образовательная: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг, упражнение в определении склонения и падежей имен существительных;
развивающая: развитие ключевых компетенций у учащихся;
воспитывающая: воспитание аккуратности, любви к родственникам.
Ход урока.
1. Организация.
Может быть, из вас кто слышал:
Как листок из почки вышел,
Снег растаял на опушке.
И проснулись все зверюшки
Звонко капает капель
Посмотрите поскорей!
Это к нам весна пришла
И разминку принесла.
На вопросы отвечайте
И ответ ей быстро дайте.
2. Актуализация знаний.
Интеллектуальная разминка.
- Отвечаем очень быстро!
К I склонению относятся имена существительные …
2. Ко 2 склонению относятся имена существительные…
3. К 3 склонению относятся имена существительные …
Что значит поставить существительное в начальную форму?
Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных I склонения.
Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 2 склонения.
Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения.
Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?
- Отгадайте загадку.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц ...
(ответ: март)
- Какой праздник отмечается в марте?
Постановка проблемы.
- Настя сделала к 8 Марта открытку и стала её подписывать (слайд), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать, а в чем-то сомневалась.
Дорогой бабушк… Вал…
От внучк… Наст… .
- Какие орфограммы Настя написала правильно?
- Какие орфограммы она пропустила?
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Какова цель нашего урока?
(тема и цель на слайде)
- Сегодня у нас необычный урок, мы будем выполнять задания в рабочих картах. Давайте их подпишем (Фамилия, имя в родительном падеже)
- Свою работу на каждом этапе урока, вы будете оценивать сами. Для этого у вас на столах лежат фишки трёх цветов: зелёная – справился, жёлтая – справился, но не со всем, красная – не справился. В кружочках будете ставить баллы. Если задание выполнено верно - 3 балла, с ошибками - 2 балла, не выполнено – 1 балл.
5. Работа по теме урока.
- Посмотрите какой рисунок нарисовала Настя. (Слайд)
Задание 1: найдите на рисунке как можно больше слов, обозначающих имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Запишите их в три столбика в рабочей карте в задании № 2.
- Проверим. (Слайд ):
1склонение 2 склонение 3 склонение
мимоза солнце глазурь
картина окно скатерть
корзина торт ветвь
вишня повар сирень
ветка мальчик скамья
весна колпак капель
стена фартук мышь
Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?
- Оцените свою работу.
. Игра «Выбери окончание».
- Давайте попробуем определить окончание имен существительных. Вы по очереди будете выходить к доске, выбирать нужное окончание и обосновывать свой ответ.
из кружки по котлете на травке
без ручки к девочке о лекарстве
около беседки к печке о сигнале
от нитки по области в тетради
Микроитог: Какой вывод вы можете сделать?
(в родительном падеже у имен существительных пишется окончание -и, в дательном падеже 1,2 склонения - е, в 3 –и , в предложном падеже 1,2 склонения – е, 3 – и.
Работа в парах по карточкам.
- Возьмите карточки белого цвета, прочитайте задание. На выполнение отводится 2 минуты.После выполнения обменяйтесь карточками. Оцените друг друга.
1 вариант
Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.
Около стенк…
На стол…
Из-за пазух…
В серединк…
К дедушк…
По област…
2 вариант
Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.
О бесед…
К мам…
От дедушк…
Из ткан…
В воздух…
Из-за стол…
Физминутка.
Посмотрите поскорей,
Прилетели сто грачей.
Побежал в саду ручей
И сугробы тают, тают.
А цветочки подрастают.
Дифференцированная работа.
Упражнение в написании падежных окончаний
У вас на партах лежат карточки с заданиями разной сложности.
- Вам необходимо списать слова, вставить пропущенные окончания, в скобках записать склонение и падеж.
- Кто не уверен в своих знаниях, выберет задание на розовой карточке.
1-й уровень – самый легкий, т.к. по начальной форме определяем склонение и вставляем окончание.
По (дорога) дорог… (_______), в (торт) торт… (________), около (печь) печ… (________), к (сестра) сестр… (________), в (туман) туман… (_______), об (осень) осен… (________) .
- Кто уверен в своих знаниях, тот выбирает желтую карточку.
2-й уровень – сложнее, т.к. в начальную форму существительное нужно поставить самим.
В тетрад… (________), по рек… (________), у цел… (________), на велосипед… (________), по погод… (________), в театр… .
- Те, кто выбирает задание на зеленой карточке, должны знать, что в русском языке существуют несклоняемые имена существительные.
3-й уровень – более сложный, в нем встречаются несклоняемые существительные.
К дедушк… (_______), по тропинк… (________), после ноч… (________), на пианин… (________), к лошад… (________), в пальт… (________).
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Вставь пропущенные окончания.
При солнышк… тепло, при матушк… добро.
Сердце матер… лучше солнца греет.
Птица рада весн…, а младенец – матер… .
Все прекрасное в человек… – от лучей солнца и от молока матер….
6.Рефлексия
Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1.
У имён существительных 3-го склонения во всех падежах пишется окончание – -и.
2.
У имён существительных 3-го склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.
3.
У имён существительных 2-го склонения никогда не пишется окончание -и.
4.
У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется окончание -и .
5.
У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется окончание -е
6.
Словом-подсказкой для имён существительных 1-го склонения с безударными окончаниями может быть слово весна.
7.
Вставьте нужные окончания:
Дорогой бабушк… Вал …
от внучк… Наст…
- Проверьте правильность своих ответов (слайд ). Оцените себя.