Конспект урока на тему "Разделительные твердый и мягкий знаки".
Конспект урока на тему "Разделительные твердый и мягкий знаки".
Тема: Разделительные твердый и мягкий знаки.
Цель урока: осмысление условий выбора написания в словах разделительного
твёрдого и разделительного мягкого знаков.
Задачи личностного развития учащихся:
1) создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками, умение применять по схеме правила правописания твердого и мягкого знаков в словах;
2) содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;
3) развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в парах, способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;
4) способствовать воспитанию самостоятельности, личностного развития, творческой активности. Ход урока
Организационный момент.
– Встаньте, дети, подтянитесь, и друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом.
– Подумайте, какие качества нужны для успешной работы на уроке ?
Очень аккуратно, старательно запишите эту пословицу к себе в тетрадь
С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
Актуализация знаний.
– Ребята, проверим домашнее задание.
– Я показываю карточку со словом, вы – карточку с буквой, которую надо записать на месте пропуска. (Учащиеся по цепочке обосновывают выбор орфограммы.)
– Подъезд – Ъ написали после приставки под- перед буквой Е.
– Чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные? (Не обозначают звука в отличие от других.)
– Для чего они служат в русском языке? (ь – для смягчения согласных, для разделения гласного и мягкого согласного; ъ – для разделения гласного и твёрдого согласного.)
– Проверьте себя по эталону.
– Сравните. У кого так, как у меня? Поднимите руку те, кто оценил себя правильно. У кого есть ошибки?
– Оцените свою работу соответствующим смайликом.
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, сравните схемы на экране и расшифруйте их.
–Разделительный твердый знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласную букву, перед корнем, который начинается с гласных букв: е, ё, ю, я.
–Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я и перед гласной буквой и.
– Какие задачи мы сегодня поставим? Вспомнить, когда в слове пишется разделительный мягкий знак, а когда разделительный твердый знак, повторить правила
– Итак, тема урока «Разделительный твердый и мягкий знаки». Запишите тему урока.
Работа по теме урока.
– Ребята, сегодня на урок к нам пришел наш помощник снеговик. Ему одному скучно. Он просит, чтобы мы на уроке слепили ему друга – снеговика из слов. Первый ком снеговик уже слепил. А второй и третий ком мы слепим сами.
– Давайте прочитаем слова снеговика.
– На какие группы можно разделить эти слова?
– Слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь.
– И вот, второй ком снеговику, мы будем лепить из слов с разделительным твердым знаком, а в третий с разделительным мягким знаком.
– Запишите в тетрадь слова по вариантам.
I в – слова с разделительным Ъ, II в – слова с разделительным Ь.
– Используя наши смайлики оцените работу своего соседа.
- Поднимите руку те, кто может похвалить своего соседа. За что ты можешь похвалить своего соседа?
( Я могу похвалить … (Алену) за то, что она с этим заданием справилась сама без помощи, работа у неё без исправлений и аккуратная ).
– Проверим работу I варианта. Какие слова вы записали? Почему?
– Назовите слово с разделительным мягким знаком. Выполните фонетический разбор этого слова.
Релаксация. Составление предложений.
– Ребята, а сейчас поработаем парами. Я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что на улице идет легкий и пушистый снежок, все становится вокруг чисто, бело, красиво. И к нам прилетели волшебные снежинки со словами. Они водили хоровод вокруг снеговика и у некоторых растаяли буквы. Поможем восстановить буквы, объясняя их написание. Составьте предложение из этих слов.
(Предложение записываем с комментированием. Один ученик работает у доски.)
Ночью от мороза листья на деревьях съёжились и потемнели.
– Составьте схему этого предложения.
– Ребята, все ли согласны с Дашей? (Оценивают смайликами.)
Итог урока. Рефлексия. Комментирование оценок.
– Итак, ребята, вы сегодня молодцы. Здорово потрудились. Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+» в графе «у меня получилось». C помощью смайлика поставьте себе оценку за урок.
– Прием «Вопрос-ответ».
Как определить, когда надо писать Ъ, а когда Ь ?
Что оказалось самым интересным на уроке?
Чья работа на уроке понравилась больше всего?
За что ты можешь похвалить соседа?
Расскажи, чего тебе удалось достичь за урок. Что не получилось?
– А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.
Домашнее задание.Творческое задание. Составить синквейн на любую ему, используя слова с Ъ или с Ь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Очень аккуратно, старательно запишите эту пословицу к себе в тетрадь
С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
Актуализация знаний.
Устный опрос.
У. – Ребята, проверим домашнее задание.
У. – Я показываю карточку со словом, вы – карточку с буквой, которую надо записать на месте пропуска. (Учащиеся по цепочке обосновывают выбор орфограммы.)
Д. – Подъезд – Ъ написали после приставки под- перед буквой Е.
У. – Чем интересны эти буквы и непохожи на все остальные? (Не обозначают звука в отличие от других.)
У. – Для чего они служат в русском языке? (ь – для смягчения согласных, для разделения гласного и мягкого согласного; ъ – для разделения гласного и твёрдого согласного.)
У. – Проверьте себя по эталону. Слайд 2
У. – Сравните. У кого так, как у меня? Поднимите руку те, кто оценил себя правильно. У кого есть ошибки?
У. – Оцените свою работу соответствующим смайликом. Слайд 3
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, сравните схемы на экране и расшифруйте их. Слайд 4
Д. –Разделительный твердый знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласную букву, перед корнем, который начинается с гласных букв: е, ё, ю, я.
Д. –Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я и перед гласной буквой и.
У. – Какие задачи мы сегодня поставим? Вспомнить, когда в слове пишется разделительный мягкий знак, а когда разделительный твердый знак, повторить правила
У. – Итак, тема урока «Разделительный твердый и мягкий знаки». Запишите тему урока.
Слайд 5
Работа по теме урока.
У. – Ребята, сегодня на урок к нам пришел наш помощник снеговик. Ему одному скучно. Он просит, чтобы мы на уроке слепили ему друга – снеговика из слов. Первый ком снеговик уже слепил. А второй и третий ком мы слепим сами. Слайд 6
У. – Давайте прочитаем слова снеговика.
У. – На какие группы можно разделить эти слова?
Д. – Слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь.
Д. – И вот, второй ком снеговику, мы будем лепить из слов с разделительным твердым знаком, а в третий с разделительным мягким знаком.
У. – Запишите в тетрадь слова по вариантам.
I в – слова с разделительным Ъ, II в – слова с разделительным Ь.
У. – Используя наши смайлики оцените работу своего соседа.
- Поднимите руку те, кто может похвалить своего соседа. За что ты можешь похвалить своего соседа?
( Я могу похвалить … (Алену) за то, что она с этим заданием справилась сама без помощи, работа у неё без исправлений и аккуратная ).
У. – Проверим работу I варианта. Какие слова вы записали? Почему? Слайд 7
Д. –.Под..езд с..ёмка об..явление, об..яснение, об..ем.
У. – Как справился с заданием II вариант? Почему записали эти слова? Слайд 8
Д. – В..юга, лист..я, , сем..я, суч..я, коп..е
ФИЗМИНУТКА.
У. – Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку! (Музыкальная физминутка.)
Словарная работа
У. – Вы любите играть в снежки?
Д. – Да.
У. – Снеговик предлагает поиграть с ним в снежки. Он принес слова с ошибками и предлагает бросить снежок в слово с ошибкой.
У меня снежки (магниты).
Итак, начинаем игру: снежком нужно “залепить” неправильную букву в слове.
У. – Назовите слово с разделительным мягким знаком. Выполните фонетический разбор этого слова.
Релаксация. Составление предложений. Слайд 9
У. – Ребята, а сейчас поработаем парами. Я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что на улице идет легкий и пушистый снежок, все становится вокруг чисто, бело, красиво. Ик нам прилетели волшебные снежинки со словами. Они водили хоровод вокруг снеговика и у некоторых растаяли буквы. Поможем восстановить буквы, объясняя их написание. Составьте предложение из этих слов.
(Предложение записываем с комментированием. Один ученик работает у доски.)
Ночью от мороза листья на деревьях съёжились и потемнели.
У. – Составьте схему этого предложения.
У. – Ребята, все ли согласны с Дашей? (Оценивают смайликами.)
У. – Итак, ребята, вы сегодня молодцы. Здорово потрудились. Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+» в графе «у меня получилось». C помощью смайлика поставьте себе оценку за урок.
У. – Прием «Вопрос-ответ».
Как определить, когда надо писать Ъ, а когда Ь ?
Что оказалось самым интересным на уроке?
Чья работа на уроке понравилась больше всего?
За что ты можешь похвалить соседа?
Расскажи, чего тебе удалось достичь за урок. Что не получилось?
У. – А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.
Домашнее задание.Творческое задание. Составить синквейн на любую ему, используя слова с Ъ или с Ь.