kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Виды сложноподчинённых предложений. Повторение изученного при подготовке к ЕГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 – 11 КЛАССАХ

ТЕМА: «ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ»

Цели:

1.Повторить строение СПП, виды СПП.

2.Закрепить умение расставлять знаки препинания в СПП, определять вид придаточного предложения, строить предложение по заданной схеме.

3.Формировать умение самоанализа.

4.Формировать чувство любви к родному языку.

В структурное содержание урока включены следующие педагогические технологии:

- преподавание русского языка как предмета, формирующего устную и письменную речь;

- проблемное обучение;

- обучение с использованием алгоритма действий;

- здоровьесберегающие технологии.

Оборудование урока:

учебники под редакцией В.Ф.Грекова и др., А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, справочники для подготовки к ЕГЭ, схемы, таблицы, которые учащиеся использовали при изучении темы в 9-м классе, рабочие тетради с домашним заданием.

План урока:

1.Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка освещенности класса, обеспечение доступа свежего воздуха).

2.Вступительное слово учителя (объявление темы и целей  урока).

3.Проверка домашнего задания (наличие в рабочей тетради фрагмента из 5-7 предложений, выписанного из изучаемого в 10 – 11  классах художественного прозаического произведения)

4.Переход к теме «Виды сложноподчиненных предложений. Повторение изученного при подготовке к ЕГЭ». В зависимости от уровня подготовленности класса учащимся предлагается выполнить следующие задания:

Вариант А (низкий уровень)

Записать под диктовку (или списать с доски, с экрана, с интерактивной доски)

5 предложений:

1.Дом, в котором мы поселились в деревне, нам понравился необычайно.

2.Дом, где мы выросли с сестрой, дорог нам по-прежнему.

3.Дом, куда мы направились вместе с другом, возвышался на холме.

4.Дом, что виднелся вдали, вызывал какие-то странные воспоминания.

5.Дом, каким бы он ни был в детстве, всегда остается частичкой наших самых трепетных воспоминаний.

Вариант В (оптимальный уровень)

Записать под диктовку (или списать с доски, с экрана, с интерактивной доски)

5 предложений:

1.Дом, в котором мы поселились в деревне, нам понравился необычайно.

2.Река, где плескалась рыба, привлекала внимание мальчишек.

3.Город, куда направлялся Сергей, находился в сорока километрах от Екатеринбурга.

4.Село, что было обозначено на карте, заинтересовало путников.

5.Малая родина, какой мы её себе представляем, частично является слепком нашей души.

Вариант С (расширенный уровень)

Продолжите начатые предложения (можно по группам, по вариантам, по желанию учащегося):

1.Дом, в котором…

2.Дом, где…

3.Дом, куда…

4.Дом, что…

5.Дом, каким…

или

1.   Дом, в котором…

2.   Река, где…

3.   Город, куда…

4.   Село, что…

5.   Малая родина, какой…

Устная работа по вопросам (актуализация знаний):

1.Чем сходны  записанные предложения?

2.В чем различие между предложениями?

3.Как доказать, что предложения сложные?

4.Как доказать, что во всех предложениях придаточное определительное?

5.Какие ошибки можно спрогнозировать, если обратить внимание только на союзы и союзные слова?

Предполагаемые ответы учащихся (кратко):

1.Одинаковое слово «дом»; предложения сложные, состоят из двух простых предложений; предложения сложноподчинённые с придаточными определительными; структура предложения: придаточное предложение разрывает главное на две части; придаточное предложение выделено двумя запятыми. 

2.Сообщается разная информация; используются разные союзы и союзные слова.

3.Подчеркнуть основы, убедиться, что запятые поставлены не между однородными подлежащими или сказуемыми, не выделяют вводное предложение.

4.Задать вопрос от определяемого слова.

5.Ошибочное определение вида придаточного предложения (где, куда – придаточное места, что – придаточное изъяснительное).

Одновременно самостоятельно или у доски (обычной или интерактивной) устная работа сопровождается работой письменной. Учитель предлагает доказать, что суждение учащегося верно, то есть подчеркнуть основы, задать вопросы, выделить союзы и союзные слова.

5.Обобщение и закрепление.

С целью систематизации материала учащимся предлагается восстановить алгоритм работы со сложноподчинёнными предложениями (совместно с учителем, опираясь на схемы, таблицы 9-го класса, на материал справочников, параграфов учебника, самостоятельно).

Вариант алгоритма действий.

1.Подчеркнуть основы, убедиться, что их две. Если основа одна, то предложение простое, если основ три и более, то это другой вид сложного предложения.

2.Найти союз или союзное слово, убедиться, что союз подчинительный. Если союза нет, то это БСП, если союз сочинительный, то ССП.

3.Найти указательное слово или слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, или задать вопрос от всего главного предложения к придаточному.

4.Определить вид придаточного предложения.

На этом этапе урока учащимся предлагается обратиться к домашнему заданию и среди выписанных ими предложений найти сложноподчинённые, доказать это, действуя по алгоритму. К доске могут быть вызваны 2-4 человека, можно организовать работу в группах по 3-4 человека, так как велика вероятность того, что не у всех учащихся в выбранном самостоятельно отрывке окажутся сложноподчинённые предложения. Таким ученикам придётся воспользоваться для закрепления материала чужими записями или, как вариант для сильных учащихся,  самим сконструировать предложения с разными типами придаточных предложений.

6.Дифференцированное домашнее задание.

А)    Упражнение из учебника;

В)    Задания А10, А25 в 10-15 вариантах ЕГЭ;

С) Подобрать фрагмент (10-12 предложений подряд) из  любого источника (художественного, публицистического, научного), в котором будут преобладать СПП, доказать. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Виды сложноподчинённых предложений. Повторение изученного при подготовке к ЕГЭ" »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 – 11 КЛАССАХ


ТЕМА: «ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ»



Цели:

  1. Повторить строение СПП, виды СПП.

  2. Закрепить умение расставлять знаки препинания в СПП, определять вид придаточного предложения, строить предложение по заданной схеме.

  3. Формировать умение самоанализа.

  4. Формировать чувство любви к родному языку.


В структурное содержание урока включены следующие педагогические технологии:

- преподавание русского языка как предмета, формирующего устную и письменную речь;

- проблемное обучение;

- обучение с использованием алгоритма действий;

- здоровьесберегающие технологии.


Оборудование урока:

учебники под редакцией В.Ф.Грекова и др., А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, справочники для подготовки к ЕГЭ, схемы, таблицы, которые учащиеся использовали при изучении темы в 9-м классе, рабочие тетради с домашним заданием.



План урока:


1.Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка освещенности класса, обеспечение доступа свежего воздуха).


2.Вступительное слово учителя (объявление темы и целей урока).


3.Проверка домашнего задания (наличие в рабочей тетради фрагмента из 5-7 предложений, выписанного из изучаемого в 10 – 11 классах художественного прозаического произведения)


4.Переход к теме «Виды сложноподчиненных предложений. Повторение изученного при подготовке к ЕГЭ». В зависимости от уровня подготовленности класса учащимся предлагается выполнить следующие задания:


Вариант А (низкий уровень)

Записать под диктовку (или списать с доски, с экрана, с интерактивной доски)

5 предложений:


  1. Дом, в котором мы поселились в деревне, нам понравился необычайно.

  2. Дом, где мы выросли с сестрой, дорог нам по-прежнему.

  3. Дом, куда мы направились вместе с другом, возвышался на холме.

  4. Дом, что виднелся вдали, вызывал какие-то странные воспоминания.

  5. Дом, каким бы он ни был в детстве, всегда остается частичкой наших самых трепетных воспоминаний.


Вариант В (оптимальный уровень)

Записать под диктовку (или списать с доски, с экрана, с интерактивной доски)

5 предложений:

  1. Дом, в котором мы поселились в деревне, нам понравился необычайно.

  2. Река, где плескалась рыба, привлекала внимание мальчишек.

  3. Город, куда направлялся Сергей, находился в сорока километрах от Екатеринбурга.

  4. Село, что было обозначено на карте, заинтересовало путников.

  5. Малая родина, какой мы её себе представляем, частично является слепком нашей души.


Вариант С (расширенный уровень)

Продолжите начатые предложения (можно по группам, по вариантам, по желанию учащегося):


  1. Дом, в котором…

  2. Дом, где…

  3. Дом, куда…

  4. Дом, что…

  5. Дом, каким…


или


1. Дом, в котором…

2. Река, где…

3. Город, куда…

4. Село, что…

5. Малая родина, какой…


Устная работа по вопросам (актуализация знаний):

  1. Чем сходны записанные предложения?

  2. В чем различие между предложениями?

  3. Как доказать, что предложения сложные?

  4. Как доказать, что во всех предложениях придаточное определительное?

  5. Какие ошибки можно спрогнозировать, если обратить внимание только на союзы и союзные слова?


Предполагаемые ответы учащихся (кратко):

  1. Одинаковое слово «дом»; предложения сложные, состоят из двух простых предложений; предложения сложноподчинённые с придаточными определительными; структура предложения: придаточное предложение разрывает главное на две части; придаточное предложение выделено двумя запятыми.

  2. Сообщается разная информация; используются разные союзы и союзные слова.

  3. Подчеркнуть основы, убедиться, что запятые поставлены не между однородными подлежащими или сказуемыми, не выделяют вводное предложение.

  4. Задать вопрос от определяемого слова.

  5. Ошибочное определение вида придаточного предложения (где, куда – придаточное места, что – придаточное изъяснительное).


Одновременно самостоятельно или у доски (обычной или интерактивной) устная работа сопровождается работой письменной. Учитель предлагает доказать, что суждение учащегося верно, то есть подчеркнуть основы, задать вопросы, выделить союзы и союзные слова.

5.Обобщение и закрепление.

С целью систематизации материала учащимся предлагается восстановить алгоритм работы со сложноподчинёнными предложениями (совместно с учителем, опираясь на схемы, таблицы 9-го класса, на материал справочников, параграфов учебника, самостоятельно).


Вариант алгоритма действий.

  1. Подчеркнуть основы, убедиться, что их две. Если основа одна, то предложение простое, если основ три и более, то это другой вид сложного предложения.

  2. Найти союз или союзное слово, убедиться, что союз подчинительный. Если союза нет, то это БСП, если союз сочинительный, то ССП.

  3. Найти указательное слово или слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, или задать вопрос от всего главного предложения к придаточному.

  4. Определить вид придаточного предложения.


На этом этапе урока учащимся предлагается обратиться к домашнему заданию и среди выписанных ими предложений найти сложноподчинённые, доказать это, действуя по алгоритму. К доске могут быть вызваны 2-4 человека, можно организовать работу в группах по 3-4 человека, так как велика вероятность того, что не у всех учащихся в выбранном самостоятельно отрывке окажутся сложноподчинённые предложения. Таким ученикам придётся воспользоваться для закрепления материала чужими записями или, как вариант для сильных учащихся, самим сконструировать предложения с разными типами придаточных предложений.

6.Дифференцированное домашнее задание.

А) Упражнение из учебника;

В) Задания А10, А25 в 10-15 вариантах ЕГЭ;

С) Подобрать фрагмент (10-12 предложений подряд) из любого источника (художественного, публицистического, научного), в котором будут преобладать СПП, доказать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Петрова Елена Владимировна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства