kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: совершенствовать умение различать разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.

Планируемые результаты:

              А) предметные – создать условия для осознания и осмысления обучающимися правил написания разделительных Ъ и Ь    знаков.

Б) метапредметные – способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать речь, умение работать со словарём

В) личностные – воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников, бережное отношение к слову, интерес к получению новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков"»

Учитель:Полетаева М.В.

УМК: Школа XXI века

Учебник, автор: Русский язык 3 класс, автор Иванов С.В.

Класс: 3 а

Тема: "Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока: совершенствовать умение различать разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.

Планируемые результаты:

А) предметные – создать условия для осознания и осмысления обучающимися правил написания разделительных Ъ и Ь    знаков.

Б) метапредметные – способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать речь, умение работать со словарём

В) личностные – воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников, бережное отношение к слову, интерес к получению новых знаний.

Оборудование: учебник русский язык 3 класс, автор Иванов С.В., презентация к уроку, конспект.





Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя и учеников

УУД

1.Организационный момент

Стали все у парт красиво, поздоровались учтиво, девочки за парты сели, мальчики за парты сели, на меня все посмотрели.

Я желаю вам удачи и успехов на уроке!

- Здравствуйте, ребята сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Мария Викторовна.

Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? - (Да)

- А теперь откроем тетради, запишем число. Сегодня: 6 октября. Классная работа. - (Записывают в тетрадь: Число. Классная работа.)

Регулятивные:

-организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные:

-правильная посадка за партой.

Минутка чистописания











-Начнём урок с минутки чистописания.

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в начале слова:

Вода, водица, водичка.- (Звук «в»)

- Какой буквой обозначен звук [в]? - (Буквой «в»)

-Правильно ребята, сегодня мы с вами будем совершенствовать навык письма строчной буквы в.

- Откройте ваши тетради. Запишите в строчку слова, соблюдая соединения. Пропишите слова до конца строчки.

-Ребята, а что общего во всех словах. – (Одинаковый корень. Эти слова родственные.)

-Давайте выделим корень во всех словах. Какой это будет корень?

(Корень ВОД.)

-Посмотрите на следующую строчку, где даны элементы. Скажите, в каких буквах мы можем встретить данные элементы? – (В буквах: Р,У,С,Ш,Щ,И,Н.Ю.)

-Правильно молодцы, теперь продолжите запись элементов в строчку, соблюдая их порядок.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками.

Регулятивные:

-умение осуществлять действие по образцу. Познавательные:

-умение строить речевое высказывание.

Словарная работа.





































а)Предъявление нового слова учащимся







Работа над слуховым образом словарного слова.









Запись слова с окошком.



Работа над зрительным образом словарного слова.













Введение нового слова в активный словарь детей


-Ребята, отгадайте загадки.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост

И поднимается до звёзд. (ракета)



Ягоды без косточек,

Красные, бордовые,

Полезные, приятные,

Нежно ароматные!(малина)



Суши маленький кусочек, –

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.(остров)



Каждый, каждый с ним знаком, -

Вот берётся теста ком,

Запекают в нём творог,

Получается …(пирог)

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я - …(песок)



Красная девица

Сиди в темнице,

А коса на улице. (морковь).

-Отгадывают загадку, выходят по одному к доске записывают слово, ставят ударение и объясняют орфограмму.



-Ребята, а теперь посмотрите на слайд и скажите, кто на нем изображен? - (Огромный, большой человек)

- Как можно назвать человека огромного роста одним словом? (Гигант)

- Давайте проговорим это слово вместе, слово с ударением

(-Дети проговаривают вместе с учителем слово

Гигааант.)

- Какой слог ударный? (Второй слог)

-Ребята, как вы думаете, где в этом слове ошибкоопасное место?

(В первом слоге).

-Почему вы так решили? - (Так как гласная в этом слоге находится в слабой позиции, она безударная.)


-Ребята, посмотрите на экран. Спишите это слово к себе в тетрадь.

-Г гант.


-Ребята, а теперь давайте узнаем, какую букву мы должны писать в слове «гигант». Для этого откройте учебник на стр.61 и найдите это слово в голубой рамочке. Кто нашел это слово? Какую букву мы должны писать в этом слове? (Букву и)


-Ребята, давайте напишем это слово, проговаривая его по слогам вслух. (Ги (пишу букву и) – гант (пишу букву а).

-Пропишите строчку в тетради слова «гигант», выделяя ошибкоопасное место. (Дети прописывают строчку и выделяют орфограмму.)

-А теперь давайте попробуем составить предложения со словом «гигант». (Дети составляют предложения, например: Сегодня на уроке я познакомился с новым словом - гигант)

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками.

Познавательные:

-умение строить речевое высказывание.

-поиск и извлечение нужной информации.

-умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации.

Регулятивные

-выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.













Коммуникативные:

-навыки сотрудничества учителя с учениками.

Познавательные:

-умение строить речевое высказывание.



Познавательные:

поиск и извлечение нужной информации.



Познавательные:

-умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации.






Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.

Познавательные:

-умение строить речевое высказывание


Актуализация темы

- На слайде слова, прочитайте их и определите, что у них общего.

письмо коньки пальто картофель календарь

- Чем похожи эти слова? – ( Во всех словах присутствует мягкий знак.)

- Какую роль выполняет мягкий знак? – (Показывает, что согласный перед ним – мягкий.)

- Сегодня мы с вами продолжаем повторять изученное ранее. А вот, что мы сейчас с вами и узнаем.

-Закончите рифмованное упражнение дружным ответом.

Было сели – стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? – (Мягкий знак)

- А назовите его брата. – (Твердый знак)


- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? 


- (О правописании разделительных твердого и мягкого знаков.)


- Какую цель мы поставим сегодня на уроке? -( Учиться писать слова с разделительным Ъ И Ь мягким знаком)


Регулятивные осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.



Наблюдение над языковым материалом.





-Работа с правилом




















-Ребята посмотрите на слайд. Прочитайте слова первой группы слов:

1)Ноч..ю,руч..и,брат..я,заяч..я,в..юга, п..ют.

-Теперь прочитайте слова второй группы слов:

2)С..есть,под..езд,об..яснение, с..ёмка, под..ёмный.

(Читают слова первой и второй группы. Обсуждают в парах с чьим мнением из ребят они согласны.)

-Молодцы, прочитали. Перед вами изображение двух мальчиков Миши и Алёши. Миша считает, что в слова 1-ой группы нужно вставить ь, а слова 2-ой группы –ъ. А, Алёша считает, что во всех словах нужно вставить ь знак. Вы сейчас подумайте в парах и скажите, с кем вы согласны? и почему?

- Ребята, так кто из мальчиков оказался прав? Миша или Алеша?

(-Миша оказался прав.)

-А почему вы так решили? и все с этим мнением согласны? может кто-то думает по-другому? –(Потому что все слова 1-ой группы нужно писать с ь знаком, а второй -ъ)


-Так хорошо, давайте вспомним правила правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знаков.

-(Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных, перед буквами е, ё, ю, я.

-Ь разделительный знак пишется в корне слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.)

Правило сопровождается схемами.


- Молодцы ребята!!! Следующее упражнение два. Прочитайте задание!

- Что нужно сделать? – (Найти лишнее слово в строке, записать остальные, вставляя пропущенные буквы и объясняя правила.)

- Читаем первую строку.

Лист..я, обез..яна, об..езд, мурав..и.

 -Лист..я, какая буква пропущена? – (Пропущен разделительный мягкий знак.)

- Почему именно Ь? (в коне перед е,ё,ю,я)

- Правило правописания разделительного мягкого знака?

-(Ь разделительный знак пишется в корне слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.)

- Верно! Следующее слово обез..яна, какая буква пропущена?

-Мягкий знак.

- Почему именно Ь? (в коне перед е,ё,ю,я)

- Следующее слово, об..езд, какая буква пропущена? –(Твердый разделительный знак).

Почему Ъ знак ? (после приставки перед е,ё,ю,я)

- Правило правописания разделительного твердого знака?

Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных, перед буквами е, ё, ю, я.

- Следующее слово мурав..и, какая буква пропущена? –(Пропущен разделительный мягкий знак.)

- Правило правописания разделительного мягкого знака?

(разделительный ь знак пишется в корне слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.)

- Молодцы ребята!!! Какое слово лишнее? – (Объезд)

- Почему вы так считаете? – (Потому что во всех словах пропущен разделительный мягкий знак, а в этом слове разделительный твердый знак пропущен.)

- Молодцы ребята!!! Остальное выполняем письменно можете совещаться с товарищем по парте, первый ряд делает вторую строку, второй ряд делает третью строку, третий ряд делает четверную строку. Потом проверяем. Проверка по эталону. Смотрите на схему на доске (в которой указано, когда пишется ъ и ь знак).

Коммуникативные :

-навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре.

Регулятивные

-выделение и осознание учащимися того, что уже освоено.

-умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку.


Физ.минутка

-На слайде. (Смотря на проектор, повторяют движения.)


Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.


Упражнения на закрепления.

















































































Работа в печатных тетрадях










- Упражнение три. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать, заменяя выделенные слова антонимами, и поставить слова в скобках в нужную форму.)

- Ребята давайте вспомним, что такое антонимы? – (Антонимы – это слова противоположные по смыслу.)

Молодцы! Читаем первую строчку.

Машина отъехала (подъезд).

- Выделенное слово? - (Отъехала)

-Назовите антоним слова отъехала? –(подъехала.)

-Прочитайте предложение полностью, поставив слово в скобках в нужную форму, что у нас получится? – (Машина подъехала к подъезду.)

-Слово подъехала с какой буквой напишем? (с твердым разделительным знаком).

-А почему с твердым разделительным знаком?(Потому что Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных, перед буквами е, ё, ю, я.)

- Записываем.

Следующее…. Туристы преодолели трудный спуск в гору.

-Какое слово выделенное ? (Спуск)

-Назовите антоним к слову спуск? (Подъем)

-Прочитайте предложение полностью, что у нас получится? …. (Туристы преодолели трудный подъем в гору).

-Как напишем слово подъем? (С разделительным твердым знаком). Записываем это предложение.

Читаем следующее… Автобус подъезжает от вокзала.

-К слову подъезжает, какой аноним подберём? -(Отъезжает).

-Прочитайте предложение полностью, что у нас получится?

(Автобус отъезжает от вокзала.)

-Как запишем слово отъезжает? (С разделительным твердым знаком). Записываем это предложение.

Последнее читаем… Папа приедет сегодня днём.

-Аноним к слову днём? (ночью).

-Как составим предложение? (Папа приедет сегодня ночью).

-Как напишем слово ночью? (Разделительным ь знаком).

-А почему именно с ь знаком?(Потому что разделительный ь знак пишется в корне слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.)

-Ребята, как вы считаете какое предложение лишнее? Почему?

(Последнее . Папа приедет сегодня ночью. Потому что во всех словах ъ знак,а в этом разделительный мягкий знак.)

- Молодцы ребята! - Вы справились.

-Откройте свои рабочие тетради на стр.19

-Упражнение 1.

Прочитайте задание, что нужно сделать? –(Вставить ъ и ь. Объясни )свой выбор графически.

Какое первое слово? - (Объезд)

Какая буква пропущена? ( Ъ ЗНАК.

-Докажите.

-Как вы выделим графически? (Выделим приставку и подчеркнем буквы е.)

-Какое следующее слово? –(Льёт.)

Какая буква пропущена? ( Ь знак.)

Докажите.

-Как вы выделим графически? -(Подчеркнем гласную ё.)


-Третье слово какое? – (Подъём.)

Какая буква пропущена? (Ъ знак)

-Как вы выделим графически?(Выделим приставку под и подчеркнем ё.)


-Остальные слова выполняем самостоятельно. Не забываем выделять графически. И смотрим схему(помощника),которая весит на доске.

Проверяем 1 ряд -2 столбик столбик.

2 ряд-3 столбик.

3 ряд-4 столбик.

1-ряд.

(Счастье-корень –счать, букву е подчеркиваем

Подъезд-приставка-под, букву- е подчеркиваем

Вьём-корень - вь, букву - ё подчёркиваем).

2 ряд

(Съезд-приставка- с, букву- е подчёркиваем)

Съел-приставка - с, букву- е подчеркиваем.

Въезд-приставка – в, букву е подчеркиваем.)

3 ряд

(Разъяснение –приставка-раз,букву –я подчеркиваем

Подъём-приставка –под,букву ё подчеркиваем.

Объявление- приставка –об,букву я подчеркиваем.)

-Доказывают, почему они вставили ту или иную буквы.

-Молодцы. Все справились с этим заданием.

-Посмотрите на слайд на нем текст. В тексте у слов пропущены буквы, нам нужно, при необходимости приклеить магнитиком на место пропуска ъ и ь знак. Но сначала давайте прочитаем текст.


-О чем говорится в тексте? – (О, том, что автор впервые этой зимой встал на лыже.)


-Как катался автор на лыжах? – (Плохо.)


-А почему плохо? Найдите и зачитайте в тексте, где об этом говорится?- (Мои ноги разъежались в разные стороны. Только я заставял правую подъехать к левой, как левая отъезжала в противоположную сторону.)


-Давайте теперь наш текст озаглавим. – (Лыжная зима.)


-Молодцы, ну а теперь выходим по одному, приклеивают при помощи магнита в словах, где нужен ъ и ь знак. И объясняют у доски свой выбор, почему именно эту букву они приклеили.


-А почему в словах в..стал, за..ставлял, с..пуски. Мы не вставили ни ъ ни ь знак? –(Потому что в этих словах после согласной буквы идет согласная буква.


Коммуникативные :

-навыки сотрудничества учителя с учениками.

Познавательные:

-умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации.

Итог урока.

Рефлексия.

- Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? ("Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков")

- В каких случаях пишется мягкий знак?- ( Ь разделительный знак пишется в корне слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, я.)

- В каких случаях пишется твердый знак? -(Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных, перед буквами е, ё, ю,я).

- Молодцы ребята, сегодня хорошо работали……

Продолжите фразы:

1. Мы повторили…

2. Мы вспомнили …

(-Продолжают фразы.)

Регулятивные:

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательны:

-делать выводы, обобщать.






















2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков"

Автор: Полетаева Мария Викторовна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком "
    ["seo_title"] => string(53) "pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-tviordym-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "149589"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420233457"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-tviordym-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "101259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402412028"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "Разделительные твердый и мягкий знаки". "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-razdielitiel-nyie-tvierdyi-i-miaghkii-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "142276"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418244124"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Разделительный твёрдый знак". "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-razdielitiel-nyi-tviordyi-znak-1"
    ["file_id"] => string(6) "101287"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402412637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства