kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Комплексный анализ текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Комплексный анализ текста.

Цели и задачи:

Образовательная: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях,  формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

 Развивающая: продолжить развитие речи учащихся, навыков грамотного письма.

Воспитательная: создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.

                                         Ход урока:

I.ОНУ ( общий настрой учащихся   -    приветствие и  целеполагание  )

Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.

И везде у нас порядок: в головах и на столе.

Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.

И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

Учитель объявляет тему урока.

Как вы думаете, какова цель урока? (Закрепить умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях .)

            II. Повторение  изученного материала.

-Какие предложения называются  СПП?

 -Какие группы  СПП вы знаете? Расскажите об их значении и строении ( к чему именно относится  придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает.)

-Чем отличаются СПП с  придаточными  изъяснительными от придаточных определительных?

СПП с придаточными обстоятельственными.

-Какие предложения называются ССП ?

Какие знаки препинания ставятся в ССП и СПП ?

III Синтаксический разбор предложения:

    

Лесом частым, полем вьюжным зимний праздник к нам спешит.

 

          IV. Комплексный анализ текста.

Ребята, совсем немного времени осталось до встречи  замечательного праздника – Нового года. Традиционно почти в каждом  доме  непременным атрибутом новогоднего праздника  будут стоять елочки  и сосенки, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей.

Но появляются статьи в газетах, передачи в СМИ.  Почему?  (см. приложение: газета  «Краснозёрская  новь » №16 за 2 февраля  2010 г. и  №190 за 30 ноября  2010 г.)

 

В наше время остро стоит нравственная проблема – проблема бережного отношения к окружающему миру , к людям, которые живут  с нами рядом. Она является предметом обсуждения в средствах массовой информации, темой публицистических и  художественных произведений. Данной теме посвящён и  очерк Татьяны Николаевны Тэсс.

 Татьяна  Николаевна Тэсс - русская советская  писательница, журналистка, публицист, многолетний сотрудник газеты «Известия».

 

Сейчас вы прослушаете  очерк  Татьяны  Николаевны Тэсс  «Голубая ель».

.Подумайте и ответьте, какие мысли  и чувства он у вас вызывает.

 

                                    Голубая  ель

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной  в  одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое  дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая  ель стала гордостью всего дома, его украшени­ем. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий  запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

                                                                                  (По Т.ТЕСС).

-Определит, к какому стилю относится этот текст. (Текст относится к художественной публицистике)

-По жанру - это проблемный очерк.

Очерк -  небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)

Документальный, публицистический, бытовой. (Толковый словарь русского языка)

Очерк- 1)В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.     (Энциклопедический словарь)

-Проблемный очерк- очерк, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути её решения.

-В  центре проблемного очерка социально значимые вопросы :  политические, экономические, морально-этические и  др.

-Какие проблемы затрагиваются в тексте? (Затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению.)

-Основная мысль высказывания, связанная  с оценкой ситуации, может быть выражена словами текста.

Вспомним,  основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Она может быть выражена в заглавии, в одном  из предложений. Но чаще всего её  надо найти и сформулировать.

- Какими?   ( «Памятник подлецу »).

-Памятник и подлец - понятия редко совмещаемые, почти оксюморон.

-Что   такое оксюморон? (Смотри таблицу: определение и примеры)

-Оксюморон – соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

Памятник и подлец - оценка резкая,  но оправданная коммуникативной установкой, свойственной публицистическому стилю в целом и в частности проблемному очерку - осудить негативные явления в обществе.

-Композиционно текст распадается на 3 части:

1.вводную  (зачин)                     Во вводной части(1,2,3-е предложения) содержится

                                                   информативное сообщение о ели.

2.основную

3.заключительную  (концовка)  В концовке подводится нравственный итог.

-Сюжет основной   , повествовательной, части текста развивается как конфликт между жителями дома, вырастившими ель, и человеком, её погубившим

На фоне повествования выделяются описательные фрагменты:

-дважды даётся описание голубой ели :

             1-ая часть -до гибели-7,8,9,10-ое предложения

             2-ая часть - после гибели -13-ое и 17-ое предложения

-описание состояния жителей

             14-ое предложение

-описание таблички

              16-ое,18-ое предложения

Включённые в него описательные фрагменты создают 2-ой план высказывания, с помощью  сообщается о свойствах, качествах, состояниях предметов и лиц.

 V. Составление плана.

      1.История о голубой серебристой ели.

      2.Жильцы посадили ёлку сами.

      3.Голубая ель-гордость всего дома.

      4.Изуродованное дерево.

      5. «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку.»

      6.Ель засохла и умерла.

      7.Молчаливый укор совести.

  • Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.

 

  • Выпишите из текста все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным. Объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы.

             Преобразуйте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным. Составьте схему, объясните постановку знаков препинания.

             Замените словосочетания  ,построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласования:

дерево из сказки-

хвои из леса-

запах хвои-

запах детства-

запах чистоты-

        VI. Итог  урока.

      Каждому человеку нужно воспитывать в себе необходимость уважительного    отношения к другим.

 

      Для чего это нужно?

Мы живём в обществе и должны подчиняться определённым законам, правилам поведения, которые регулируют наши отношения. Нужно уважать людей. Человек не должен быть эгоистом, забывая о тех, кто рядом. Ведь в конечном счёте он станет одиноким, отверженным обществом, несчастным. Печальная повесть о голубой ели, рассказанная Т.Н. Тэсс, служит тому  наглядным примером.

 

         VII  Домашнее задание: повторить материал учебника  стр.20-63;

                                                    выполнить письменную. работу (написать сжатое изложение)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Комплексный анализ текста. »


Тема урока: Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Комплексный анализ текста.

Цели и задачи:

Образовательная: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях, формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

Развивающая: продолжить развитие речи учащихся, навыков грамотного письма.

Воспитательная: создать условия для осознания необходимости жить в соответствии с нравственными принципами общества.

Ход урока:

I.ОНУ ( общий настрой учащихся - приветствие и целеполагание )

Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.

И везде у нас порядок: в головах и на столе.

Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.

И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

  • Учитель объявляет тему урока.

  • Как вы думаете, какова цель урока? (Закрепить умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях .)

II. Повторение изученного материала.

  • -Какие предложения называются СПП?

  • -Какие группы СПП вы знаете? Расскажите об их значении и строении ( к чему именно относится придаточное предложение, чем присоединяется , какое место по отношению к главному занимает.)

  • -Чем отличаются СПП с придаточными изъяснительными от придаточных определительных?

  • СПП с придаточными обстоятельственными.

  • -Какие предложения называются ССП ?

  • Какие знаки препинания ставятся в ССП и СПП ?


III Синтаксический разбор предложения:

Лесом частым , полем вьюжным зимний праздник к нам спешит.


IV. Комплексный анализ текста.

    • Ребята, совсем немного времени осталось до встречи замечательного праздника – Нового года. Традиционно почти в каждом доме непременным атрибутом новогоднего праздника будут стоять елочки и сосенки, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей.

    • Но появляются статьи в газетах, передачи в СМИ. Почему? (см. приложение: газета «Краснозёрская новь » №16 за 2 февраля 2010 г. и №190 за 30 ноября 2010 г.)


    • В наше время остро стоит нравственная проблема – проблема бережного отношения к окружающему миру , к людям, которые живут с нами рядом. Она является предметом обсуждения в средствах массовой информации, темой публицистических и художественных произведений. Данной теме посвящён и очерк Татьяны Николаевны Тэсс.

Татьяна Николаевна Тэсс - русская советская писательница , журналистка, публицист, многолетний сотрудник газеты «Известия».


    • Сейчас вы прослушаете очерк Татьяны Николаевны Тэсс «Голубая ель».

    • .Подумайте и ответьте, какие мысли и чувства он у вас вызывает.


Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшени­ем. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном .

(По Т.ТЕСС).

-Определит , к какому стилю относится этот текст. (Текст относится к художественной публицистике)


-По жанру - это проблемный очерк.


Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)

Документальный, публицистический, бытовой. (Толковый словарь русского языка)


Очерк- 1)В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. (Энциклопедический словарь)


-Проблемный очерк- очерк, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути её решения.


-В центре проблемного очерка социально значимые вопросы : политические, экономические, морально-этические и др.


-Какие проблемы затрагиваются в тексте? (Затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению.)


-Основная мысль высказывания, связанная с оценкой ситуации, может быть выражена словами текста.

Вспомним, основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Она может быть выражена в заглавии, в одном из предложений. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.

- Какими? ( «Памятник подлецу »).


-Памятник и подлец - понятия редко совмещаемые, почти оксюморон.


-Что такое оксюморон? (Смотри таблицу: определение и примеры)


-Оксюморон – соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

Памятник и подлец - оценка резкая, но оправданная коммуникативной установкой, свойственной публицистическому стилю в целом и в частности проблемному очерку - осудить негативные явления в обществе.


-Композиционно текст распадается на 3 части:


1.вводную (зачин) Во вводной части(1,2,3-е предложения) содержится

информативное сообщение о ели.


2.основную


3.заключительную (концовка) В концовке подводится нравственный итог.


-Сюжет основной , повествовательной, части текста развивается как конфликт между жителями дома, вырастившими ель, и человеком, её погубившим

На фоне повествования выделяются описательные фрагменты:

-дважды даётся описание голубой ели :

1-ая часть -до гибели-7,8,9,10-ое предложения

2-ая часть - после гибели -13-ое и 17-ое предложения

-описание состояния жителей

14-ое предложение

-описание таблички

16-ое,18-ое предложения

Включённые в него описательные фрагменты создают 2-ой план высказывания, с помощью сообщается о свойствах, качествах, состояниях предметов и лиц.


V . Составление плана.

1.История о голубой серебристой ели.

2.Жильцы посадили ёлку сами.

3.Голубая ель-гордость всего дома.

4.Изуродованное дерево.

5. «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку.»

6.Ель засохла и умерла.

7.Молчаливый укор совести.


  • Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.


  • Выпишите из текста все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным. Объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы.


  • Преобразуйте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным. Составьте схему, объясните постановку знаков препинания.

  • Замените словосочетания ,построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласования:

дерево из сказки-

хвои из леса-

запах хвои-

запах детства-

запах чистоты-

VI . Итог урока.

  • Каждому человеку нужно воспитывать в себе необходимость уважительного отношения к другим.


  • Для чего это нужно?

Мы живём в обществе и должны подчиняться определённым законам, правилам поведения, которые регулируют наши отношения. Нужно уважать людей. Человек не должен быть эгоистом, забывая о тех, кто рядом. Ведь в конечном счёте он станет одиноким, отверженным обществом, несчастным. Печальная повесть о голубой ели, рассказанная Т.Н. Тэсс , служит тому наглядным примером.


VII Домашнее задание: повторить материал учебника стр.20-63;

выполнить письменную . работу (написать сжатое изложение)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Комплексный анализ текста.

Автор: Мартыненко Людмила Дмитриевна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Урок русского языка в 10 кл.Сложноподчиненные предложения. Совершенствование пунктуационных навыков и умений "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-v-10-kl-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-soviershienstvovaniie-punktuatsionnykh-navykov-i-umienii"
    ["file_id"] => string(6) "156939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421508655"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) ""Русское чаепитие и сложноподчинённые предложения" "
    ["seo_title"] => string(60) "russkoie-chaiepitiie-i-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "112513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408712529"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Русское чаепитие и сложноподчинённые предложения " "
    ["seo_title"] => string(62) "russkoie-chaiepitiie-i-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "112514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408712950"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства