kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний.
  2.  Форма -  урок –  исследование.
  3.  Межпредметная связь с окружающим миром и литературным чтением.
  4. Задачи урока:
  1. Образовательные:
  •  формировать умение решать практические задачи средствами русского языка, вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, основания для упорядочивания);
  • сформировать способность к написанию безударных гласных в падежных окончаниях существительных;
  • актуализировать способность учащихся к выведению общего правила правописания падежных окончаний через определение места слабой позиции гласного звука, определение склонения существительного и использование слов-помощников с таким же склонением;
  • продолжить формирование орфографических  навыков и  знакомство с целостной элементарной картиной мира;

2. Развивающие:

  • развивать интеллектуальные, коммуникативные  и общеучебные умения,  в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий,  осуществлять самоконтроль;
  • развивать речь, воображение, внимание;

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету,  стимулировать уверенность в своих силах, совершенствовать культуру общения, поддерживать стремление сохранять и укреплять собственное здоровье;
  • формировать  духовно – нравственное отношение младших школьников к окружающему миру.
  1. Универсальные учебные действия:

Метапредметные результаты:

  • Познавательные УУД:

Дети учились:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные виды ресурсов, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы группы и класса в целом.

·       Регулятивные УУД:

В процессе работы учащиеся  учились  самостоятельно:

ü Определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать её выполнение, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Высказывать своё предположение (версию).
  •  Работать по предложенному учителем плану  (карточка – инструкция)
  • Отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

·       Коммуникативные УУД:

В процессе работы учащиеся  учились  самостоятельно:

  • оформлять свою мысль в устной форме; Учились слушать и понимать речь других.
  • договариваться о  правилах общения на уроке и следовать им.
  • Работать в группе.
  • Личностными результатами изучения темы явилось формирование следующих умений:
  •    эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

8. Структура урока:

I. Самоопределение к деятельности  (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (Словарная работа)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Приём  “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение   определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений.

Приём  «Согласен – Не согласен»  («Верю – не верю)

Универсальный приём технологии проблемного обучения, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение анализировать информацию;
  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

         На данном этапе использовалась технология организации работы в группе, а также  приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», ученики определяют уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.

Полученные на уроке новые знания  вносятся в третью графу таблицы «Узнал», они  могут стать базой для усвоения новых знаний.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (алгоритма).

         Приём «Письмо с дырками»,

(также относящийся к технологии развития критического мышления)

         Детям было предложено  восстановить древний пергамент, в котором некоторая информация оказалась утраченной.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

         ПРИЁМ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ» - универсальный приём технологии развития критического мышления. Его использование на уроке позволило   проверить усвоение  изученной на уроке информации (в частности алгоритма проверки безударного падежного окончания существительного в том же склонении,  пункты которого я намеренно поменяла местами и попросила детей  проверить правильность изложения информации). Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.

VIII. Домашнее задание носило дифференцированный характер (как к данному уроку, так и после него)

IX. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель:   осознание   учащимися   своей   УД   (учебной   деятельности),   самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

ПРИЁМ «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ» - универсальный приём технологии развивающего обучения. В каждом из секторов рефлексивной мишени записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводится её краткий анализ.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных" »

Класс: 4

  1. Тема урока: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

  2. Тип урока: урок открытия новых знаний.

  3. Урок составлен в соответствии с психолого – педагогическим принципом адаптивности, педагогической комфортности и развития, с учётом возрастных особенностей младших школьников.

  4. Форма - урок – исследование.

  5. Межпредметная связь с окружающим миром и литературным чтением.

  6. Это 1-ый урок в разделе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

  7. Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • формировать умение решать практические задачи средствами русского языка, вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, основания для упорядочивания);

  • сформировать способность к написанию безударных гласных в падежных окончаниях существительных;

  • актуализировать способность учащихся к выведению общего правила правописания падежных окончаний через определение места слабой позиции гласного звука, определение склонения существительного и использование слов-помощников с таким же склонением;

  • продолжить формирование орфографических навыков и знакомство с целостной элементарной картиной мира;

2. Развивающие:

  • развивать интеллектуальные, коммуникативные и общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, осуществлять самоконтроль;

  • развивать речь, воображение, внимание;

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, стимулировать уверенность в своих силах, совершенствовать культуру общения, поддерживать стремление сохранять и укреплять собственное здоровье;

  • формировать духовно – нравственное отношение младших школьников к окружающему миру.

  1. Универсальные учебные действия:

Метапредметные результаты:

  • Познавательные УУД:

Дети учились:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные виды ресурсов, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и класса в целом.

  • Регулятивные УУД:

В процессе работы учащиеся учились самостоятельно:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать её выполнение, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Высказывать своё предположение (версию).

  • Работать по предложенному учителем плану (карточка – инструкция)

  • Отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Коммуникативные УУД:

В процессе работы учащиеся учились самостоятельно:

  • оформлять свою мысль в устной форме; Учились слушать и понимать речь других.

  • договариваться о правилах общения на уроке и следовать им.

  • Работать в группе.

  • Личностными результатами изучения темы явилось формирование следующих умений:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

8. Структура урока:

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (Словарная работа)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Приём “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;

  • умение определять противоречие;

  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений.

Приём «Согласен – Не согласен» («Верю – не верю)

Универсальный приём технологии проблемного обучения, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;

  • умение анализировать информацию;

  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

На данном этапе использовалась технология организации работы в группе, а также приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;

  • умение анализировать информацию;

  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», ученики определяют уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.

Полученные на уроке новые знания вносятся в третью графу таблицы «Узнал», они могут стать базой для усвоения новых знаний.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (алгоритма).

Приём «Письмо с дырками»,

(также относящийся к технологии развития критического мышления)

Детям было предложено восстановить древний пергамент, в котором некоторая информация оказалась утраченной.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

ПРИЁМ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ» - универсальный приём технологии развития критического мышления. Его использование на уроке позволило проверить усвоение изученной на уроке информации (в частности алгоритма проверки безударного падежного окончания существительного в том же склонении, пункты которого я намеренно поменяла местами и попросила детей проверить правильность изложения информации). Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.

VIII. Домашнее задание носило дифференцированный характер (как к данному уроку, так и после него)

IX. Рефлексия деятельности тог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

ПРИЁМ «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ» - универсальный приём технологии развивающего обучения. В каждом из секторов рефлексивной мишени записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводится её краткий анализ.


Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Слайд 1










Учитель: Прочитайте хором запись на слайде.

Дети: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

Учитель: Как понимаете смысл этой пословицы?

Дети: Каждый день мы узнаём что-то новое, то есть становимся мудрее.

Учитель: Да, знания – это наше великое богатство, которое мы складываем в воображаемый сундучок, а когда становится необходимо, достаём их и используем в жизни. На этом уроке я предлагаю вам снова побыть в роли учёных, которые исследуют, объясняют, делают открытия, познают новое.

- Рассмотрите этапы нашего урока (на доске картинки с этапами урока). Какая работа вас ожидает?

Дети: Нас ожидает словарная работа, при работе в парах столкнёмся с проблемой, а чтобы её решить, будем открывать новые знания, работая в группе, затем сверим свой вывод с авторским, применим новые знания на практике, работая самостоятельно, подведём итог урока.

- Результативность своей работы вы увидите в конце урока в листах самооценки (см. Приложение №1).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (Словарная работа)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель: На первом этапе урока (обращаюсь к этапам) наш воображаемый сундучок знаний пополнится знаниями о новом словарном слове.

- Расположите квадраты по цветам радуги, и вы узнаете новое словарное слово.

а

о

б

е

и

я

н



(Задание выполняется на доске)

Учитель: Что за слово вы получили?

Дети: Обаяние.

Учитель: Запишите его в тетрадь, прокомментируйте.

Дети: Пишу с заглавной буквы – обаяние, ставлю ударение на 3 слог – я, подчёркиваю и запоминаю 2 безударных гласных о и а, проверяю – обаяние.

Учитель: Пусть ваше настроение на уроке будет таким же весёлым и радужным, а всем вам я желаю быть обаятельными, улыбчивыми. Пожелайте и вы друг другу удачи. (Дети хлопают в ладоши друг друга в центре своей рабочей группы).

- Но слово «обаяние» на уроке появилось не случайно.

- Как вы думаете, почему?

Дети: Вчера мы получили дополнительное домашнее задание – найти информацию об этом слове.

Учитель: Кто выполнял дома это задание?

- Какими ресурсами пользовались?

Дети:

- Мы использовали словари, справочники, интернет.

- А я по словарю не совсем понял значение слова обаяние, мама мне пояснила своими словами.

Учитель: Какую информацию вам удалось раздобыть о значении слова «обаяние»?

Дети:

1ученик: Я использовала толковый словарь Ожегова.

«Обаяние – это притягательная сила, исходящая от кого-либо или чего-либо, очарование».

Учитель: Объясни, как ты это понимаешь?

Дети: Обаяние человека действует на тебя как гипноз.

Учитель: Подберите прилагательные к слову «обаяние».

Дети: Редкое, удивительное, неповторимое, покоряющее, неотразимое, своеобразное, врождённое, магическое, внутреннее, безграничное, гипнотическое).

2 ученик: А я добывал информацию в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова. Он объясняет значение этого слова аналогично Ожегову, но я хочу добавить к ранее сказанному, что первоначальное значение этого слова было «колдовская сила».

3 ученик: Я изучила этимологию слова «обаяние».

«Обаяние – исконно – русское слово, произошло от слова «обаяти» - что означает «околдовать», «обворожить», «очаровать» словами.

Учитель: Рассмотрите портреты 2 - х женщин.








- Скажите, какую из этих женщин вы назвали бы обаятельной?

1 ученик: Мне кажется первая женщина более обаятельной.

Учитель: Почему?

1 ученик: Она очень красивая.

2 ученик: А мне кажется, что вторая женщина более обаятельна.

Учитель: Почему?

2 ученик: Она не так красива, как первая, но у неё добрые глаза, тёплый взгляд и привлекательная улыбка.

Учитель: Почему мнения ребят разошлись? Кто из них прав?

Дети:

- Я думаю – оба правы. Обаять человека можно не только внешностью, но и своим внутренним духовным миром, душой.. Об этом вы нам рассказывали на уроке окружающего мира, когда мы изучали тему «Посмотри в своё зеркало».

Обаятельный человек вызывает симпатию ласковым и мелодичным голосом, открытым взглядом, приятным словом, красотой жестов, дружелюбием, открытостью, мимикой, улыбкой.

Дети:

- А я хочу добавить, что внешность не главное в человеке, она может быть обманчива, лишь пообщавшись с человеком можно приоткрыть тайны его духовного мира и определить, обаятелен он или нет.

Учитель: Подберите родственные слова разных частей речи к слову обаяние. Дети: Обаятельность, обаятельный, обаять, обаятельно, обаяшка.

Учитель: Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните и запомните безударные гласные.

- Подпишите над словами части речи.

- На доске это задание будет выполнять …

- Следите за своей осанкой, пишите красиво, аккуратно, соблюдая высоту, ширину, наклон, расстояние между буквами и словами.

- Проведите взаимопроверку в паре, сверив работу своего соседа с той, что ребёнок сделал у доски.

- Кто выполнил задание без ошибок?

- Оцените себя в листе самооценки в графе «словарная работа», используя предложенные критерии (см. Приложение №1).

Учитель: Я тоже поработала с источниками информации и нашла вот что:

- Прочитайте слова, записанные на доске. Что вы можете о них сказать?

(Неотразимость, обаятельность, очарование, очаровательность, пленительность, притягательность, шарм, харизма, обаяние)

Дети: (Они все близки по значению к слову «обаяние». Это слова – синонимы).

Учитель: Каким ресурсом я пользовалась?

Дети: Слова – синонимы можно найти в словаре синонимов, но я его смотрел, и там такого слова не было.

Учитель: Верно, и я не нашла, поэтому воспользовалась интернетом.

- А для чего мы изучаем новые словарные слова?

Дети: Чтобы обогатить свою речь, грамотно, без ошибок писать слова.

Учитель: Какими знаниями и умениями мы сейчас воспользовались при работе со словарным словом?

Дети: Мы знали, какими видами ресурсов можно воспользоваться, чтобы самостоятельно добыть информацию, умеем пользоваться словарями синонимов, антонимов, этимологическим, толковым словарями, знали части речи и их признаки, умеем выполнять самопроверку.

Учитель: Какие новые знания положите в сундучок?

Дети:

- Значение, этимологию, синонимы к слову обаяние.

- А я положу понятия «внешнее обаяние» и «внутренне обаяние».

(На протяжении всего урока на доске учителем заполняется таблица «Что мы знаем» - «Что мы хотим узнать», «Что мы узнали», куда вставляются таблички с теми ЗУНАми, о которых будут говорить дети).

Учитель: Посмотрите, какие красивые слова вы используете в речи. Их можно употребить не только по отношению к человеку.

Слайд 2

- Прочитайте, как Л. Н. Толстой употребил слово обаяние в своём произведении «Отрочество».












Учитель: В каком значении употреблено в тексте слово обаятелен?

Дети: Слово обаятелен употреблено в переносном значении.

Учитель: Закройте глаза, представьте, какие запахи вы могли бы почувствовать, находясь в лесу?

Дети:

1. Запах еловых веток.

2. Запах душистой земляники.

3. Запах грибов.

4. Запах прелой травы.

5. Запах распустившихся листочков.

6. Аромат лесных цветов.

Учитель: У вас хорошо развито воображение.

- Посмотрите, как метко, красиво, мастерски великий писатель словами рисует картину природы. Мы с вами тоже постоянно совершенствуем и обогащаем свою речь.

- И конечно не забываем беречь своё зрение.

- Посмотрите на слайд и проследите глазами за геометрическими фигурами.

Слайд 3 (физминутка для глаз)











III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений.

Учитель: У вас на столах есть карточка №1 с текстом Л. Н. Толстого. Обратите внимание на существительные, у которых пропущены окончания. Посовещайтесь в парах, выполните карандашом предложенные задания.

Слайд 4 (этот же текст, только с заданиями к нему):












Учитель: Смогли ли вы выполнить задание полностью?

Дети: Нет.

Учитель: Где и почему возникли затруднения?

Дети: Мы ударения смогли поставить, тип склонения тоже определили, а вот по поводу окончаний в нашей паре были споры.

Учитель: В каких словах запись окончания вызвала у вас сомнения?

Дети: В именах существительных с безударными окончаниями.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Дети: Нам не хватает знаний.

Учитель: Какова же будет цель нашего урока?

Дети: Выяснить способ проверки безударных окончаний имён существительных.

(Слайд 5)


Примечание: тема и цель

урока появляются на слайде

после называния их детьми.







Учитель: Сформулируйте тему урока.

Дети: Правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Учитель: Сыграем в игру «Верите ли вы…»

(Дети ставят знаки «+» если верят, «- «, если не верят в карточке №1 с текстом Л. Н. Толстого).

(1. Верите ли вы, что в слове «ели» пишется окончание «е»?

2. Верите ли вы, что в слове «черёмухи» пишется окончание «и»?

3. Верите ли вы, что в слове «фиалки» пишется окончание «и»?

- Предлагаю вам проверить свою интуицию, провести небольшое исследование, в ходе которого самостоятельно вывести правило проверки безударного падежного окончания имени существительного (Эту фразу вставляю в таблицу в графу «Что мы хотим узнать»), а затем вернуться к выполнению данного задания.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.

Учитель: Объектом исследования будут следующие слова:

Земля, скорость, крыло, туча, степь, туман.

(Эти слова на доске на карточках).

- Распределите слова на 3 группы. По какому признаку это можно сделать?

Дети: По родам – можно у доски чтобы одна пара распределила слова по родам в 3 группы, а другая – по типам склонения – у меня в запасе 2 набора таких карточек.

Учитель: Проверьте правильность выполнения задания детьми у доски.

- А я вам не верю, докажите.

(Дети рассказывают правила о типах склонения и роде имён существительных).

Учитель: Нас интересует распределение слов по типам склонения.

- Что значит просклонять имя существительное?

Дети: Изменить его по падежам и числам.

Учитель: Мы будем изменять данные существительные только по падежам.

- А чтобы вспомнить названия падежей немного отдохнём и поиграем в игру. Я буду называть падежи вымышленные и существующие. Если вы услышите вымышленное слово – хлопайте в ладоши, если существующее – поднимите руки вверх.

(Именительный, просительный, ленительный, винительный, предложный, взятельный, творительный, грязнительный, родительный, дательный, лежательный).

- Молодцы, теперь внимание вам будет необходимо при проведении исследования. А так как работать вы будете в группе, то вначале повторим правила работы в группе:

Учитель: Вести себя:

Дети: Тихо!

Учитель: Отвечать:

Дети: Быстро!

Учитель: Работать:

Дети: Дружно!

Учитель: Быть:

Дети: Внимательным!

Учитель: Желаю удачи.

- На столах вы, как всегда, найдёте большой конверт, где лежат карточка - инструкция с этапами исследования, роли и правила работы в группе (см. Приложения №2 И №3). Ознакомьтесь с ними, выполните предложенные задания, сделайте необходимые выводы, не забудьте распределить обязанности.

(Слайд 6 с этапами исследования)















(Дети в группах выполняют предложенные задания, затем учитель осуществляет проверку выполненных заданий)

Учитель: Существительные какого склонения вы изменяли по падежам?

Дети 1-ой группы изменяли по падежам существительные 1-го склонения: земля, туча.

Дети 2-ой группы изменяли по падежам существительные 2-го склонения: крыло, туман.

Дети 3-ой группы изменяли по падежам существительные 3-го склонения: степь, скорость.

Учитель: Чем отличаются окончания существительных одного и того же склонения?

Дети: Окончания существительных одного и того же склонения могут быть ударными и безударными.

Учитель: В каком случае написание окончания не вызвало затруднений?

Дети: Когда гласная буква в окончании под ударением.

Учитель: Рассмотрите окончания существительных в одних и тех же падежах. Что вы заметили?

Дети: Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют одинаковые ударные и безударные окончания.

Учитель: Какое из окончаний представляет трудность для написания?

Дети: Трудность представляет написание безударного окончания имени существительного.

Учитель: Что будет являться объектом исследования?

Дети: Объектом исследования будет безударное окончание имени существительного.

Учитель: Уточните цель данного этапа урока.

Дети: Научиться писать безударное окончание имени существительного.

Учитель: В существительных каких падежей легче всего ошибиться при написании окончания? (1 скл. – Р., Д., Т., П., 2 скл. – Т., П., 3 скл. – Р., Д., П.)

Учитель: Как мы действуем, если безударный гласный находится в корне слова?

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы на этот гласные упало ударение.

Учитель: Какие у вас появились гипотезы, предположения?

Дети: Безударное окончание существительного зависит от падежа и склонения.

Учитель: Сделайте выводы.

(Секретарь в каждой группе записывает вывод на листочек).

Учитель: Воспользуйтесь карточками «Проверь себя» (см. Приложение №4), проверьте правильность выполнения задания.

слайд 7 (на слайде - склонение всех 6 слов)

Учитель: Кто выполнил задание без ошибок? Кто ошибся? Где? Просигнализируйте правильность выполнения задания. Оцените себя в листе самооценки по предложенным критериям.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (алгоритма).

Учитель: К какому выводу пришла 1 (2, 3) группа?

Дети: Безударные окончания имён существительных можно проверить ударными в том же склонении и падеже.

Учитель: Сравните сделанные выводы с гипотезой, выдвинутой вами во время исследования.

Дети: Гипотеза оказалась верной.

Учитель: Назовите слова – помощники 1 (2, 3) склонения из числа тех, что вы сейчас изменяли по падежам.

Дети: Слово – помощник для 1-го склонения – земля, 2-го склонения – крыло, 3-го склонения – степь.

Учитель: Почему я их назвала словами – помощниками?

Дети: Эти слова имеют ударные окончания во всех падежах.

Учитель: Опираясь на результаты исследований, самостоятельно сформулируйте правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Дети: Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении.

Учитель: Как и где можно проверить наши выводы?

Дети: Мы можем сверить наши выводы со справочником или посмотреть в учебнике.

Учитель: Сравните свою формулировку правила с данной в учебнике.

(Читают вслух).

- Обратите внимание, как обозначается орфограмма.

- К какому выводу пришли?

Дети: Наши выводы, сделанные во время исследования, совпали с выводами в учебнике. Мы целей достигли.

Учитель: Пользуясь правилом, попробуйте в парах определить, как нужно действовать, (вставляю в таблицу в графу «Что мы хотим узнать» фразу «Алгоритм проверки безударного окончания существительного ударным в том же склонении»), чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении. Как учёные – исследователи, восстановите древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация была утрачена.

(Работа в парах (дети в распечатанные карточки вставляют только пропущенные слова), а одна пара работает у доски.

Этот алгоритм с пропусками записан и на доске.

- Возьмите карточку № 2 с жёлтым кружочком.

Алгоритм проверки безударного окончания существительного ударным в том же склонении.

1. Смотрю, окончание существительного …… или …..

2. Если окончание …., то ставлю имя существительное в …… и определяю ….

3. Подбираю ……, относящееся к данному склонению, и ставлю …..

4. Пишу такое же окончание, как …….

5. Проверяю, обозначаю орфограмму.

Учитель: Давайте проверим работу детей у доски. Прочитайте полученный алгоритм. Сверьте свои результаты с теми, что получились на доске. Сделайте выводы.

- Оцените свою работу в листе самооценки, используя предложенные критерии.

- Какие ранее полученные знания вам пригодились, чтобы выполнить исследование? (Продолжаем заполнять таблицу «Что мы знали, умели» - «Что мы узнали, чему научились»).

Дети:

«Знали»:

1. Что такое склонение имени существительного.

2. Типы склонения.

3. Падежи и вопросы к ним.

3. Правила работы в группе.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выполнять самоконтроль и взаимоконтроль.

6. Оценивать себя и других.

7. Как работать, следуя инструкции.

«Узнали»

1. Правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных. (вешаю эту фразу в таблицу на доске)

Учитель: Повторите его. Запомните слова – помощники.

2. Алгоритм проверки безударного окончания существительного ударным в том же склонении. (Тоже добавляю эту фразу в таблицу)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

- Настало время вернуться к тексту Л. Н. Толстого (это у вас карточка № 1)

(слайд 8 – анимационный с текстом, только ударные окончания в него уже вставлены), проверить вашу интуицию и доказать, пользуясь алгоритмом, какие окончания нужно было написать на месте пропусков. Выполните это задание самостоятельно, а ученики-консультанты помогут мне оказать помощь тем, кому она необходима – жёлтые сигналики).











Учитель: Какое окончание вставили в слово ели? черёмухи? фиалки? Не верю! Докажите! (По мере называния окончаний на слайде появляются окончания)

Дети: У кого сошлись все ответы в игре «Верю – не верю»?

- Оцените выполнение задания по критериям, предложенным в листе самооценки.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учитель: Продолжим работать самостоятельно.

Выберите карточку, которая соответствует уровню усвоения материала, изученного на этом уроке. Выполните задания.

Слайд 9, 10, 11

Карточка 1 (красная. Материал урока понял частично, есть небольшие затруднения).

Прочитайте словосочетания, запишите их, вставив пропущенные окончания имён существительных, обозначьте орфограмму. Обратите внимание на слова – помощники, данные в скобках.

Гладить по головк… (земля)

Видно как на ладон… (степь)

Делать из мух… слона (земля)

В час по чайной ложк… (земля)

На склон… лет (крыло)


Карточка 2 (жёлтая. Материал урока понятен, уверен в своих силах).

Прочитайте словосочетания, запишите их, вставив пропущенные окончания имён существительных, обозначьте орфограмму.

Гладить по головк…

Видно как на ладон…

Делать из мух… слона

В час по чайной ложк…

На склон… лет


Карточка 3 (зелёная. Всё на уроке понял, хочу поработать дополнительно)

Прочитайте словосочетания второго столбика, запишите их, вставив пропущенные окончания имён существительных, обозначьте орфограмму.

Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столбика, соедините их стрелками (в карточке)

Хорошо видно. Гладить по головк…

Всё время хвалить. Видно как на ладон…

Очень медленно. Делать из мух… слона

В пожилом возрасте. В час по чайной ложк…

Сильно преувеличивать. На склон…лет


(Выполняют задания. Оказываю индивидуальную помощь.)

Учитель: Кто выбрал красную карточку? Жёлтую? Зелёную? Молодцы. Я делаю вывод, что вы хорошо усвоили материал и уверены в своих силах.

Учитель: Проверьте выполненную работу по карточке - помогай-ке «Проверь себя».

- Кто допустил ошибки? Где?

- Оцените свою работу на данном этапе урока.

- Подсчитайте общее количество баллов, которые вы себе поставили в течение урока.

- Если вы получили 24-25 баллов, то за работу на уроке поставьте оценку «5»

23-20 баллов – оценку «4»

19-15 баллов – оценку «3».

- Встаньте, кто получил 4 и 5.

VIII. Домашнее задание:

Слайд 12 (с домашним заданием)










- Кого заинтересовало дополнительное задание, на перемене возьмите карточку.

IX. Рефлексия деятельности тог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель: А теперь подведём итоги. Какую цель ставили на уроке?

Дети: В начале урока мы ставили цель: выяснить способ проверки безударных окончаний имён существительных.

Учитель: Удалось ли достичь поставленной цели?

- Какое открытие сегодня сделали?

Дети: Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении.

Учитель: Назовите слова – помощники 1 (2,3) склонения.

  • Проверьте правильность изложения информации на следующем слайде:

Слайд 13

(анимационный с

шагами алгоритма)















(Дети определяют, что шаги поменялись местами, называют, как правильно их расположить, шаги меняются местами на слайде)

Учитель: Где можно применить новые знания?

Дети: При написании слов, текстов, предложений.

Учитель: За что вы хотели бы похвалить себя и одноклассников?

Учитель: Заполните в каждой группе рефлексивную мишень, вывесите её на доску

(Для каждой группы раздаётся лист формата А3 , на котором нарисована мишень)

Моё желание

работать

Моё понимание

материала

Деятельность группы

0

5

10


0




10


5



Моё настроение

на уроке


Краткий анализ мишени.

Учитель: Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Слайд 14












Приложение 1

Лист самооценки «Оцени свои знания».


№ п\п

Название этапа урока

Критерии оценивания

Количество баллов

1

Словарная работа

«5» - задание выполнено верно

«4» - допущено 1-2 ош.

«3» - допущено 3-4 ош.

«2»- допущено 5 и более ошибок


2

Склонение имён существи-тельных

«5» - все 3 слова просклонял верно

«4» - допущено 1-2 ош.

«3» - допущено 3-5 ош.

«2»- допущено более 5 ошибок


3

Восстанов-ление алгоритма

«5» - алгоритм восстановлен без ошибок

«4» - допущено 1-2 ош.

«3» - допущено 3 ош.

«2»- допущено более 3 ошибок


4

Повторная работа с текстом

Л. Н. Толстого

«5» - задание выполнено без ошибок

«4» - допущена 1 ош.

«3» - допущено 2 ош.

«2»- допущено 3 и более ошибок


5

Экспресс – диагностика (индивидуаль-ные карточки)

Красная карточка:

«5» - верно вставлены все окончания

«4»- допущена 1 ош.

«3»- допущено 2-3 ош.

«2»- допущено более 3 ош.

Жёлтая карточка:

«5» - верно вставлены все окончания и определены падежи

«4»- допущена 1-2 ош.

«3»- допущено 3-5 ош.

«2»- допущено более 5 ош.

Зелёная карточка:

«5» - верно выполнены все 3 задания

«4»- допущена 1-2 ош.

«3»- допущено 3-5 ош.

«2»- допущено более 5 ош.




Итого:


1. Подсчитай общее количество баллов:

23-25 баллов – отметка «5»

19-22 балла – «4»

3-18 баллов – «3»

0-12 баллов – «2»



Приложение 2


























Приложение 3.

Обязанности членов группы.

1. Организатор – отвечает за работу группы в целом, организует обсуждения, вовлекает всех в работу.

2. Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы.

3. Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.

4. Секретарь – оформляет решение группы.

5. Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.

6. Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.

7. Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

8. Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы в группе.










Приложение 4.

Карточка «Проверь себя» (1 группа)


Падеж

Вопросы



И. п.

кто?

что?

земля

туча

Р. П.

кого?

чего?

земли

тучи

Д. п.

кому?

чему?

земле

туче

В. П.

кого?

что?

землю

тучу

Т. п.

кем?

чем?

землёй

тучей

П. п.

о ком?

о чём?

о земле

о туче

Карточка «Проверь себя» (2 группа)


Падеж

Вопросы



И. п.

кто?

что?

крыло

туман

Р. П.

кого?

чего?

крыла

тумана

Д. п.

кому?

чему?

крылу

туману

В. П.

кого?

что?

крыло

туман

Т. п.

кем?

чем?

крылом

туманом

П. п.

о ком?

о чём?

о крыле

о тумане

Карточка «Проверь себя» (3 группа)


Падеж

Вопросы



И. п.

кто?

что?

степь

скорость

Р. П.

кого?

чего?

степи

скорости

Д. п.

кому?

чему?

степи

скорости

В. П.

кого?

что?

степь

скорость

Т. п.

кем?

чем?

степью

скоростью

П. п.

о ком?

о чём?

о степи

о скорости





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гетманская Елена Геннадьевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства