kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Система работы по развитию орфографической зоркости

как средство предупреждения ошибок

Вопрос о предупреждении и исправлении орфографических ошибок возник с зарождением методики обучения русскому языку.Однако разработка системы работы над орфографическими ошибками остается нерешенной проблемой.

Психолог  С. Ф. Жуйков отмечает: «По своей психологической природе все ошибки разделяются на две группы:

1) ошибки, возникающие вследствие актуализации неверных до грамматических (до изучения правил) ассоциаций;

2) ошибки, возникающие вследствие неверных ассоциаций, формирующихся при изучении правил правописания».

Всем нам, учителям, знакома ситуация, когда ученик, хорошо знающий орфографическое правило, пишет с ошибками. И причин этому может быть множество, Одна из них - несформированность того необходимого качества, которое позволяет обнаружить в слове «опасные» места ещё до его записи. В цепочке орфографического действия теряется тот самый первый шаг, сформированность которого позволяет увидеть, услышать наличие орфограммы в слове, т.е. поставить орфографическую задачу. С этим шагом и связано качество, которое имеет название орфографическая зоркость.

В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи ( выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о чередовании  гласных в корне, ученики достаточно хорошо справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу. А чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексе, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Я бы добавила сюда ещё и речедвигательный, т.е. артикуляционный. Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку.

  1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Их в русском языке очень много. Учёные – психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Я использую следующие приёмы:

а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву;

б) можно построить так называемые опорные схемы Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:

Весной лес оживает. е оие

Весело щебечут птицы. ео еу ы

Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;

в)  приём комментированного письма. Сначала комментирует запись предложения учитель,  затем дается аналогичное предложение.  И дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами. И дети делают это уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительности. Пусть думают!  Он учится видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как напишет её.

г) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов, наша цель не карать, а учить, и тут хороши все средства.

д) много споров вызывает и приём показа неправильного письма. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.

Этот  вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. Ушинский К. Д. утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением».

Необходимо соблюдать следующие психолого – педагогические условия:

1. предлагать какографические упражнения в системе;

2. начинать работу с коллективного исправления ошибок, а в ходе работы выяснять, чего не знал или не умел ученик (персонаж), допустивший неправильное написание. Помнить, что:

а) задания для самостоятельной работы учащихся можно использовать тогда, когда учащиеся усвоят общий алгоритм проверки;

б) исправления учащихся должны сопровождаться письменными объяснениями (стучять – ча);

3. первоначально следует предлагать для корректировки слова и предложения, а не целые тексты;

4. не давать ошибочные написания на неизученные правила;

5. осуществлять обязательный контроль за правильностью выполнения учащимися заданий: все ошибки должны быть обнаружены и исправлены;

6. не предлагать на этапе закрепления много упражнений на исправления. Не насыщать предложение, текст ошибками: 2-3 вполне достаточно;

7. исправленные слово или предложение школьники должны записать в тетрадь правильно.

 ж) можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударным падежным  окончанием существительных, проверяемого словом - помощником.

Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, то есть должны обосновать орфограмму.

2) Слуховой фактор.

Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа.

  Например, на доске написано предложение: Вот прозвучали шаги под окнами. Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес.

Можно использовать «диктант с подчёркиванием». Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-нибудь орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

3) Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, запоминает, а затем пишет его же автоматически.

4) Проговаривание.

а) В современной школе распространяется методика Петра Семеновича Тоцкого.  В основе его методики - орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии, т.к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением.

Зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, К.Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого – либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.

Несколько лет назад я познакомилась с технологией В.Н.Зайцева, изучила её и стала применять на уроках русского языка  работу с игровыми словариками. Игровые словарики позволяют сократить время на каждое упражнение в 5 – 10 раз. Приведу в качестве примера  страницу такого словарика по одной из орфограмм.

Корни с чередованием  гласных

о к.снуться

е раст.реть

а изл.гать

а к.саться

В каждом слове пропущена и вынесена на поля контрольная буква. Возможны разные способы игры со словарём: индивидуально и в парах, в режиме соревнования групп и «соревнования с самим собой». При игре поле вынесенных букв закрыто, а слова с пропущенными буквами открыты. Ученик называет пропущенную букву, а затем проверяет правильность ответа, открывая букву на поле. Проверка 30 слов занимает всего 1-2 минуты времени, что позволяет сделать тренировку ежедневной. Если в течение недели повторять выбранную страничку 5-6 раз. То количество ошибок уменьшается в 2-3 раза.

После упражнений с игровыми словариками каждый ученик выписывает в свою рабочую тетрадь те слова, в которых устойчиво сохраняются ошибки. Затем, при работе дома, он составляет небольшой рассказ, в котором содержатся выписанные слова или используются новые слова с трудной орфограммой.

Исправление учащимися своих ошибок также является одним из приёмов по развитию орфографической зоркости.

Приёмы исправления орфографических ошибок используют разные. Ошибки на изученные правила я не исправляю, а лишь подчеркиваю. У более сильных детей на полях ставлю палочку. Цель этой работы: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её.

Чтобы все дети работали над ошибками, чтобы эта работа давала положительный результат, применяю индивидуальные задания из  одного-двух пунктов.

1) разбери слова по составу: прогулка, посадка

2) повтори правила о правописании приставок

3)придумай и запиши слова с приставками: о, с, за, со

4) проверь написание: ост_новка, ок_залось

5) объясни: безжалос_ный; напиши ещё четыре слова на это правило

Задания стараюсь разнообразить. Сильным ученикам чаще предлагаю объяснить свои ошибки, слабым указываю, какое правило надо прочитать:

1) повтори правило правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака;

2) выпиши из орфографического словаря 3 слова с разделительным ъ и 3 слова с разделительным ь;

3) в словах с разделительным ъ подчеркни приставки и буквы, с которых начинается корень.

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.

Все задания по работе над ошибками я строго контролирую и тщательно проверяю.

Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают у учащихся орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

Формирование орфографически и пунктуационно грамотного письма, пожалуй, одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе.

Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приведёт к снижению орфографических ошибок.

Анализ результатов проверочных работ, проведённых через определённые временные интервалы, позволяет увидеть небольшой, но стабильный рост грамотности учащихся.

 Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля. Конечно, некоторые ребята, по-прежнему, допускают ошибки при письме, много приходится работать по предупреждению ошибок, чтобы дети не усвоили неправильных написаний, не довели их до автоматизма. Поэтому работа по данной системе формирования орфографической зоркости учащихся будет мною продолжена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чезыбаева Елена Васильевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 243836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Повышение навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(36) "povyshieniienavykovghramotnoghopisma"
    ["file_id"] => string(6) "314613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства