , , .

7.Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.


8.Произвести морфемный разбор слов:


Подумав, сидевшие.


9.По каким признакам мы определяем 1)причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?




Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом.


Ключ №1.


1.Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

2.Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

3. Зарядив ружье, приготовился выстрелить.

4.Но стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь.

5.Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.

6.Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.

7.Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.

8.Такова власть красоты.





3)

оценка

Количество ошибок

«5»

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

4 ошибки

«2»

5 и более ошибок


4.Виды орфограмм, встреченных в тексте:

  1. правописание падежных окончаний существительных,

  2. правописание неизменяемых приставок,

  3. правописание -ться- тся в глаголах,

  4. правописание безударных гласных,

  5. правописание приставок при- и пре –,

  6. правописание окончаний глаголов во 2л. ед.ч.,

  7. правописание приставок на –з и –с,

  8. правописание сомнительных согласных,

  9. правописание Н и НН в суффиксах причастий,

  10. правописание о-е после шипящих в корне слова,

  11. правописание не с глаголами,

  12. правописание окончаний причастий.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

9 – 11

«4»

7 – 8

«3»

5 – 6

«2»

0 – 4









5.Варианты ответа


х

сущест.+ причастие

х

причастие + сущест.

Сидевших птиц

Сидевших на озере

Превращенной девушке

Превращенной в лебедя

Грозившей опасности

Грозившей им



Оценка


«5»

Если даны оба правильных ответа

«3»

Один ответ ошибочный


6.

1схема – предложение №5 и № 7

2 схема – предложение № 3.

3 схема – предложение №2

4 схема – предложение №6


оценка

Количество верных ответов

«5»

5 ответов

«4»

4

«3»

3

«2»

1-2






7.Варианты ответа:


  1. Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.

  2. Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.

  3. Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Работа выполнена верно

«2»

Неверно выполнена работа


8.Подумав, сидевших


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Работа выполнена верно

«2»

Есть 1 ошибка

9.

1.Причастие обозначает признак предмета по его действию

2.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое

выражено глаголом.

3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:

- это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,

- но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.




оценка

Количество верных ответов

«5»

Названы все признаки общие и различительные

«4»

Допущена 1 ошибка

«3»

Допущено 2 ошибки

«2»

Три и более ошибки


УЭ - 2 Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.


Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.


Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше

птиц, сидевших на озере.


1.Поменяйтесь тетрадями.

2.Пользуясь ключом, проверьте.

3.Оцените работу одноклассника.

















Ключ №2.


Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.


(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом)


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Все верно

«4»

1 ошибка в определении члена предложения и в характеристике

«3»

3 ошибки

«2»

4 и более


УЭ – 3 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями

и деепричастиями.



Задание 1.

Уровень 1.


Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала

частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.

Неисследованная местность_________________________

Нескошенная трава_________________________________

Нерешенная проблема_______________________________

Невыполненное задание______________________________

Несостоявшееся соревнование_________________________


Уровень 2.


Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.


1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым____________

дорогам к какому-нибудь озеру.

2.В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине ______________

зарождается рассвет.

3.(Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки

туманится и тяжелеет голова. __________________________

4.Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)-

уснувшей еще птицы. __________________________

5.Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-

то голос. _____________________


Работа проверяется учениками- консультантами.



Задание 2.

1.Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы,2 столбик - деепричастия


(Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв,

(не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры

(не)продают; (не)взявшись за топор, избы

(не) срубишь.

2.Привести примеры написания Не с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании. (работа в парах).


3.Работу проверьте по ключу №3.


Ключ №3.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5 и более

1.Не найдешь не трудясь

Не соберешь не посеяв

Не продают не убив

Не срубишь не взявшись

2.Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями


(Примеры учащиеся приводят сами).







УЭ – 4 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.


Задание 1.


1.От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

2.Можно воспользоваться опорной схемой (для 1 уровня). (Смотри в приложении к уроку).



Задание 2.


Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:


  1. паш...щий

  2. стро...щий

  3. кол...щий

  4. слыш...щий

  5. се..щий

  6. бре...щий

  7. та...щий

  8. вид...щий

  9. бор...щийся

  10. дыш...щий


Ответ запишите здесь:



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

------------------------------------------------------------------



Ответ проверьте по ключу.



Ключ №4.



У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А

------------------------------------------------------

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

2 ошибки

«3»

3 ошибки

«2»

4 и более



Задание 3.


(Класс работает с учителем).Выберите нужную букву Е или И? Работаем с сигнальными картами. Е – красная, И- зеленая .

РешаЕмый, зависИмый, видИмый, намагничИваемый, колеблЕмый, отпираЕмый, увлекаЕмый, слышИмый, заглушаЕмый, желаЕмый.



Оцените свою работу по ключу.




Ключ №5.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

2 ошибки

«3»

3 ошибки

«2»

4 и более


УЭ – 5 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.


Задание 1.


Уровень 1.


Соотнесите части правила


Две Н пишутся в причастиях есть приставка, кроме пристав

и отглагольных прилагательных не.

Есть суффиксы - ова -, - ева –

Н пишется в причастиях и нет зависимых слов,приставок

отглагольных прилагательных. Слово образовано от глагола

совершенного вида

Привести примеры на данное правило.


Уровень 2.


Задание 1.


Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.


Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.


Задание 2. Работа с перфокартой.


  1. Грибы высушены

  2. Купленные овощи

  3. Потушенная ветром

  4. Груженая баржа

5. Дороги пройдены

6. Выставленные оценки

7. Золототканая скатерть

8. Соленые огурцы

9. Вытканный ковер

10. Искусанный комарами


Ответы проверьте по ключу №6.



Ключ для проверки №6.


Задание 1.


Соотнесите части правила


Две Н пишутся в причастиях

есть приставка, кроме

и отглагольных прилагательных приставки не.

есть суффиксы - ова -, - ева –


Н пишется в причастиях и нет зависимых слов, приставок

отглагольных прилагатель-

ных слово образовано от глагола

совершенного вида


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

«2»

3 и более ошибки



Уровень 2.


Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

«2»

3 и более ошибки



Задание 2.


  1. н

  2. нн

  3. нн

  4. н

  5. н

  6. нн

  7. н

  8. н

  9. нн

  10. нн



Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

«2»

3 и более ошибок






УЭ – 6 Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания:


  1. Вспомните цели урока. Как вы думаете, достигнуты ли они?

  2. Какие этапы работы вызвали трудности, почему?

  3. Как вы оценили результаты своей работы на уроке?


а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял(ла).


  1. Сдайте оценочный лист учителю.


Домашнее задание:


Сумма баллов за урок

Домашнее задание

Оценка за урок

67 – 75

Нет

5

60 – 66

Повторить правила, на которые допущены ошибки

4

45 - 59

Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки

3

Ниже 45

Параграфы 132 -144, упр.281 (по уч.комплексу В.В.Бабайцевой)

2










Просмотр содержимого презентации
«Тема урока»

Тема урока:   Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии.

Тема урока: Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии.

Цель урока:

Цель урока:

  • Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие»,
  • систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах),
  • развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
УЭ-1 Цель:  Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.

УЭ-1

Цель:

Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.

Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… 4 . Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить. Но стало казат…ся что не в лебедя а в человека стреля…ш…. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им. Такова власть красоты.
  • Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся.
  • П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… 4 .
  • Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.
  • Но стало казат…ся что не в лебедя а в человека стреля…ш….
  • В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.
  • Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.
  • Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.
  • Такова власть красоты.
Ключ №1

Ключ №1

  • Художник Борис Иванович, в туман е по д кравшись к л е бедям, стал целит ь ся.
  • П о думав, он решил стр е лять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, с и девших на озер е .
  • Зар я див ружье, пр и готовился выстр е лить.
  • Но стало казат ь ся, что не в лебедя, а в человека стреля ешь .
  • Вс помнилась поэтическая сказка о девушк е , пре вращ енн ой в лебедя.
  • Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, п о п я тившись, отош е л.
  • Лебеди так и не узнали о страшной опа сн ости, гр о зивш ей им.
  • Такова власть красоты.
Задание 5  варианты ответа  х существ. + причастие х причастие + существ. Сидевших птиц Сидевших на озере Превращенной девушке Превращенной в лебедя Грозившей опасности Грозившей им

Задание 5 варианты ответа

х

существ. + причастие

х

причастие + существ.

Сидевших птиц

Сидевших на озере

Превращенной девушке

Превращенной в лебедя

Грозившей опасности

Грозившей им

Задание 6  ответы

Задание 6 ответы

  • 5,7
  • 3
  • 2
  • 6
Задание 7  варианты ответа

Задание 7 варианты ответа

  • Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.
  • Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.
  • Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.
УЭ-2 Цель:  проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

УЭ-2 Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

Ключ №2  деепр м гл гл пр сущ Подумав , он  решил стрелять  мелкой  дробью ,  деепр гл нар сущ прич пр сущ надеясь убить побольше птиц , сидевших на озере .  (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием , обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Ключ №2

деепр м гл гл пр сущ

Подумав , он решил стрелять мелкой дробью ,

деепр гл нар сущ прич пр сущ

надеясь убить побольше птиц , сидевших на озере .

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием , обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

УЭ-3 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.

УЭ-3 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.

Ключ №3 Задание 1. Уровень 2.

Ключ №3

Задание 1.

Уровень 2.

  • Незнакомым (дорогам) – к прилагательному можно подобрать синоним
  • Необыкновенной (тишине) – к прилагательному можно подобрать синоним
  • Никогда не слыханной тишине - есть у причастия зависимое слово
  • Нескошенные (луга) – одиночное причастие
  • С непривычки – к прилагательному можно подобрать синоним
  • Не уснувшей еще (птицы) – у причастия есть зависимое слово
  • Неопределенный (звук) – к прилагательному можно подобрать синоним
Задание 2 1. Не найдешь не трудясь  Не соберешь не посеяв  Не продают не убив  Не срубишь не взявшись 2. Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями

Задание 2

1. Не найдешь не трудясь

Не соберешь не посеяв

Не продают не убив

Не срубишь не взявшись

2. Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями

УЭ-4 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

УЭ-4 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Ключ №4 У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ключ №4

У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

УЭ-5 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

УЭ-5 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ключ №5 Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.

Ключ №5

Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.

Ключ №5

Ключ №5

  • н
  • нн
  • нн
  • н
  • н
  • нн
  • н
  • н
  • нн
  • нн
УЭ-6 Итоги урока  Сумма баллов за урок Оценка за урок 53 – 65 Домашнее задание  5 40 – 52  4 Нет 30 – 39 Повторить правила, на которые допущены ошибки  3 Ниже 30  2 Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки (30 слов) Параграфы 132-144, упр. 281

УЭ-6 Итоги урока

Сумма баллов за урок

Оценка за урок

53 – 65

Домашнее задание

5

40 – 52

4

Нет

30 – 39

Повторить правила, на которые допущены ошибки

3

Ниже 30

2

Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки (30 слов)

Параграфы 132-144, упр. 281

Спасибо за урок, ребята! МОЛОДЦЫ!

Спасибо за урок, ребята!

МОЛОДЦЫ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Модульный урок. Повторение темы "Причастие и деепричастие".

Автор: Гузанова Татьяна Ивановна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства