конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных"
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных"
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма - урок – исследование.
Межпредметная связь с окружающим миром и литературным чтением.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умение решать практические задачи средствами русского языка, вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, основания для упорядочивания);
сформировать способность к написанию безударных гласных в падежных окончаниях существительных;
актуализировать способность учащихся к выведению общего правила правописания падежных окончаний через определение места слабой позиции гласного звука, определение склонения существительного и использование слов-помощников с таким же склонением;
продолжить формирование орфографических навыков и знакомство с целостной элементарной картиной мира;
2. Развивающие:
развивать интеллектуальные, коммуникативные и общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, осуществлять самоконтроль;
развивать речь, воображение, внимание;
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, стимулировать уверенность в своих силах, совершенствовать культуру общения, поддерживать стремление сохранять и укреплять собственное здоровье;
формировать духовно – нравственное отношение младших школьников к окружающему миру.
Универсальные учебные действия:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Дети учились:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя разные виды ресурсов, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и класса в целом.
· Регулятивные УУД:
В процессе работы учащиеся учились самостоятельно:
ü Определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать её выполнение, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Высказывать своё предположение (версию).
Работать по предложенному учителем плану (карточка – инструкция)
Отличать верно выполненное задание от неверного.
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
· Коммуникативные УУД:
В процессе работы учащиеся учились самостоятельно:
оформлять свою мысль в устной форме; Учились слушать и понимать речь других.
договариваться о правилах общения на уроке и следовать им.
Работать в группе.
Личностными результатами изучения темы явилось формирование следующих умений:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
8. Структура урока:
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (Словарная работа)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Приём “Отсроченная отгадка”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений.
Приём «Согласен – Не согласен» («Верю – не верю)
Универсальный приём технологии проблемного обучения, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
На данном этапе использовалась технология организации работы в группе, а также приём «З-Х-У»
Стратегия З-Х-У отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:
умение определять уровень собственных знаний;
умение анализировать информацию;
умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», ученики определяют уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.
Полученные на уроке новые знания вносятся в третью графу таблицы «Узнал», они могут стать базой для усвоения новых знаний.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (алгоритма).
Приём «Письмо с дырками»,
(также относящийся к технологии развития критического мышления)
Детям было предложено восстановить древний пергамент, в котором некоторая информация оказалась утраченной.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
ПРИЁМ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ» - универсальный приём технологии развития критического мышления. Его использование на уроке позволило проверить усвоение изученной на уроке информации (в частности алгоритма проверки безударного падежного окончания существительного в том же склонении, пункты которого я намеренно поменяла местами и попросила детей проверить правильность изложения информации). Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.
VIII. Домашнее задание носило дифференцированный характер (как к данному уроку, так и после него)
IX. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
ПРИЁМ «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ» - универсальный приём технологии развивающего обучения. В каждом из секторов рефлексивной мишени записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводится её краткий анализ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных" »
Класс: 4
Тема урока: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Урок составлен в соответствии с психолого – педагогическим принципом адаптивности, педагогической комфортности и развития, с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Форма - урок – исследование.
Межпредметная связь с окружающим миром и литературным чтением.
Это 1-ый урок в разделе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умение решать практические задачи средствами русского языка, вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, основания для упорядочивания);
сформировать способность к написанию безударных гласных в падежных окончаниях существительных;
актуализировать способность учащихся к выведению общего правила правописания падежных окончаний через определение места слабой позиции гласного звука, определение склонения существительного и использование слов-помощников с таким же склонением;
продолжить формирование орфографических навыков и знакомство с целостной элементарной картиной мира;
2. Развивающие:
развивать интеллектуальные, коммуникативные и общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, осуществлять самоконтроль;
развивать речь, воображение, внимание;
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, стимулировать уверенность в своих силах, совершенствовать культуру общения, поддерживать стремление сохранять и укреплять собственное здоровье;
формировать духовно – нравственное отношение младших школьников к окружающему миру.
Универсальныеучебные действия:
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Дети учились:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя разные виды ресурсов, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и класса в целом.
Регулятивные УУД:
В процессе работы учащиеся учились самостоятельно:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать её выполнение, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Высказывать своё предположение (версию).
Работать по предложенному учителем плану (карточка – инструкция)
Отличать верно выполненное задание от неверного.
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
В процессе работы учащиеся учились самостоятельно:
оформлять свою мысль в устной форме;Учились слушать и понимать речь других.
договариваться о правилах общения на уроке и следовать им.
Работать в группе.
Личностными результатами изучения темы явилось формирование следующих умений:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
8. Структура урока:
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (Словарная работа)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Приём “Отсроченная отгадка”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений.
Приём «Согласен – Не согласен» («Верю – не верю)
Универсальный приём технологии проблемного обучения, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
IV.«Открытие новогознания»(построение проектавыхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
На данном этапе использовалась технология организации работы в группе, а также приём «З-Х-У»
Стратегия З-Х-У отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:
умение определять уровень собственных знаний;
умение анализировать информацию;
умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», ученики определяют уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.
Полученные на уроке новые знания вносятся в третью графу таблицы «Узнал», они могут стать базой для усвоения новых знаний.
V. Первичноезакреплениево внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (алгоритма).
Приём «Письмо с дырками»,
(также относящийся к технологии развития критического мышления)
Детям было предложено восстановить древний пергамент, в котором некоторая информация оказалась утраченной.
VII. Включениенового знания в систему знанийи повторение.
ПРИЁМ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ» - универсальный приём технологии развития критического мышления. Его использование на уроке позволило проверить усвоение изученной на уроке информации (в частности алгоритма проверки безударного падежного окончания существительного в том же склонении, пункты которого я намеренно поменяла местами и попросила детей проверить правильность изложения информации). Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.
VIII. Домашнее задание носило дифференцированный характер (как к данному уроку, так и после него)
IX. Рефлексия деятельности(итогурока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
ПРИЁМ «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ» - универсальный приём технологии развивающего обучения. В каждом из секторов рефлексивной мишени записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводится её краткий анализ.
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Слайд 1
Учитель: Прочитайте хором запись на слайде.
Дети: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
Учитель: Как понимаете смысл этой пословицы?
Дети: Каждый день мы узнаём что-то новое, то есть становимся мудрее.
Учитель: Да, знания – это наше великое богатство, которое мы складываем в воображаемый сундучок, а когда становится необходимо, достаём их и используем в жизни. На этом уроке я предлагаю вам снова побыть в роли учёных, которые исследуют, объясняют, делают открытия, познают новое.
- Рассмотрите этапы нашего урока (на доске картинки с этапами урока). Какая работа вас ожидает?
Дети: Нас ожидает словарная работа, при работе в парах столкнёмся с проблемой, а чтобы её решить, будем открывать новые знания, работая в группе, затем сверим свой вывод с авторским, применим новые знания на практике, работая самостоятельно, подведём итог урока.
- Результативность своей работы вы увидите в конце урока в листах самооценки (см. Приложение №1).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (Словарная работа)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Учитель: На первом этапе урока (обращаюсь к этапам) наш воображаемый сундучок знаний пополнится знаниями о новом словарном слове.
- Расположите квадраты по цветам радуги, и вы узнаете новое словарное слово.
а
о
б
е
и
я
н
(Задание выполняется на доске)
Учитель: Что за слово вы получили?
Дети: Обаяние.
Учитель: Запишите его в тетрадь, прокомментируйте.
Дети: Пишу с заглавной буквы – обаяние, ставлю ударение на 3 слог – я, подчёркиваю и запоминаю 2 безударных гласных о и а, проверяю – обаяние.
Учитель: Пусть ваше настроение на уроке будет таким же весёлым и радужным, а всем вам я желаю быть обаятельными, улыбчивыми. Пожелайте и вы друг другу удачи. (Дети хлопают в ладоши друг друга в центре своей рабочей группы).
- Но слово «обаяние» на уроке появилось не случайно.
- Как вы думаете, почему?
Дети: Вчера мы получили дополнительное домашнее задание – найти информацию об этом слове.
Учитель: Кто выполнял дома это задание?
- Какими ресурсами пользовались?
Дети:
- Мы использовали словари, справочники, интернет.
- А я по словарю не совсем понял значение слова обаяние, мама мне пояснила своими словами.
Учитель: Какую информацию вам удалось раздобыть о значении слова «обаяние»?
Дети:
1ученик: Я использовала толковый словарь Ожегова.
«Обаяние – это притягательная сила, исходящая от кого-либо или чего-либо, очарование».
Учитель: Объясни, как ты это понимаешь?
Дети: Обаяние человека действует на тебя как гипноз.
Учитель: Подберите прилагательные к слову «обаяние».
2 ученик: А я добывал информацию в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова. Он объясняет значение этого слова аналогично Ожегову, но я хочу добавить к ранее сказанному, что первоначальное значение этого слова было «колдовская сила».
3 ученик: Я изучила этимологию слова «обаяние».
«Обаяние – исконно – русское слово, произошло от слова «обаяти» - что означает «околдовать», «обворожить», «очаровать» словами.
Учитель: Рассмотрите портреты 2 - х женщин.
- Скажите, какую из этих женщин вы назвали бы обаятельной?
1 ученик: Мне кажется первая женщина более обаятельной.
Учитель: Почему?
1 ученик: Она очень красивая.
2 ученик: А мне кажется, что вторая женщина более обаятельна.
Учитель: Почему?
2 ученик: Она не так красива, как первая, но у неё добрые глаза, тёплый взгляд и привлекательная улыбка.
Учитель: Почему мнения ребят разошлись? Кто из них прав?
Дети:
- Я думаю – оба правы. Обаять человека можно не только внешностью, но и своим внутренним духовным миром, душой.. Об этом вы нам рассказывали на уроке окружающего мира, когда мы изучали тему «Посмотри в своё зеркало».
Обаятельный человек вызывает симпатию ласковым и мелодичным голосом, открытым взглядом, приятным словом, красотой жестов, дружелюбием, открытостью, мимикой, улыбкой.
Дети:
- А я хочу добавить, что внешность не главное в человеке, она может быть обманчива, лишь пообщавшись с человеком можно приоткрыть тайны его духовного мира и определить, обаятелен он или нет.
Учитель: Подберите родственные слова разных частей речи к слову обаяние. Дети: Обаятельность, обаятельный, обаять, обаятельно, обаяшка.
Учитель: Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните и запомните безударные гласные.
- Подпишите над словами части речи.
- На доске это задание будет выполнять …
- Следите за своей осанкой, пишите красиво, аккуратно, соблюдая высоту, ширину, наклон, расстояние между буквами и словами.
- Проведите взаимопроверку в паре, сверив работу своего соседа с той, что ребёнок сделал у доски.
- Кто выполнил задание без ошибок?
- Оцените себя в листе самооценки в графе «словарная работа», используя предложенные критерии (см. Приложение №1).
Учитель: Я тоже поработала с источниками информации и нашла вот что:
- Прочитайте слова, записанные на доске. Что вы можете о них сказать?
Дети: (Они все близки по значению к слову «обаяние». Это слова – синонимы).
Учитель: Каким ресурсом я пользовалась?
Дети: Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов, но я его смотрел, и там такого слова не было.
Учитель: Верно, и я не нашла, поэтому воспользовалась интернетом.
- А для чего мы изучаем новые словарные слова?
Дети: Чтобы обогатить свою речь, грамотно, без ошибок писать слова.
Учитель: Какими знаниями и умениями мы сейчас воспользовались при работе со словарным словом?
Дети: Мы знали, какими видами ресурсов можно воспользоваться, чтобы самостоятельно добыть информацию, умеем пользоваться словарями синонимов, антонимов, этимологическим, толковым словарями, знали части речи и их признаки, умеем выполнять самопроверку.
Учитель: Какие новые знания положите в сундучок?
Дети:
- Значение, этимологию, синонимы к слову обаяние.
- А я положу понятия «внешнее обаяние» и «внутренне обаяние».
(На протяжении всего урока на доске учителем заполняется таблица «Что мы знаем» - «Что мы хотим узнать», «Что мы узнали», куда вставляются таблички с теми ЗУНАми, о которых будут говорить дети).
Учитель: Посмотрите, какие красивые слова вы используете в речи. Их можно употребить не только по отношению к человеку.
Слайд 2
- Прочитайте, как Л. Н. Толстой употребил слово обаяние в своём произведении «Отрочество».
Учитель: В каком значении употреблено в тексте слово обаятелен?
Дети: Слово обаятелен употреблено в переносном значении.
Учитель: Закройте глаза, представьте, какие запахи вы могли бы почувствовать, находясь в лесу?
Дети:
1. Запах еловых веток.
2. Запах душистой земляники.
3. Запах грибов.
4. Запах прелой травы.
5. Запах распустившихся листочков.
6. Аромат лесных цветов.
Учитель: У вас хорошо развито воображение.
- Посмотрите, как метко, красиво, мастерски великий писатель словами рисует картину природы. Мы с вами тоже постоянно совершенствуем и обогащаем свою речь.
- И конечно не забываем беречь своё зрение.
- Посмотрите на слайд и проследите глазами за геометрическими фигурами.
Слайд 3 (физминутка для глаз)
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений.
Учитель: У вас на столах есть карточка №1 с текстом Л. Н. Толстого. Обратите внимание на существительные, у которых пропущены окончания. Посовещайтесь в парах, выполните карандашом предложенные задания.
Слайд 4 (этот же текст, только с заданиями к нему):
Учитель: Смогли ли вы выполнить задание полностью?
Дети: Нет.
Учитель: Где и почему возникли затруднения?
Дети: Мы ударения смогли поставить, тип склонения тоже определили, а вот по поводу окончаний в нашей паре были споры.
Учитель: В каких словах запись окончания вызвала у вас сомнения?
Дети: В именах существительных с безударными окончаниями.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Дети: Нам не хватает знаний.
Учитель: Какова же будет цель нашего урока?
Дети: Выяснить способ проверки безударных окончаний имён существительных.
(Слайд 5)
Примечание: тема и цель
урока появляются на слайде
после называния их детьми.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Дети: Правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Учитель:Сыграем в игру «Верите ли вы…»
(Дети ставят знаки «+» если верят, «- «, если не верят в карточке №1 с текстом Л. Н. Толстого).
(1. Верите ли вы, что в слове «ели» пишется окончание «е»?
2. Верите ли вы, что в слове «черёмухи» пишется окончание «и»?
3. Верите ли вы, что в слове «фиалки» пишется окончание «и»?
- Предлагаю вам проверить свою интуицию, провести небольшое исследование, в ходе которого самостоятельно вывести правило проверки безударного падежного окончания имени существительного (Эту фразувставляю в таблицу в графу «Что мы хотим узнать»), а затем вернуться к выполнению данного задания.
IV.«Открытие новогознания»(построение проектавыхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.
Учитель: Объектом исследования будут следующие слова:
Земля, скорость, крыло, туча, степь, туман.
(Эти слова на доске на карточках).
- Распределите слова на 3 группы. По какому признаку это можно сделать?
Дети: По родам – можно у доски чтобы одна пара распределила слова по родам в 3 группы, а другая – по типам склонения – у меня в запасе 2 набора таких карточек.
Учитель: Проверьте правильность выполнения задания детьми у доски.
- А я вам не верю, докажите.
(Дети рассказывают правила о типах склонения и роде имён существительных).
Учитель: Нас интересует распределение слов по типам склонения.
- Что значит просклонять имя существительное?
Дети: Изменить его по падежам и числам.
Учитель: Мы будем изменять данные существительные только по падежам.
- А чтобы вспомнить названия падежей немного отдохнём и поиграем в игру. Я буду называть падежи вымышленные и существующие. Если вы услышите вымышленное слово – хлопайте в ладоши, если существующее – поднимите руки вверх.
- Молодцы, теперь внимание вам будет необходимо при проведении исследования. А так как работать вы будете в группе, то вначале повторим правила работы в группе:
Учитель: Вести себя:
Дети: Тихо!
Учитель: Отвечать:
Дети: Быстро!
Учитель: Работать:
Дети: Дружно!
Учитель: Быть:
Дети: Внимательным!
Учитель: Желаю удачи.
- На столах вы, как всегда, найдёте большой конверт, где лежат карточка - инструкция с этапами исследования, роли и правила работы в группе (см. Приложения №2 И №3). Ознакомьтесь с ними, выполните предложенные задания, сделайте необходимые выводы, не забудьте распределить обязанности.
(Слайд 6 с этапами исследования)
(Дети в группах выполняют предложенные задания, затем учитель осуществляет проверку выполненных заданий)
Учитель: Существительные какого склонения вы изменяли по падежам?
Дети 1-ой группы изменяли по падежам существительные 1-го склонения: земля, туча.
Дети 2-ой группы изменяли по падежам существительные 2-го склонения: крыло, туман.
Дети 3-ой группы изменяли по падежам существительные 3-го склонения: степь, скорость.
Учитель: Чем отличаются окончания существительных одного и того же склонения?
Дети: Окончания существительных одного и того же склонения могут быть ударными и безударными.
Учитель: В каком случае написание окончания не вызвало затруднений?
Дети: Когда гласная буква в окончании под ударением.
Учитель: Рассмотрите окончания существительных в одних и тех же падежах. Что вы заметили?
Дети: Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют одинаковые ударные и безударные окончания.
Учитель: Какое из окончаний представляет трудность для написания?
Дети: Трудность представляет написание безударного окончания имени существительного.
Учитель: Что будет являться объектом исследования?
Дети: Объектом исследования будет безударное окончание имени существительного.
Учитель: Уточните цель данного этапа урока.
Дети: Научиться писать безударное окончание имени существительного.
Учитель: В существительных каких падежей легче всего ошибиться при написании окончания? (1 скл. – Р., Д., Т., П., 2 скл. – Т., П., 3 скл. – Р., Д., П.)
Учитель: Как мы действуем, если безударный гласный находится в корне слова?
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы на этот гласные упало ударение.
Учитель: Какие у вас появились гипотезы, предположения?
Дети: Безударное окончание существительного зависит от падежа и склонения.
Учитель: Сделайте выводы.
(Секретарь в каждой группе записывает вывод на листочек).
Учитель: Воспользуйтесь карточками «Проверь себя» (см. Приложение №4), проверьте правильность выполнения задания.
слайд 7 (на слайде - склонение всех 6 слов)
Учитель: Кто выполнил задание без ошибок? Кто ошибся? Где? Просигнализируйте правильность выполнения задания. Оцените себя в листе самооценки по предложенным критериям.
V. Первичноезакреплениево внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (алгоритма).
Учитель: К какому выводу пришла 1 (2, 3) группа?
Дети: Безударные окончания имён существительных можно проверить ударными в том же склонении и падеже.
Учитель: Сравните сделанные выводы с гипотезой, выдвинутой вами во время исследования.
Дети: Гипотеза оказалась верной.
Учитель: Назовите слова – помощники 1 (2, 3) склонения из числа тех, что вы сейчас изменяли по падежам.
Дети: Слово – помощник для 1-го склонения – земля, 2-го склонения – крыло, 3-го склонения – степь.
Учитель: Почему я их назвала словами – помощниками?
Дети: Эти слова имеют ударные окончания во всех падежах.
Учитель: Опираясь на результаты исследований, самостоятельно сформулируйте правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Дети: Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении.
Учитель: Как и где можно проверить наши выводы?
Дети: Мы можем сверить наши выводы со справочником или посмотреть в учебнике.
Учитель: Сравните свою формулировку правила с данной в учебнике.
(Читают вслух).
- Обратите внимание, как обозначается орфограмма.
- К какому выводу пришли?
Дети: Наши выводы, сделанные во время исследования, совпали с выводами в учебнике. Мы целей достигли.
Учитель: Пользуясь правилом, попробуйте в парах определить, как нужно действовать, (вставляю в таблицу в графу «Что мы хотим узнать» фразу «Алгоритм проверки безударного окончания существительного ударным в том же склонении»), чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении. Как учёные – исследователи, восстановите древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация была утрачена.
(Работа в парах (дети в распечатанные карточки вставляют только пропущенные слова), а одна пара работает у доски.
Этот алгоритм с пропусками записан и на доске.
- Возьмите карточку № 2 с жёлтым кружочком.
Алгоритм проверки безударного окончания существительного ударным в том же склонении.
1. Смотрю, окончание существительного …… или …..
2. Если окончание …., то ставлю имя существительное в …… и определяю ….
3. Подбираю ……, относящееся к данному склонению, и ставлю …..
4. Пишу такое же окончание, как …….
5. Проверяю, обозначаю орфограмму.
Учитель: Давайте проверим работу детей у доски. Прочитайте полученный алгоритм. Сверьте свои результаты с теми, что получились на доске. Сделайте выводы.
- Оцените свою работу в листе самооценки, используя предложенные критерии.
- Какие ранее полученные знания вам пригодились, чтобы выполнить исследование? (Продолжаем заполнять таблицу «Что мы знали, умели» - «Что мы узнали, чему научились»).
Дети:
«Знали»:
1. Что такое склонение имени существительного.
2. Типы склонения.
3. Падежи и вопросы к ним.
3. Правила работы в группе.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выполнять самоконтроль и взаимоконтроль.
6. Оценивать себя и других.
7. Как работать, следуя инструкции.
«Узнали»
1. Правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных. (вешаю эту фразу в таблицу на доске)
Учитель: Повторите его. Запомните слова – помощники.
2. Алгоритм проверки безударного окончания существительного ударным в том же склонении. (Тоже добавляю эту фразу в таблицу)
- Настало время вернуться к тексту Л. Н. Толстого (это у вас карточка № 1)
(слайд 8 – анимационный с текстом, только ударные окончания в него уже вставлены), проверить вашу интуицию и доказать, пользуясь алгоритмом, какие окончания нужно было написать на месте пропусков. Выполните это задание самостоятельно, а ученики-консультанты помогут мне оказать помощь тем, кому она необходима – жёлтые сигналики).
Учитель: Какое окончание вставили в слово ели? черёмухи? фиалки? Не верю! Докажите! (По мере называния окончаний на слайде появляются окончания)
Дети: У кого сошлись все ответы в игре «Верю – не верю»?
- Оцените выполнение задания по критериям, предложенным в листе самооценки.
VII. Включениенового знания в систему знанийи повторение.
Учитель: Продолжим работать самостоятельно.
Выберите карточку, которая соответствует уровню усвоения материала, изученного на этом уроке. Выполните задания.
Слайд 9, 10, 11
Карточка 1 (красная. Материал урока понял частично, есть небольшие затруднения).
Прочитайте словосочетания, запишите их, вставив пропущенные окончания имён существительных, обозначьте орфограмму. Обратите внимание на слова – помощники, данные в скобках.
Гладить по головк… (земля)
Видно как на ладон… (степь)
Делать из мух… слона (земля)
В час по чайной ложк… (земля)
На склон… лет (крыло)
Карточка 2 (жёлтая. Материал урока понятен, уверен в своих силах).
Прочитайте словосочетания, запишите их, вставив пропущенные окончания имён существительных, обозначьте орфограмму.
Гладить по головк…
Видно как на ладон…
Делать из мух… слона
В час по чайной ложк…
На склон… лет
Карточка 3 (зелёная. Всё на уроке понял, хочу поработать дополнительно)
Прочитайте словосочетания второго столбика, запишите их, вставив пропущенные окончания имён существительных, обозначьте орфограмму.
Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столбика, соедините их стрелками (в карточке)
Учитель: Кто выбрал красную карточку? Жёлтую? Зелёную? Молодцы. Я делаю вывод, что вы хорошо усвоили материал и уверены в своих силах.
Учитель: Проверьте выполненную работу по карточке - помогай-ке «Проверь себя».
- Кто допустил ошибки? Где?
- Оцените свою работу на данном этапе урока.
- Подсчитайте общее количество баллов, которые вы себе поставили в течение урока.
- Если вы получили 24-25 баллов, то за работу на уроке поставьте оценку «5»
23-20 баллов – оценку «4»
19-15 баллов – оценку «3».
- Встаньте, кто получил 4 и 5.
VIII. Домашнее задание:
Слайд 12 (с домашним заданием)
- Кого заинтересовало дополнительное задание, на перемене возьмите карточку.
IX. Рефлексия деятельности(итогурока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель: А теперь подведём итоги. Какую цель ставили на уроке?
Дети: В начале урока мы ставили цель: выяснить способ проверки безударных окончаний имён существительных.
Учитель: Удалось ли достичь поставленной цели?
- Какое открытие сегодня сделали?
Дети: Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении.
Учитель: Назовите слова – помощники 1 (2,3) склонения.
Проверьте правильность изложения информации на следующем слайде:
Слайд 13
(анимационный с
шагами алгоритма)
(Дети определяют, что шаги поменялись местами, называют, как правильно их расположить, шаги меняются местами на слайде)
Учитель: Где можно применить новые знания?
Дети: При написании слов, текстов, предложений.
Учитель: За что вы хотели бы похвалить себя и одноклассников?
Учитель: Заполните в каждой группе рефлексивную мишень, вывесите её на доску
(Для каждой группы раздаётся лист формата А3 , на котором нарисована мишень)
Моё желание
работать
Моё понимание
материала
Деятельность группы
0
5
10
0
10
5
Моё настроение
на уроке
Краткий анализ мишени.
Учитель: Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Слайд 14
Приложение 1
Лист самооценки «Оцени свои знания».
№ п\п
Название этапа урока
Критерии оценивания
Количество баллов
1
Словарная работа
«5» - задание выполнено верно
«4» - допущено 1-2 ош.
«3» - допущено 3-4 ош.
«2»- допущено 5 и более ошибок
2
Склонение имён существи-тельных
«5» - все 3 слова просклонял верно
«4» - допущено 1-2 ош.
«3» - допущено 3-5 ош.
«2»- допущено более 5 ошибок
3
Восстанов-ление алгоритма
«5» - алгоритм восстановлен без ошибок
«4» - допущено 1-2 ош.
«3» - допущено 3 ош.
«2»- допущено более 3 ошибок
4
Повторная работа с текстом
Л. Н. Толстого
«5» - задание выполнено без ошибок
«4» - допущена 1 ош.
«3» - допущено 2 ош.
«2»- допущено 3 и более ошибок
5
Экспресс – диагностика (индивидуаль-ные карточки)
Красная карточка:
«5» - верно вставлены все окончания
«4»- допущена 1 ош.
«3»- допущено 2-3 ош.
«2»- допущено более 3 ош.
Жёлтая карточка:
«5» - верно вставлены все окончания и определены падежи
«4»- допущена 1-2 ош.
«3»- допущено 3-5 ош.
«2»- допущено более 5 ош.
Зелёная карточка:
«5» - верно выполнены все 3 задания
«4»- допущена 1-2 ош.
«3»- допущено 3-5 ош.
«2»- допущено более 5 ош.
Итого:
1. Подсчитай общее количество баллов:
23-25 баллов – отметка «5»
19-22 балла – «4»
3-18 баллов – «3»
0-12 баллов – «2»
Приложение 2
Приложение 3.
Обязанности членов группы.
1. Организатор – отвечает за работу группы в целом, организует обсуждения, вовлекает всех в работу.
2. Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы.
3. Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
4. Секретарь – оформляет решение группы.
5. Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.