2018 г.
№ | Этап урока, временные затраты | Планируемые действие учителя | Планируемые действия учащихся | Планируемые результаты в формировании УУД |
1 | Актуализация и пробное учебное действие. 3-5 мин. | Оргмомент. Приветствие, определение темы и задач урока. Теоретический конкурс. Работа в группах. Задание1гр.Укажите морфологические признаки прилагательного и глагола.(Задания группам проецируются на экран). Задание 2гр. Назовите суффиксы действительных причастий, приведите примеры. Задание 3гр. Назовите суффиксы страдательных причастий и приведите примеры. Задание 4гр. Расскажите о правописании Н и НН у причастий. | Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, выполняют задания | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают, отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения. |
2. | Выявление места и причины затруднения 10 мин. | Конкурс «Дай ответ!» 1гр. Установите, в каком случае предан является кратким страдательным причастием, а в каком – прилагательным. Преданность вечно была в характере русского люда. Кто же не предан теперь? Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу. Каждый, кто честен, умен, предан суду. 2гр. В роли какой части речи выступают причастия? Мы в грядущее смело глядим. От перестановки слагаемых сумма не меняете. Утопающий и за соломинку хватается. Я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее. 3гр. Образуйте страдательные причастия наст. времени от глаголов: есть, вести, жевать, вычитать, предлагать, зависеть. 4гр. В стихотворении А.Пушкина «К морю» есть такое четверостишие: Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим. -Что означает слово томим, как и от чего оно образовалось? | Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Познавательные: делают выводы, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют знания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, действуют по плану. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах |
3 | Целеполагание и построение выхода из затруднения 5 мин. | Раскрытие новых понятий. Эксперты подводят итоги, формулируют предварительные выводы об уровне теоретической подготовки команд, дают рекомендации. Учитель формулирует цель дальнейшей учебной деятельности по повторению орфографических и пунктуационных норм, изученных в разделе «Причастие» | Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы. |
4 | Творческая практическая и исследовательская деятельность по реализации построенного проекта 10 мин. | Исследовательская деятельность «По следам изученного». Пунктуационный конкурс . -Исследуйте предложение. Объясните смысл пословиц. Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните расстановку запятых, пользуясь правилом. Построенная на выгоде дружба не бывает крепкой. Шуба скроенная по совету друзей никогда не будет мала. Слово идущее от сердца согревает три зимы подряд. Человек закаляющийся с детских лет всегда бодр и здоров. Орфографический конкурс. Вставьте пропущенные буквы, выделяя суффиксы причастий. Бодр…щий воздух, брезж…щий рассвет, стро…щийся дом, колебл…мый ветром, вед…щая к саду дорога, плыв…ие облака, приближ…аяся ночь. Раскройте скобки. (Не)изгладимое впечатление, задача (не)решена,(не)пролазный орешник, никогда (не)упрекавший, еще (не)созревшая пшеница, (не)тронутая природа, (не)пробудный сон. Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся. Создает условия для устранения перегрузки учащихся. | Выполняют задания, сотрудничают с учителем и одноклассниками в группе. | Познавательные: самостоятельно находят информацию в материалах учебников, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, группах с учетом конкретных познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
5 | Физминутка | С целью здоровьесбережения проводится физминутка с декламацией четверостиший и выполнением физкультупражнений |
6 | Творческий исследовательский мини-проект «Это замечательное Причастие» 16 мин. | Придумать сказку: 1гр. «Я Причастие, так похожее при склонении на Прилагательное». 2гр. «Верни запятую!»(О постановке запятых при причастном обороте). 3гр. «Мы, действительное и страдательное причастия, такие разные по характеру». 4 гр. «И решило Причастие быть…». Защита работ | Исследуют тему, работают, слушают ответы. Оценивают работу товарищей. | Регулятивные: Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
7 | Рефлексия | Что мы сегодня повторяли? С каким настроением вы работали? Что вам понравилось? Мне было … | | |
8 | Д.з. | На выбор: 1)Упр.259 или 2) составить 4-5 предложений с причастным оборотом на тему «Мой любимый город Норильск» | | |