Урок русского языка в 9 классе с казахским языком обучения.Это урок обобщения и повторения темы- сложносочиненные предложения.Урок начинается с орфографической и орфоэпической разминки.В ходе урока плавно сочетаются различные виды работы: самостоятельная работа, работа с текстом и карточкам, В конце урока ученики заполняют карточку эмоционального состояния. К уроку прилагаются тексты, карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эпиграф: «Учиться – всегда пригодится» (пословица)
Ход урока
- Добрый день. Сегодня мы работаем над темой «Повторение изученного о сложносочиненном предложении». Это урок обобщения. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. (2 слайд)
Начнем урок с орфоэпической и орфографической разминки.
- Остальные работают по вариантам. 1-й вариант выполняют орфоэпическую разминку, 2-й вариант - орфографическую. Проверяем. Молодцы!
(3 слайд)
Эпиграфом к нашему уроку я взяла русскую народную пословицу. ( Чтение пословицы). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Хорошо, что вы это понимаете. Конечно, каждый человек должен стремиться к знаниям, поэтому цель нашего урока: повторить и закрепить знания о ССП. Повторим. Вспомните алгоритм определения сложносочиненного предложения. Допустим, вы записали предложение, вам нужно определить его вид. Каков ваш первый шаг? ….. В течение урока вам пригодится знание этого алгоритма. А теперь запишите следующее предложение. 4 слайд
1. Синтаксическая минутка
Недавно прошел дождь, а дорога уже сухая. (повест., невоскл., сложное, состоит из двух ПП, соединенных противительным союзом а.)
-Используя алгоритм, который мы повторили, определи вид этого предложения. Начерти схему этого предложения.
- А теперь назовите основные группы ССП
5 слайд
2. Повторение.
- Я предлагаю вашему вниманию вот такую таблицу. Отметьте в ней место ССП.
С помощью чего соединяются простые предложения в составе ССП?
- Молодцы. Мы повторили ССП, а теперь закрепим эти знания практически.
3. Практическая часть.
Самостоятельная работа
6 слайд
- Наступило прекрасное время года – осень. Многие поэты и писатели посвящали ей замечательные строки. Вот и Иван Алексеевич Бунин написал небольшой рассказ «Осенние воспоминания».
Задание: На карточках, которые лежат перед вами, записан этот текст, сейчас мы его прочитаем, а затем вы самостоятельно выпишите сложносочинённые предложения.
Осенние воспоминания.
1.Вспоминается мне ранняя погожая осень.
2.Воздух так чист, точно его совсем нет.
3.В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.
4.Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым.
5.Темнеет.
6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.
7.Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра.
8. На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь.
9. Долго глядишь в темно – синюю глубину неба, переполненную созвездиями.
10. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
(По И. Бунину)
- Так проверяем.
( 7 слайд)
В. Работа с учебником.
- Упражнение №76. Работаем в группах.
Задание 3 группе: выпишите одно ССП с соединительным союзом;
2 группе: выпишите одно ССП с противительным союзом;
3 группе: выпишите одно ССП с разделительным союзом.
D. Задание из ГИА.
-Готовясь к государственной итоговой аттестации, мы работаем над заданиями трех типов. Наибольшую трудность, как показывают экзамены прошлых лет, составляет написание изложения с использованием приёмов сжатия. (8 слайд) Перед вами текст, в нем 45 слов. Используя различные приёмы сжатия, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов. Выполняем работу в карточках.
- Предложите сокращенный вариант.
Тестирование.
- Знание ССП необходимо также при выполнении задания В6 из ГИА. (9 слайд)
- Самостоятельно выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью. (Работают).
- Ребята, мы с вами повторили и закрепили ваши знания о ССП. А теперь выполним небольшую проверочную работу по группам. Положите перед собой рабочие листы. (10 слайд) Задание 3-ой группе: из простых предложений образуйте ССП, 2-ой группе - из простых предложений образуйте ССП и определите его разновидность, 1-ей группе - вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы то-то, ни-ни. Выполните задание в рабочих листах.
E. Проверочная работа
Рабочий лист 3 группы.
Из простых предложений образуйте ССП.
Ветер подхватывает снег. Начинается метель.
Рабочий лист 2 группы.
Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП
Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.
Рабочий лист 1 группы.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы то-то, ни-ни.
… выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.
- А теперь проведем игру, результаты которой и будут итогом нашего урока. (11 слайд)
4. Итог
Игра.
Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете красный кружок, а если нет – то белый.
1. согласны ли вы, что
Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. ( красный)
2. согласны ли вы, что
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
- при помощи интонации и союзов или союзных слов
- при помощи интонации (без союзов и союзных слов) (белый)
3. согласны ли вы, что
Если в ССП есть общий член, то в предложении запятая не ставится. (красный)
4. согласны ли вы, что
Союзы а, но, да (но) – соединительные. (белый)
- Ребята, вот мы и обобщили с вами знания по теме «ССП». (Оценки, д\з). А сейчас мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. (12 слайд) Перед вами карточки эмоционального состояния, вам нужно ответить всего на два вопроса.
5. Карточка эмоционального состояния
Что вам понравилось на уроке?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что бы вы изменили?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Д/з: контрольные вопросы и задания на с. 47, упр. 82. Весь текст списывать не надо, только выписать сложносочиненные предложения, а в первом предложении подчеркнуть главные члены предложения и второстепенные.
- Урок окончен, всем спасибо за работу!
Раздаточный материал
Осенние воспоминания.
1.Вспоминается мне ранняя погожая осень.
2.Воздух так чист, точно его совсем нет.
3.В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.
4.Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым.
5.Темнеет.
6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.
7.Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра.
8. На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь.
9. Долго глядишь в темно – синюю глубину неба, переполненную созвездиями.
10. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.