Тема урока: Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
Комплексный анализ текста.
Цели и задачи:
Образовательная: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях, формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Развивающая: продолжить развитие речи учащихся, навыков грамотного письма.
Воспитательная: создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.
Ход урока:
I.ОНУ ( общий настрой учащихся - приветствие и целеполагание )
Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
И везде у нас порядок: в головах и на столе.
Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.
Учитель объявляет тему урока.
Как вы думаете, какова цель урока? (Закрепить умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях .)
II. Повторение изученного материала.
-Какие предложения называются СПП?
-Какие группы СПП вы знаете? Расскажите об их значении и строении ( к чему именно относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает.)
-Чем отличаются СПП с придаточными изъяснительными от придаточных определительных?
СПП с придаточными обстоятельственными.
-Какие предложения называются ССП ?
Какие знаки препинания ставятся в ССП и СПП ?
III Синтаксический разбор предложения:
Лесом частым, полем вьюжным зимний праздник к нам спешит.
IV. Комплексный анализ текста.
Ребята, совсем немного времени осталось до встречи замечательного праздника – Нового года. Традиционно почти в каждом доме непременным атрибутом новогоднего праздника будут стоять елочки и сосенки, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей.
Но появляются статьи в газетах, передачи в СМИ. Почему? (см. приложение: газета «Краснозёрская новь » №16 за 2 февраля 2010 г. и №190 за 30 ноября 2010 г.)
В наше время остро стоит нравственная проблема – проблема бережного отношения к окружающему миру , к людям, которые живут с нами рядом. Она является предметом обсуждения в средствах массовой информации, темой публицистических и художественных произведений. Данной теме посвящён и очерк Татьяны Николаевны Тэсс.
Татьяна Николаевна Тэсс - русская советская писательница, журналистка, публицист, многолетний сотрудник газеты «Известия».
Сейчас вы прослушаете очерк Татьяны Николаевны Тэсс «Голубая ель».
.Подумайте и ответьте, какие мысли и чувства он у вас вызывает.
Голубая ель
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.ТЕСС).
-Определит, к какому стилю относится этот текст. (Текст относится к художественной публицистике)
-По жанру - это проблемный очерк.
Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)
Документальный, публицистический, бытовой. (Толковый словарь русского языка)
Очерк- 1)В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. (Энциклопедический словарь)
-Проблемный очерк- очерк, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути её решения.
-В центре проблемного очерка социально значимые вопросы : политические, экономические, морально-этические и др.
-Какие проблемы затрагиваются в тексте? (Затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению.)
-Основная мысль высказывания, связанная с оценкой ситуации, может быть выражена словами текста.
Вспомним, основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Она может быть выражена в заглавии, в одном из предложений. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.
- Какими? ( «Памятник подлецу »).
-Памятник и подлец - понятия редко совмещаемые, почти оксюморон.
-Что такое оксюморон? (Смотри таблицу: определение и примеры)
-Оксюморон – соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.
Памятник и подлец - оценка резкая, но оправданная коммуникативной установкой, свойственной публицистическому стилю в целом и в частности проблемному очерку - осудить негативные явления в обществе.
-Композиционно текст распадается на 3 части:
1.вводную (зачин) Во вводной части(1,2,3-е предложения) содержится
информативное сообщение о ели.
2.основную
3.заключительную (концовка) В концовке подводится нравственный итог.
-Сюжет основной , повествовательной, части текста развивается как конфликт между жителями дома, вырастившими ель, и человеком, её погубившим
На фоне повествования выделяются описательные фрагменты:
-дважды даётся описание голубой ели :
1-ая часть -до гибели-7,8,9,10-ое предложения
2-ая часть - после гибели -13-ое и 17-ое предложения
-описание состояния жителей
14-ое предложение
-описание таблички
16-ое,18-ое предложения
Включённые в него описательные фрагменты создают 2-ой план высказывания, с помощью сообщается о свойствах, качествах, состояниях предметов и лиц.
V. Составление плана.
1.История о голубой серебристой ели.
2.Жильцы посадили ёлку сами.
3.Голубая ель-гордость всего дома.
4.Изуродованное дерево.
5. «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку.»
6.Ель засохла и умерла.
7.Молчаливый укор совести.
- Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.
- Выпишите из текста все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным. Объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы.
Преобразуйте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным. Составьте схему, объясните постановку знаков препинания.
Замените словосочетания ,построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласования:
дерево из сказки-
хвои из леса-
запах хвои-
запах детства-
запах чистоты-
VI. Итог урока.
Каждому человеку нужно воспитывать в себе необходимость уважительного отношения к другим.
Для чего это нужно?
Мы живём в обществе и должны подчиняться определённым законам, правилам поведения, которые регулируют наши отношения. Нужно уважать людей. Человек не должен быть эгоистом, забывая о тех, кто рядом. Ведь в конечном счёте он станет одиноким, отверженным обществом, несчастным. Печальная повесть о голубой ели, рассказанная Т.Н. Тэсс, служит тому наглядным примером.
VII Домашнее задание: повторить материал учебника стр.20-63;
выполнить письменную. работу (написать сжатое изложение)