- Упражнение три. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать, заменяя выделенные слова антонимами, и поставить слова в скобках в нужную форму.) - Ребята давайте вспомним, что такое антонимы? – (Антонимы – это слова противоположные по смыслу.) Молодцы! Читаем первую строчку. Машина отъехала (подъезд). - Выделенное слово? - (Отъехала) -Назовите антоним слова отъехала? –(подъехала.) -Прочитайте предложение полностью, поставив слово в скобках в нужную форму, что у нас получится? – (Машина подъехала к подъезду.) -Слово подъехала с какой буквой напишем? (с твердым разделительным знаком). -А почему с твердым разделительным знаком?(Потому что Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных, перед буквами е, ё, ю, я.) - Записываем. Следующее…. Туристы преодолели трудный спуск в гору. -Какое слово выделенное ? (Спуск) -Назовите антоним к слову спуск? (Подъем) -Прочитайте предложение полностью, что у нас получится? …. (Туристы преодолели трудный подъем в гору). -Как напишем слово подъем? (С разделительным твердым знаком). Записываем это предложение. Читаем следующее… Автобус подъезжает от вокзала. -К слову подъезжает, какой аноним подберём? -(Отъезжает). -Прочитайте предложение полностью, что у нас получится? (Автобус отъезжает от вокзала.) -Как запишем слово отъезжает? (С разделительным твердым знаком). Записываем это предложение. Последнее читаем… Папа приедет сегодня днём. -Аноним к слову днём? (ночью). -Как составим предложение? (Папа приедет сегодня ночью). -Как напишем слово ночью? (Разделительным ь знаком). -А почему именно с ь знаком?(Потому что разделительный ь знак пишется в корне слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.) -Ребята, как вы считаете какое предложение лишнее? Почему? (Последнее . Папа приедет сегодня ночью. Потому что во всех словах ъ знак,а в этом разделительный мягкий знак.) - Молодцы ребята! - Вы справились. -Откройте свои рабочие тетради на стр.19 -Упражнение 1. Прочитайте задание, что нужно сделать? –(Вставить ъ и ь. Объясни )свой выбор графически. Какое первое слово? - (Объезд) Какая буква пропущена? ( Ъ ЗНАК. -Докажите. -Как вы выделим графически? (Выделим приставку и подчеркнем буквы е.) -Какое следующее слово? –(Льёт.) Какая буква пропущена? ( Ь знак.) Докажите. -Как вы выделим графически? -(Подчеркнем гласную ё.) -Третье слово какое? – (Подъём.) Какая буква пропущена? (Ъ знак) -Как вы выделим графически?(Выделим приставку под и подчеркнем ё.) -Остальные слова выполняем самостоятельно. Не забываем выделять графически. И смотрим схему(помощника),которая весит на доске. Проверяем 1 ряд -2 столбик столбик. 2 ряд-3 столбик. 3 ряд-4 столбик. 1-ряд. (Счастье-корень –счать, букву е подчеркиваем Подъезд-приставка-под, букву- е подчеркиваем Вьём-корень - вь, букву - ё подчёркиваем). 2 ряд (Съезд-приставка- с, букву- е подчёркиваем) Съел-приставка - с, букву- е подчеркиваем. Въезд-приставка – в, букву е подчеркиваем.) 3 ряд (Разъяснение –приставка-раз,букву –я подчеркиваем Подъём-приставка –под,букву ё подчеркиваем. Объявление- приставка –об,букву я подчеркиваем.) -Доказывают, почему они вставили ту или иную буквы. -Молодцы. Все справились с этим заданием. -Посмотрите на слайд на нем текст. В тексте у слов пропущены буквы, нам нужно, при необходимости приклеить магнитиком на место пропуска ъ и ь знак. Но сначала давайте прочитаем текст. -О чем говорится в тексте? – (О, том, что автор впервые этой зимой встал на лыже.) -Как катался автор на лыжах? – (Плохо.) -А почему плохо? Найдите и зачитайте в тексте, где об этом говорится?- (Мои ноги разъежались в разные стороны. Только я заставял правую подъехать к левой, как левая отъезжала в противоположную сторону.) -Давайте теперь наш текст озаглавим. – (Лыжная зима.) -Молодцы, ну а теперь выходим по одному, приклеивают при помощи магнита в словах, где нужен ъ и ь знак. И объясняют у доски свой выбор, почему именно эту букву они приклеили. -А почему в словах в..стал, за..ставлял, с..пуски. Мы не вставили ни ъ ни ь знак? –(Потому что в этих словах после согласной буквы идет согласная буква. |