Просмотр содержимого документа
«Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе»
Тема: Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе.
Цели: Обобщающие: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи); совершенствовать навыки морфологического разбора; повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных.
Развивающие: способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать инфор-мацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге.
Воспитательные: содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование: видеоролик «Имя существительное», карточки с заданиями, карточки сигнальные, смайлики, презентация «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Сообщение темы и целей урока.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные.
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!
Тема сегодняшнего урока «Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 клас-се».
Сегодняшний урок-игра посвящен имени существительному. Мы закрепим свои знания об этой важнейшей части речи, поговорим о морфологических признаках имени существительного и синта-ксической роли в предложении.
Имя существительное – не только древнейший, но и важнейший житель и работник Морфологии: каждое второе слово в речи – имя существительное. В русском языке на каждые 100 слов приходит-ся 40 имён существительных.
- А почему же эту часть речи назвали именем существительным? Я предлагаю вам посмотреть ви-деоролик. И мы получим ответ на этот вопрос. (Просмотр видеоролика)
- А теперь я предлагаю вам, ребята, посмотреть на этот прекрасный домик. Но он пуст. Поэтому выглядит грустно. Нам предстоит его заселить жильцами. Но для этого мы должны сегодня вспом-нить все, что уже знаем об имени существительном с 5-го класса.
2. Вопросы на повторение.
- Итак, что такое имя существительное? (Мы построили фундамент домика)
- На какие две группы делятся признаки существительного? (Постоянные и непостоянные призна-ки).
- Какие признаки постоянные у имени существительного и сколько их? ( У имени существительно-го 4 постоянных признака: одушевленность – неодушевленность, собственное – нарицательное, род, склонение).
- Какие признаки непостоянные у имени существительного и сколько их? (У имени существитель-ного 2 непостоянных признака: число и падеж)
III. Работа над темой урока.
Начинаем заселять наш домик.
Первый этаж нашего домика«Одушевлённые и неодушевлённые имена существитель-ные» (К окошку домика крепится табличка «Одушевленные имена», «Неодушевленные имена»).
Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные.
- Почему одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО? (Потому что обозна-чают живых существ)
- Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.
Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир, с точки зрения грамматики, оказался неодушевленным.
- А теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и не-одушевленные, выполните задание.
Задание: (работа с сигнальными карточками). Я называю имена существительные, вы подни-маете карточку с буквой О, если имя существительное одушевлённое и с буквой Н, если неодушев-лённое.
Мужчина (О), дерево (Н), здоровье (Н), кошка(О), начало (Н), шапка(Н), друг(Н), день (Н), девочка (О), собака(О), ключ(Н), малыш(О).
(Проверка задания, выявление ошибок). Вспомнить правила определения одушевленности суще-ствительного (во множ. числе Р.п. = В.п.)
Поднимаемся на второй этаж нашего домика.
Второй этаж нашего домика«Собственные и нарицательные имена существительные» .
- Какие имена существительные мы называем нарицательными? (это слова, которые являются названием большой группы однородных предметов (одушевленных или неодушевленных). Они пи-шутся с маленькой буквы).
- Какие имена существительные мы называем собственными? (это слова, которые представляют названия единичных предметов. Имена собственные пишутся с прописной буквы)
Третий этаж нашего домика«Род имен существительных» .
- Ребята, на третьем этаже у нас три квартиры. А почему? (Потому что у существительного три рода)
- Верно. Вы знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, слева – господа, а спра-ва – существа. Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском язы-ке, например, и во многих других языках нет никакого деления на роды. Но в этом одна из особен-ностей русского языка: мы очеловечиваем многие слова.
- Назовите род имён существительных. (Мужской род, женский род, средний род)
Задание: (работа в парах по рядам: 1 ряд выписывает существительные мужского рода, 2 ряд – женского, 3 ряд - среднего)соотнесите имена существительные по родам в колонки, слова даны на карточках.
Ребята, мы поднялись с вами на 4 этаж. Скажите, мы вспомнили все постоянные признаки име-ни существительного или будем подниматься дальше?
Правильно. Постоянные признаки имени существительного мы вспомнили все. Какие у нас еще остались признаки существительного? Сколько их? Сколько у нас осталось этажей?
Значит, идем дальше.
Четвертый этаж нашего домика«Число имени существительного» .
Мы знаем, что имена существительные изменяются по числам.
- Сколько чисел у существительного? (Два – единственное и множественное. Есть существитель-ные только единственного числа и только множественного числа.)
Задание: устно определите число имён существительных (работа по цепочке)
Детство, очки, цемент, город, грабли, железо, бензин, сапоги, школа, темнота, хлопоты.
- Сколько в русском языке падежей? Перечислите вопросы падежей по порядку.
Задание: определить падеж имён существительных (один ученик у доски, а у 2 – карточки, для сильных учащихся)
Стоять под окном (Т.п.), висеть на ветке (П.п.), сидеть у костра (Р.п), около площади (Р.п), спуститься к реке (Д.п), обсуждали фильм (В.п), учиться в школе (П.п), гордиться отцом (Т.п.).
Мы преодолели 5 этажей. А у нас еще остался чердак. Ребята, а кого мы можем поселить на чер-даке? (Синтаксические функции имени существительного)
- Сейчас мы вспомним, чем может быть в предложении имя существительное.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, остальные работают в тетрадях)
У старойёлкипоявилсябелыйгрибочек.
- Итак, чем в предложении может быть существительное?
IV. Итог урока.
Диктант«ДА – НЕТ» (на листочках)
– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой диктант «ДА – НЕТ». Я буду го-ворить утверждения, если вы с ним согласны – ставите ДА, если же это утверждение не соответ-ствует истине, ставите НЕТ.
Имя существительное обозначает предмет. – ДА
Имя существительное отвечает на вопросы какой ? какая? какое? какие? – НЕТ
Имя существительное изменяется по родам. - НЕТ
Бывают собственными и нарицательными. – ДА
Бывают одушевленными и неодушевленными – ДА
Изменяются по падежам. – ДА
Не изменяется по числам. – НЕТ
Бывают существительные только единственного числа или только множественного. – ДА
В предложении только является подлежащим. – НЕТ
Раздел, в котором изучаются части речи, называется морфология. - ДА
V. Домашнее задание. Дома я предлагаю вам составить паспорт (морфологический разбор) имени существительного на листе А4. Оформление - на ваш вкус. Я вам раздам морфологические паспор-та, и вы самостоятельно их заполните и подтвердите свои знания в определении морфологических признаков имён существительных. Существительное выбираете из предложения.
Морфологический разбор существительного (паспорт)
Я, __________, - имя существительное, так как обозначаю ________ и отвечаю на вопрос_________ .
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________(одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Весной перелетные птицы возвращаются на Родину Сегодня я играю роль _____________________ .
VI. Рефлексия. Выставление оценок.
Итак, наш домик мы заселили, все, что знаем о существительном, вспомнили. Ребята, у вас на парте лежит два смайлика. Выберите тот, который даст оценку нашему сегодняшнему уроку.