Описание
методической разработки урока русского языка по теме «Общие сведения о языке .Культура речи и языковая норма».
Предлагаемая методическая разработка урока русского языка по теме «Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М. Рыбченковой, рассчитана на учащихся 11 классов, сдающих обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ.
В разработке урока по указанной теме сочетаются традиционные формы и методы работы и ИКТ, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует формированию и развитию навыков целеполагания и самоконтроля , повышению качества усвоения предложенного материала, развитию креативности.
Цели урока:
1.Акцентировать внимание учащихся на понятии «языковая норма», дать классификацию языковых норм.
2.Закрепить в ходе урока умения различать орфоэпические, лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки.
3.Формировать навыки использования нормированной речи.
4.Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи
В соответствии с календарно-тематическим планированием уроков русского языка в 11 классе на изучение данной темы отведено 2 часа (урок 26 - 27).
Оборудование.
На уроке используется компьютер или интерактивная доска, проектор, диск со слайдами, раздаточный материал карточки с заданиями ЕГЭ по теме урока и теме повторения «Н - НН причастиях и отглагольных прилагательных», карточки для проверочной работы на заключительном этапе урока. Раздаточный материал составлен на основе заданий демонстрационных вариантов КИМов ЕГЭ-2012.
Деятельность учителя и учащихся на уроке подчинена необходимости не только изучить материал, рекомендуемый программой, но и максимально использовать возможности урока для подготовке к ЕГЭ. Поэтому в ходе урока чередуются традиционные и нестандартные формы работы.
Структура урока
1 этап урока - проверка домашнего задания, в ходе которой учитель проверяет степень сформированности у учащихся определенных пунктуационных навыков и навыков правописания, составляет план коррекции дальнейшей работы с классом.
Эту же задачу призвана решить орфографическая пятиминутка , в ходе которой учащиеся записывают под диктовку текст , объясняют правописание орфограмм , расстановку знаков препинания , определяют стиль ,основную мысль текста , обосновывают свой ответ. По окончании работы подводятся ее итоги.
Параллельно с орфографическим диктантом проводится работа по индивидуальным карточкам для сильных учащихся ( карточки составлены на основе заданий ЕГЭ ). Результаты выполнения работы по индивидуальным карточкам сообщаются учащимся на следующем уроке. (прил.1)
2 этап — работа с ЦОР « Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма».
Сообщается тема и основные цели урока (слайды 1 -2 ).
Объясняется новый материал по теме урока (слайд 3-4), во время показа слайда учитель дает дополнительный комментарий к его содержанию.
Перейдя к классификации языковых норм (слайд 5), учащиеся рассматривают диаграмму , попутно вспоминая уже известный им материал по нормам произношения и словоупотребления (лексические и орфоэпические нормы)
Проводится фронтально-индивидуальный опрос по данным разделам (устная форма)
Слайд 6-8 – лексико- орфографическая разминка, материал для которой взят из заданий демонстрационных вариантов КИМов. Работа проводится по цепочке, учитель дает комментарий к выполнению задания.
Слайд 9 – общая характеристика грамматических (морфологических и синтаксических норм) языка.
Слайд 10 знакомит учащихся с типичными грамматическими ошибками. Учащиеся составляют таблицу, исправляя морфологические ошибки, записывают правильные варианты форм слов разных частей речи.
Слайд 11-12 – тренинг. Учащимся предлагаются задания по образованию форм слов разных частей речи. Работа проводится в традиционной форме: один учащийся работает возле доски, остальные – в рабочей тетради.
Слайд 13- проверочная работа., цель которой –проверить степень сформированности навыков.
Слайд 14- самопроверка предыдущего задания
Слайды 15 и 18 – основные типы синтаксических ошибок.
Синтаксические ошибки разбиты на две группы, для лучшего усвоения материала после рассмотрения ошибок первой группы проводится тренинг (слайд 16,17).
Во время выполнения тренировочного задания необходимо определить, в каких предложениях нет грамматических ошибок (из числа уже рассмотренных и занесенных в таблицу). Работа проводится в устной форме.
После выполнения тренировочного упражнения продолжается работа по составлению таблицы.
Слайд19 . Проверочная работа. Слайд представляет из себя инструкцию по выполнению проверочной работы. (прил.2)
Работа проводится в парах ( пары составлены по принципу психологической совместимости.)
Время работы -10-15 минут ( в зависимости от степени подготовленности учащихся ).
Во время работы разрешено пользоваться записями в тетради, памятками, получить консультацию учителя.
Учащиеся получают карточки для парной работы, составленные на основе и в форме заданий ЕГЭ.
3 этап урока - подведение итогов работы, заключительное слово учителя по теме урока.
Дается домашнее задание, связанное с теоретическими основами рассматриваемой на уроке темы, и выполнением соответствующих заданий ЕГЭ.
Важным элементом домашнего задания является мини — проект по одному из разделов темы
« Культура речи и языковые нормы». Это задание не является обязательным. Его выполняют учащиеся, проявляющие интерес к предмету. Проект оформляется в печатной форме или в форме презентации. Определены сроки выполнения проекта, время консультаций с учителем.