kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура речи и языковая норма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание

методической разработки урока русского языка по теме «Общие сведения о языке .Культура речи и языковая норма».  

  Предлагаемая методическая разработка урока русского языка по теме «Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М. Рыбченковой, рассчитана на учащихся 11 классов, сдающих обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ.

     В разработке урока по указанной теме сочетаются традиционные формы и методы работы и ИКТ, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует формированию и развитию навыков целеполагания и самоконтроля , повышению качества усвоения предложенного материала, развитию креативности.   

 

Цели урока:

1.Акцентировать внимание учащихся   на понятии «языковая норма», дать классификацию языковых норм.

2.Закрепить в ходе урока умения различать орфоэпические, лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки.

3.Формировать навыки использования нормированной речи.

4.Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи

 

 В соответствии с календарно-тематическим планированием уроков русского языка в 11 классе на изучение данной темы отведено 2 часа (урок 26 - 27).

 

Оборудование.

На уроке используется компьютер  или интерактивная доска, проектор, диск со слайдами, раздаточный материал  карточки с заданиями ЕГЭ по теме урока и теме повторения «Н - НН причастиях и отглагольных прилагательных», карточки для проверочной работы на заключительном этапе урока. Раздаточный материал составлен на основе заданий демонстрационных вариантов КИМов ЕГЭ-2012.

Деятельность учителя и учащихся на уроке подчинена необходимости не только изучить материал, рекомендуемый программой, но и максимально использовать возможности урока для подготовке к ЕГЭ. Поэтому в ходе урока чередуются традиционные и нестандартные формы работы.

 

Структура урока

1     этап урока - проверка домашнего задания, в ходе которой учитель проверяет степень сформированности у учащихся определенных пунктуационных навыков и навыков правописания, составляет план коррекции дальнейшей работы с классом.

  Эту же задачу призвана решить орфографическая пятиминутка , в ходе которой учащиеся записывают под диктовку текст , объясняют правописание орфограмм , расстановку знаков препинания , определяют стиль ,основную мысль текста , обосновывают свой ответ. По окончании работы подводятся ее итоги.

   Параллельно с орфографическим диктантом проводится работа по индивидуальным карточкам для сильных учащихся ( карточки составлены на основе заданий ЕГЭ ). Результаты выполнения работы по индивидуальным карточкам сообщаются учащимся на следующем уроке. (прил.1)

 

2 этап — работа с ЦОР  « Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма».

   Сообщается тема и основные цели урока (слайды 1 -2 ).

   Объясняется новый материал по теме урока (слайд 3-4), во время показа слайда учитель дает дополнительный комментарий к его содержанию.

    Перейдя к классификации языковых норм (слайд 5), учащиеся рассматривают диаграмму  , попутно вспоминая уже известный им материал по нормам произношения и словоупотребления (лексические и орфоэпические нормы)

    Проводится фронтально-индивидуальный опрос по данным разделам (устная форма)

Слайд 6-8 – лексико- орфографическая разминка, материал для которой взят из заданий демонстрационных вариантов КИМов. Работа проводится по цепочке, учитель дает комментарий к выполнению задания.

Слайд 9 – общая характеристика грамматических (морфологических и синтаксических норм) языка.

Слайд 10 знакомит учащихся с типичными грамматическими ошибками. Учащиеся составляют таблицу, исправляя морфологические ошибки, записывают правильные  варианты форм слов разных частей речи.

Слайд 11-12 – тренинг. Учащимся предлагаются задания по образованию форм слов разных частей речи. Работа проводится в традиционной форме: один учащийся работает  возле доски, остальные – в рабочей тетради.

Слайд 13- проверочная работа., цель которой –проверить степень сформированности навыков.

Слайд 14- самопроверка предыдущего задания

Слайды 15 и 18 – основные типы синтаксических ошибок.

Синтаксические ошибки разбиты на две группы, для лучшего усвоения материала после рассмотрения ошибок первой группы проводится тренинг (слайд  16,17).

  Во время выполнения тренировочного задания необходимо определить, в каких предложениях нет грамматических ошибок (из числа уже рассмотренных и занесенных в таблицу). Работа проводится в устной форме.

После выполнения тренировочного упражнения продолжается работа по составлению таблицы.

Слайд19 . Проверочная работа. Слайд представляет из себя  инструкцию по выполнению проверочной работы. (прил.2)

Работа проводится в парах ( пары составлены по принципу психологической совместимости.)

Время работы -10-15 минут ( в зависимости от степени подготовленности учащихся ).

Во время работы разрешено пользоваться записями в тетради, памятками, получить консультацию учителя.

Учащиеся получают карточки для парной работы, составленные на основе и в форме заданий ЕГЭ.

 

3 этап урока - подведение итогов работы, заключительное слово учителя по теме урока.

Дается домашнее задание, связанное с теоретическими основами рассматриваемой на уроке темы, и выполнением соответствующих заданий ЕГЭ.

Важным элементом   домашнего задания является мини — проект по одному из разделов темы

 « Культура речи и языковые нормы». Это задание не является обязательным. Его выполняют учащиеся, проявляющие интерес к предмету. Проект оформляется в печатной форме или в форме презентации. Определены сроки выполнения проекта, время консультаций с учителем.

 

Просмотр содержимого документа
«Описание урока»

Описание

методической разработки урока русского языка по теме «Общие сведения о языке .Культура речи и языковая норма».

Предлагаемая методическая разработка урока русского языка по теме «Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М. Рыбченковой, рассчитана на учащихся 11 классов , сдающих обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ.

В разработке урока по указанной теме сочетаются традиционные формы и методы работы и ИКТ , что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует формированию и развитию навыков целеполагания и самоконтроля , повышению качества усвоения предложенного материала , развитию креативности.


Цели урока:

1.Акцентировать внимание учащихся на понятии «языковая норма», дать классификацию языковых норм.

2.Закрепить в ходе урока умения различать орфоэпические, лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки.

3.Формировать навыки использования нормированной речи.

4.Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи

В соответствии с календарно-тематическим планированием уроков русского языка в 11 классе на изучение данной темы отведено 2 часа (урок 26 - 27).


Оборудование.

На уроке используется компьютер или интерактивная доска, проектор, диск со слайдами, раздаточный материал карточки с заданиями ЕГЭ по теме урока и теме повторения «Н - НН причастиях и отглагольных прилагательных», карточки для проверочной работы на заключительном этапе урока. Раздаточный материал составлен на основе заданий демонстрационных вариантов КИМов ЕГЭ-2012.

Деятельность учителя и учащихся на уроке подчинена необходимости не только изучить материал, рекомендуемый программой, но и максимально использовать возможности урока для подготовке к ЕГЭ. Поэтому в ходе урока чередуются традиционные и нестандартные формы работы.


Структура урока

1 этап урока - проверка домашнего задания, в ходе которой учитель проверяет степень сформированности у учащихся определенных пунктуационных навыков и навыков правописания, составляет план коррекции дальнейшей работы с классом.

Эту же задачу призвана решить орфографическая пятиминутка , в ходе которой учащиеся записывают под диктовку текст , объясняют правописание орфограмм , расстановку знаков препинания , определяют стиль ,основную мысль текста , обосновывают свой ответ. По окончании работы подводятся ее итоги.

Параллельно с орфографическим диктантом проводится работа по индивидуальным карточкам для сильных учащихся ( карточки составлены на основе заданий ЕГЭ ). Результаты выполнения работы по индивидуальным карточкам сообщаются учащимся на следующем уроке. (прил.1)


2 этап — работа с ЦОР « Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма».

Сообщается тема и основные цели урока (слайды 1 -2 ).

Объясняется новый материал по теме урока (слайд 3-4), во время показа слайда учитель дает дополнительный комментарий к его содержанию.

Перейдя к классификации языковых норм (слайд 5), учащиеся рассматривают диаграмму , попутно вспоминая уже известный им материал по нормам произношения и словоупотребления (лексические и орфоэпические нормы)

Проводится фронтально-индивидуальный опрос по данным разделам (устная форма)

Слайд 6-8 – лексико- орфографическая разминка, материал для которой взят из заданий демонстрационных вариантов КИМов. Работа проводится по цепочке, учитель дает комментарий к выполнению задания.

Слайд 9 – общая характеристика грамматических (морфологических и синтаксических норм) языка.

Слайд 10 знакомит учащихся с типичными грамматическими ошибками. Учащиеся составляют таблицу, исправляя морфологические ошибки, записывают правильные варианты форм слов разных частей речи.

Слайд 11-12 – тренинг. Учащимся предлагаются задания по образованию форм слов разных частей речи. Работа проводится в традиционной форме: один учащийся работает возле доски, остальные – в рабочей тетради.

Слайд 13- проверочная работа., цель которой –проверить степень сформированности навыков.

Слайд 14- самопроверка предыдущего задания

Слайды 15 и 18 – основные типы синтаксических ошибок.

Синтаксические ошибки разбиты на две группы, для лучшего усвоения материала после рассмотрения ошибок первой группы проводится тренинг (слайд 16,17).

Во время выполнения тренировочного задания необходимо определить, в каких предложениях нет грамматических ошибок (из числа уже рассмотренных и занесенных в таблицу). Работа проводится в устной форме.

После выполнения тренировочного упражнения продолжается работа по составлению таблицы.

Слайд19 . Проверочная работа. Слайд представляет из себя инструкцию по выполнению проверочной работы. (прил.2)

Работа проводится в парах ( пары составлены по принципу психологической совместимости.)

Время работы -10-15 минут ( в зависимости от степени подготовленности учащихся ).

Во время работы разрешено пользоваться записями в тетради, памятками, получить консультацию учителя.

Учащиеся получают карточки для парной работы, составленные на основе и в форме заданий ЕГЭ.


3 этап урока - подведение итогов работы, заключительное слово учителя по теме урока.

Дается домашнее задание, связанное с теоретическими основами рассматриваемой на уроке темы, и выполнением соответствующих заданий ЕГЭ.

Важным элементом домашнего задания является мини — проект по одному из разделов темы

« Культура речи и языковые нормы». Это задание не является обязательным. Его выполняют учащиеся, проявляющие интерес к предмету. Проект оформляется в печатной форме или в форме презентации. Определены сроки выполнения проекта, время консультаций с учителем.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1 ( к уроку русского языка).

Карточка 1 ( по материалам задания А14 ЕГЭ- правописание Н-НН в причастиях и прилагательных.


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых пишется одна буква Н ?


1. По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искус(3)о замаскирова(4)ы.


1) 1,2 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,2,3,4


2. Непуга(1)ые птицы сосредоточе(2)о искали рыбную добычу на песча(3)ой отмели.


1)1,3 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,2


3. Стран(1)ики шли по неезже(2)ой дороге ,затем продолжили свой путь по некоше(3)ому лугу.


1)1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,3


4. Выглаже(1)ые театральные костюмы были аккуратно развеша(2)ы и приготовле(3)ы для нового спектакля.


1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,2


5. Его сестра , с карими смышле(1)ыми глазами , писа(3)ая красавица, встретила нас у каме(3)ых ворот замка.


1) 2,3 2) 1,2 3) 1,2,3 4) 1,3


В каком примере на месте пропуска пишется НН


1. 1) комиссия созда…а

2) непроше..ный гость

3) дважды стира…ая куртка

4) полотня…ая ткань


2. 1) плете…ая корзинка

2) приказа…о отойти

3) маринова…ые грибы

4) песча…ый бархан

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

-12

Приложение 2


Проверочная работа ( по материалам ЕГЭ )


Карточка 1.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятисотым годом до нашей эры

2) гибридные сорта

3) группа турок

4) более веселее


2. Укажите грамматически правильное продолжение

предложения.

Обломав сухие ветки ,

1) Аксинья увидела сквозь них сторожку.

2) почувствовала боль от царапин и порезов.

3) захотелось поскорее сложить из них костер и согреться.

4) хорошо стало видно вокруг.


3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Два солдата с котомками глядели в окно поезда.

2) Двадцать один делегат прибыл на совещание.

3) Тысяча книг поступили в школьную библиотеку.

4) Девушка-пилот умело вела машину.


4. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя

заменить причастным оборотом?

1) В то время я был похож на отвергнутого влюбленного , который

с упорством маньяка посылает даме сердца цветы.

2) В девять часов вечера пустынная улица , которая шла под уклон,

просматривалась из конца в конец.

3) Москва прожила сложную и утомительную зиму , к которой

семья Ивантеевых оказалась не готова

4) В этом доме был уют , который они так долго создавали.


5. Продолжите предложение грамматически правильно.

Исследуя творчество Державина,

1) литературоведа ждет много открытий.

2) обнаруживаются черты классицизма ,сентиментализма ,

романтизма.

3) многогранность его таланта вызывает восхищение.

4) удивляешься разносторонности таланта поэта.


-13-


6. Укажите ошибку в управлении.

1) преимущество перед ними

2) согласно договору

3) .показать о чем-то

4) огорчен чем-то


7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфель

2) в снегу

3) страннейшая ситуация

4) металлические контейнера



8. Укажите пример , в котором нет ошибки в образовании формы слова.

1) до двух тысяч второго года

2) самый важнейший

3) не кладите сюда тетради

4) в обоих сумках


9. Укажите предложение без грамматических ошибок.

1) Я наблюдал за группой ребят , подошедшими к остановке.

2) Приехав в Москву , первой моей задачей было найти работу.

3) Многие думают то , что в лесных пожарах виноваты туристы.

4) Я надеюсь на то , что большинство меня поддержит.


10. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением ,выраженным причастным оборотом?

1) Утром за всполохом ромашек не видно ни теленка , который

пасется на лугу ,ни гусей.

2) Наука , которая занимается изучением правильного

произношения слов, называется орфоэпией.

3) Камни , из которых слагаются ныне вершины Альп или
Гималаев , когда-то формировались под водой.

4) Знакомый , к которому они приехали погостить , оказался

человеком интересным.




Аналогичным образом составлены карточки для каждой пары.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка»


Урок русского языка .
Тема : Общие сведения о языке .
Культура речи и языковая норма.


ЦЕЛЬ : Закрепить понятие языковая норма.

умение различать грамматические ошибки ,
навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами
языка.

Формировать навыки использования нормированной речи.

Разобрать задания ЕГЭ , связанные с речевыми нормами и

культурой речи ( А 1- А 6 , А28)


ОБОРУДОВАНИЕ : раздаточный материал ( карточки по материалам
ЕГЭ ) , компьютер ( или интерактивная доска ) ,

проектор , диск со слайдами мультимедиа .


ХОД УРОКА



1. Проверка домашнего задания .


2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст ( под диктовку ).

Объяснить правописание орфограмм ,расстановку знаков

препинания.

Определить стиль ,основную мысль текста, обосновать свой ответ.


(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их , человек ведет себя соответствующим образом на работе , в школе ,театре ,на улице , дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь , когда они попадают в лес , на природу. (5) Почему-то считается , что здесь не нужны никакие правила.


3.Индивидуальная работа ( проводится параллельно для сильных

учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме « Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных» ( по материалам задания А14 ЕГЭ ).

( Приложение 1 )


4. Мультимедиа. Культура речи и языковая норма.


Слайд 1. Тема урока.


Слайд 2. Постановка цели урока.


Слайд 3-4. Вступительное слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи , т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно , в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая норма «- ключевое в учении о правильности речи. Все известно , что русский язык –язык нормированной , подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку ?

( возможен ответ учащихся , поскольку материал для них не нов).
Норма –это социально одобряемое правило , т.е. общепринятое употребление слов , их форм ,синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы :

1) относительная устойчивость ;2) общеупотребительность ;

3) обязательность.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими , лексическими , грамматическими.


Слайд 5. Классификация основных языковых норм.

Диаграмма 1. Фронтально- индивидуальный опрос :

1. Используя диаграмму , расскажите об основных

языковых нормах.

3 Какие орфоэпические нормы вы знаете ?

4. Дайте определение понятия «лексические нормы».

Слайды 6-8. Лексико-орфоэпическая разминка ( по материалам
заданий А1 – А3 ЕГЭ )


1).Определите лексическое значение паронимов :

сытый – сытный , болотный – болотистый , оживают –

оживляют, абонент-абонемент , будний – будничный ,

поступок – проступок.


2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить

слово ВОДЯНОЙ ?


1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может

долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными ,особенно среди

молодежи.


3. Решите орфоэпические задачи ( задание А 2)

1) В каком слове ударение на 2 слоге ?
а/ свекла б/ жалюзи в/оптовый г/мельком

2) В каком слове ударение на 1 слоге ?
а/ иначе б/эксперт в/дремота г/знамение


4.Комментарий к выполнению заданий..

Слайд 9. Грамматические нормы языка ( общая характеристика )

Таблица 1. Грамматические нормы языка.


Морфологические нормы -

это нормы словоизменения при склонении именных частей речи , при спряжении глаголов ,нормы словообразования и определения родовой принадлежности.


Синтаксические нормы –это

правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению слово-

сочетаний и предложений.



Слайд 10 . Типы морфологических ошибок( по материалам заданий ЕГЭ


Таблица 2 ( запись в тетрадь , исправление ошибок )


Ошибочное словообразование

Трудолюбимый (трудолюбивый )


Ошибочное образование формы:

существительного





Опытные бухгалтера

(бухгалтеры)

прилагательного

Более красивее , слаже ( более красивый , слаще)

числительного

С пятистами рублями
( с пятьюстами рублями )

местоимения

Ихнюю вещь ( их вещь )

глагола

Махают руками ( машут )




Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его .



Слайд 11-12. ТРЕНИНГ

1. Записать существительные в именительном падеже множественного числа :
а) адрес , директор , доктор, мастер , профессор , шелк .
б) договор , инженер , офицер , тренет , шофер , месяц , торт ,
госпиталь.

2. Переписать ,раскрывая скобки :
пара ( валенки ,ботинки , сапоги , чулки ,носки);
много ( дела , места (мн.ч.) ,яблоки , мандарины ) ;

килограмм ( апельсины , мандарины , помидоры ,томаты );
группа (инженеры , тренеры , шоферы ).

3. Просклоняйте числительные :749 , полтора , оба(обе)


4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый , горький , сладкий , глубокий , маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь ,лечь , стереть.


Слайд 13. Проверь себя.


Найти грамматическую ошибку в образовании формы слова , записать это слово правильно.:


Директора школ , контейнера на погрузке ,пять килограмм , в снегу ,тысячи башкир ,много народа ,множество грузинов , все шофера ,две пары носков ,моя туфля ,несколько мандарин, много яблок ,5 килобайтов ,вкусный кофе ,партия кадет ,красивше

всех , заведываю складом ,откладываю на потом ,в шестьюстах метрах ,в полторах часах езды , стакан соку , много снега.



Слайд 14. Правильный ответ.


Контейнеры на погрузке , пять килограммов ,много народу, множество грузин , все шоферы , несколько мандаринов , 5 килобайт ,партия кадетов ,красивее всех , заведую складом ,в шестистах метрах ,в полутора часах езды.


ПРИМЕЧАНИЕ.

1.Если работа проходит в классе с интерактивной доской , слайд 11 исключается , т.к. один из учеников исправляет ошибки прямо на доске , пока остальные делают ту же работу в тетради или на предложенной

карточке.

2.С целью экономии времени в классе ,где нет интерактивной доски,

используется раздаточный материал. Слайд 11 показывается после завершения работы основной массой учащихся ; анализируются и исправляются ошибки , допущенные учащимися.



Слайд 15 Синтаксические ошибки.


Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление ошибок )


Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре ( участвовали)

Нарушение управления

Согласно приказа ( приказу)

Нарушение согласования

Видна пара окон , занавешенные шторой (занавешенных)

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и веселые
(счастливы и веселы или счастливые и веселые )

Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов

Я живу в Лермонтове и была счастлива( живу и счастлива или жила и была счастлива)



Слайд 16-17. ТРЕНИНГ


Определить ,в каких предложениях нет синтаксических ошибок , объяснить свой выбор :


1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей ,занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг , складывалось впечатление , что ты

здесь уже был.



Слайд 18. Синтаксические ошибки ( продолжение).


Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами.(Дорожка покрыта снегом , тающим под ногами )

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.( Свалившись с размаху в озеро , я ошутил свою неуклюжесть).


Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать , которую я прочитал в детстве.
(Книга , которую я прочитал в детстве , учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением.(Петя сказал , что он не согласен с моим мнением )

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.(Была уже ночь , когда я вернулся домой ),



Слайд 19 Проверочная работа .


Работа проводится в парах ( пары составляются по принципу психологической совместимости).
Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме ( по материалам заданий А4 – А6 , А28 ЕГЭ ).


Во время выполнения работы разрешено использовать записи в тетради и памятки , имеющиеся у каждого учащегося.


Время выполнения работы.- 10-15 мин.

(Приложение 2)


5. Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего . Ряд заданий ЕГЭ ( А1 – А6 , А28 ) проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и лексические нормы , мы особое внимание уделили нормам грамматическим , с которыми связано выполнение заданий А4 – А6 , А28 ЕГЭ.
Таким образом , материал по теме « Культура речи и языковые

нормы» имеет не только прикладное , но и практическое значение.



6. Домашнее задание


1.Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и
языковая норма»

2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы ( в устной

форме или мультимедиа ) ( данное задание не является

обязательным для всех учащихся. Его выполняют только

учащиеся ,проявляющие интерес к предмету).

3.Выполнить задания А4 –А6 ,А28 ( вар.1 – 5 ) , А 14 ( вар.6-10 )



Просмотр содержимого документа
«Схема анализа урока с применением компьютерных технологий»

Анализ урока с применением компьютерных технологий

1. Дата 19.02.2008

2. Класс 11 А

3. Предмет русский язык

4. Тема и тип учебного занятия. Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма.

Каково место учебного занятия (УЗ) в изучаемой теме?

Уроки 1-2 по теме. Повторение, обобщение и систематизация изученного в курсе основной школы, подготовка к ЕГЭ.

Как разрабатываемое учебное занятие связано с предыдущим? Продолжение темы «Стили речи»

Как разрабатываемое учебное занятие работает на будущее? Практическая подготовка к выполнению заданий ЕГЭ А 1- 6, А 28.


5.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во учеников; кол-во слабоуспевающих, средних и сильных учащихся) В классе 16 учащихся , слабоуспевающих 1, средних 13, сильных 2.


6.Цели и задачи, которые ставились при разработке учебного занятия.

1.Акцентировать внимание учащихся на понятии « языковая норма» , дать классификацию языковых норм.

2.Закрепить в ходе урока умения различать орфоэпические , лексические и грамматические ( морфологические и синтаксические) ошибки.

3.Формировать навыки использования нормированной речи.

4.Разобрать задания ЕГЭ , связанные с речевыми нормами и культурой речи ( А1- А6 , А 28)

В соответствии с календарно-тематическим планированием уроков русского языка в 11 классе на изучение данной темы отведено 2 часа (урок 26 - 27 ).


7.Определение этапов урока с использованием ИКТ

Специфика урока, связанная с используемыми компьютерными средствами.

1этап урока - проверка домашнего задания, в ходе которой учитель проверяет степень сформированности у учащихся определенных пунктуационных навыков и навыков правописания , составляет план коррекции дальнейшей работы с классом.

Эту же задачу призвана решить орфографическая пятиминутка , в ходе которой учащиеся записывают под диктовку текст , объясняют правописание орфограмм , расстановку знаков препинания , определяют стиль ,основную мысль текста , обосновывают свой ответ. По окончании работы подводятся ее итоги.

Параллельно с орфографическим диктантом проводится работа по индивидуальным карточкам для сильных учащихся ( карточки составлены на основе заданий ЕГЭ ). Результаты выполнения работы по индивидуальным карточкам сообщаются учащимся на следующем уроке.

2 этап — работа с ЦОР « Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма».

Проверочная работа.

3 этап урока - подведение итогов работы , заключительное слово учителя по теме урока.

Дается домашнее задание , связанное с теоретическими основами рассматриваемой на уроке темы , и выполнением соответствующих заданий ЕГЭ.

Важным элементом домашнего задания является мини — проект по одному из разделов темы « Культура речи и языковые нормы». Это задание не является обязательным . Его выполняют учащиеся , проявляющие интерес к предмету. Проект оформляется в печатной форме или в форме презентации. Определены сроки выполнения проекта , время консультаций с учителем.


8.Использование информационных технологий на этапах урока:

обобщения и закрепления знаний и умений;

проверки знаний


9.Форма использования программного обеспечения:

полностью программа.


Анализ методов деятельности учителя и учеников на всех этапах урока, на которых используются ИКТ:


11.Методика использования ИКТ на этапах урока

применяется адаптированная методика использования средств ИКТ,

используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету


12.Организация учащихся при работе с использованием информационных технологий:

целеполагание;

организация деятельности;

управление учебной деятельностью


13.Целесообразность применения информационных технологий

Предлагаемая методическая разработка урока русского языка по теме «Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма» составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М. Рыбченковой , рассчитана на учащихся 11 классов , сдающих обязательный экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ.

В разработке урока по указанной теме сочетаются традиционные формы и методы работы и ИКТ , что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует формированию и развитию навыков целеполагания и самоконтроля , повышению качества усвоения предложенного материала , развитию креативности.


14.Использование здоровьесберегающих технологий:

В ходе урока соблюдены санитарно - гигиенические и эргономические требования;

правила техники безопасности; воздушно - теплового режима;

чередования различных видов деятельности учащихся.


15. Влияние информационных технологий на результативность урока:

мотивация учащихся повышается, чему способствует применение зрительных образов, возможность самостоятельно выбирать темп работы, .

активизируется самостоятельная работа учащихся; их познавательная деятельность, формируются и развиваются навыки целеполагания и самоконтроля , повышается качество усвоения учебного материала. Учебное задание в форме проекта развивает креативность учащихся, повышает их интерес к предмету.


Итоги самоанализа:

План урока выполнен., цели достигнуты.

Применение ИКТ способствует повышению эффективности и

качества обучения за счет сочетания современных форм и методов обучения с традиционными..

Урок проводился неоднократно на разных классах , достигнуты хорошие показатели качества усвоения материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»


Технологическая карта урока



Предмет, класс

Русский язык, 11 класс

Тема урока,


№ урока по теме


Общие сведения о языке. Культура речи и

языковая норма.

Уроки 1-2


Актуальность использования средств

ИКТ

Экономия времени, наглядность, активизация

познавательной деятельности.

Цель урока

Обобщить и закрепить изученное в 5-9 кл.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные



Закрепить понятие

языковая нормы,

навыки владения

орфоэпическими и

лексическими

нормами .

Формировать навыки

использования

нормированной речи,

развивать

коммуникативные

компетенции.

Воспитывать

умение работать

самостоятельно и

в парах,

толерантность.

Тип урока

Урок комбинированный (систематизации и

обобщения, контроля знаний, умений, навыков)

Методы обучения



Формы

Метод активизации познавательной деятельности,

метод упражнений, метод индивидуализации,

метод актуализации опорных знаний.

Классно-урочная форма обучения, фронтально-

индивидуальный, письменный и устный опросы,

индивидуальная , парная форма организации работы

тренинговые упражнения, тестовые задания.

Основные понятия и термины урока

Культура речи, языковая норма, нормированность

русского литературного языка , признаки нормы,

грамматические нормы, морфологические нормы,

синтаксические нормы.

План урока

1.Проверка домашнего задания

2. Орфографическая пятиминутка

3.Индивидуальная работа ( параллельно с орфограф.

пятиминуткой, для сильных учеников)

4. Мультимедийная презентация «Культура речи.

Языковая норма»

5.Итоги урока

6.Домашнее задание

Элементы содержания урока

Орфографическая пятиминутка, лексико-

орфографическая разминка, тренинги, проверочный

тест

Познавательные задания

Составление таблиц:

« Правильный вариант формы слова»

« Исправление синтаксических ошибок»

Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме «Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма»

2.Выполнить задание А4-А6 ,А28 ЕГЭ ( вар.1-5),

А 14( вар.6-10).

3.Инд. зад. (выполняется по желанию уч-ся):

подготовить сообщение по одному из разделов

темы( в устной форме или мультимедиа).



Источники информации

Д.Э.Розенталь. Русский язык. Справочник –

практикум.

Д.Э Розенталь. Справочник по литературной правке.

Русский язык. Учебно-тренировочные материалы.

Русский язык. ЕГЭ-2008


Вид используемых на уроке средств

ИКТ (универсальные, ОЭР на СО­КОМ, ресурсы сети Интернет)

Универсальные

Необходимое аппаратное и

программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет,

мультимедийный компьютер,

программные средства)

Компьютер ( или интерактивная доска),проектор,

диск со слайдами



Программа Microsoft Office PowerPoint



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Культура речи и языковая норма

Автор: Соколенко Виктория Валерьевна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Общие сведения о языке. Культура речи. "
    ["seo_title"] => string(47) "obshchiie-sviedieniia-o-iazykie-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223627"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437979476"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа элективного курса по русскому языку "Культура речи" "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-kul-tura-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418912218"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Статья "Проблемы преподавания русского языка и культуры речи и пути их решения (на примере Кызылского колледжа искусств)" "
    ["seo_title"] => string(135) "stat-ia-probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-i-kul-tury-riechi-i-puti-ikh-rieshieniia-na-primierie-kyzylskogho-kolliedzha-iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "172436"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423821346"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Формирование культуры речи младших школьников "
    ["seo_title"] => string(51) "formirovaniie-kul-tury-riechi-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "113310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409847567"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Культура речи и языковые нормы "
    ["seo_title"] => string(34) "kul-tura-riechi-i-iazykovyie-normy"
    ["file_id"] => string(6) "214825"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432484696"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства