ЦЕЛИ:
формировать умение распознавать, обосновывать написание безударных окончаний имён существительных; совершенствовать знания об именах существительных; способствовать обогащению словарного запаса детей.
ЗАДАЧИ:
- развивать интерес к дальнейшему учебному процессу;
- развивать умение анализировать собственную деятельность; умение адекватно оценивать свой труд;
- формировать исследовательские навыки при определении падежных окончаний имён существительных;
- развивать навыки работы в мини-группах.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
- коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
- личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- интерактивная доска
- компьютер
- презентация
- индивидуальные карточки
- групповые карточки
Ход урока
Деятельность учителя
Этапы урока
Деятельность учащихся
Организационный момент
Урок русского языка. Мы приветствуем гостей на нашем уроке.
Сегодня проведём урок немного необычно – в виде презентации, она поможет нам наиболее глубже повторить и ещё раз закрепить материал пройденной темы.
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
- Как вы её понимаете?
Д: Мы узнаем что-то новое.
- Вы знаете, что наши знания- это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
- Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:
- Как вы это понимаете?
- Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому открываем тетради:
- Запишите число, классная работа.
Актуализация знаний учащихся.
Словарно-орфографическая работа
- Предлагаю вам зашифрованные слова. Попробуйте их разгадать:
НАЛП…, СИНР…КА, БЛ…ЯКО,ПОРТ…,РОД…Н, Т…РЕСИН, ПЛЁЦ…НОК, Р…САД, ШЁЛ…П
(Пенал, росинка, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес, пошёл)
- Подумайте и назовите слово, которое по-вашему мнению «лишнее». Обоснуйте ответ.
- А на какие группы можно разделить оставшиеся слова.
Д: Безударные гласные проверяемые и непроверяемые.
- Работаем со словами, которые на доске.
- Выделите слова 2 склонения
Д: Пенал, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес.
- Соедините первые буквы имён существительных 2 склонения по порядку их написания.
- Какое слово получилось?
- Охарактеризуйте это слово
Д: Сущ., ж.р., 1 скл.
- Запишите это слово
- Можно ли проверить написание гласной в корне слова?
- Какую «крылатую» фразу вы знаете со словом ПЯТНИЦА?
-Когда так говорят?
Д: Когда человек часто меняет своё решение
- Всё ли написано на доске?
Д: Нет, в последнем слове нет окончания
Постановка учебной цели
- Правописание падежных окончаний имён существительных
- В связи с этим, как вы думаете, над какой темой нам предстоит работать на сегодняшнем уроке?
Д: Нам предстоит работа по закреплению написания падежных окончаний имён существительных
- Какие будут предложения по решению данной проблемы.
- Спишите этот фразеологизм в тетрадь с комментированием.
Актуализация опорных знаний
- Какое существует правило правописания безударных падежных окончаний?
-Вспомните алгоритм правописания падежных окончаний имён существительных
Работаем по алгоритму
Исследование
Проверка действия ключа на других словах
- Опираясь на знания алгоритма, проведём орфографическую минутку в виде небольшой викторины. Отвечайте на вопросы коротко – имена существительные с предлогами. Работаем по алгоритму и записываем в тетрадь
Вопрос
Предполагаемый ответ
Где восходит солнце?
На востоке – восток, м.р., 2 скл., на плече, на чём? П.п.
А где заходит?
На западе
Где находятся два полюса земли?
На севере, на юге
На чём весной висят серёжки?
На берёзе
На каких кустах сиреневые кусты?
На сирени
В каком месяце заканчивается 2 четверть?
В декабре
- Что объединяет данную группу?
- Какое слово лишнее?
- Какую орфографическую задачу мы можем решить с помощью этого слова?
Д: Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения
- Как же проверить букву безударного гласного звука в окончании имени существительного?
Музыкальная физическая пауза
Работа по группам
- Закрепим наши умения на практике и поработаем по группам:
1 группа: По полянк…, к черёмух…, у ежих…, на медал…, в пол…, по травинк…, возле речк…, у дорог…, в речк…, в реке.
2 группа: На топол…, от бол…, в деревн…, по комнат…, от радост…, в библиотек…, у речк…, по дорог…, в реке.
3 группа: От подруг…, возле речк…, по просьб…, по тропинк…, о геро…, около яблон…, от бол…, в зелен…, в реке.
- Какую орфографическую задачу вы решали?
- Как вы её решали?
- Что вам помогло? Повторим ключи: 1 скл. – рука
2 скл. – плечо
3 скл. – грудь
- Проверяем, что у вас получилось? Назовите слова, которые имеют окончание – Е
- Назовите слова, которые имеют окончание - И
- А есть здесь лишнее слово?
- Почему вы так считаете?
- Сделайте вывод, можно ли допустить ошибку в окончании таких слов, как В РЕКЕ.
- Начните со слов : Я НЕ ОШИБУСЬ В НАПИСАНИИ ОКОНЧАНИИ, так как…
- Оцените свои знания. Если вы были правы в выборе буквы, поставьте «+». ВЫ МОЛОДЦЫ!
Итог исследования:
Пронумеруй по порядку шаги, которые надо выполнить, чтобы написать правильную букву в безударном окончании имени существительного:
- определяю род
- узнаю безударное окончание
- поставлю имя существительное в начальную форму
- узнаю склонение
- узнаю падеж
- посмотрю на окончание в начальной форме
- Наблюдая за вашей работой, я составила памятку, которая поможет вам не ошибиться в правильном написании безударных падежных окончаний имён существительных:
- Помогите правильно пронумеровать…
Комментированное письмо
- А сейчас пользуясь составленной памяткой поиграем в игру «Допиши окончания»
Сильный ветер вдруг подул,
Все окончания в кучу сдул
Вы тихонько подходите
И порядок наводите.
На белой скатерт… снегов видны следы рыс….
От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белочка.
На берёз… лежат пушистые шапки снега.
- Какое важное умение вы отрабатывали, выполняя это задание?
Индивидуальная работа по карточкам
- Выполняй нужные действия и заполняй графы таблицы
Имя сущ.
Н.ф.
Род
Скл.
Ключ
Окончание
В тетрад…
тетрадь
Ж.р.
3 скл.
В степи
И
У дорог…
В океан…
По улиц…
Из чашк…
Итог урока
- Какое задание у вас вызвало интерес?
- Кто ещё из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имён существительных?
- Каково ваше отношение к уроку?
- Какое важное умение вы закрепили на уроке?
- С каким настроением его закончили?
- Какой совет вы можете дать тем ученикам, которые допускают ошибки?
Рефлексия урока.
Самооценка работы на уроке
- Наш урок подошёл к концу
- Что вы для себя запомнили о правописании безударных окончаний имён существительных?
- Оцените свою работу
Домашнее задание
- Правило, подготовить карточку для индивидуальной работы.
- Вот и звучит долгожданный звонок и закончен наш урок.