kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок в теме "Имя существительное". На этом уроке дети должны вспомнитьвсе, что уже знают о существительном.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе»

Тема: Повторение знаний об имени существительном,  полученных в 5 классе.

Цели: Обобщающие: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи); совершенствовать навыки морфологического разбора; повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных.

Развивающие: способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать инфор-мацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге.

Воспитательные: содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Вид урока: урок актуализации знаний и умений.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование: видеоролик «Имя существительное», карточки с заданиями, карточки сигнальные, смайлики, презентация «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».


Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Сообщение темы и целей урока.

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты –

Называются ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные.

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

Тема сегодняшнего урока «Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 клас-се».

Сегодняшний урок-игра посвящен имени существительному. Мы  закрепим свои знания об этой важнейшей части речи, поговорим о морфологических признаках имени существительного и синта-ксической роли в предложении.

   Имя существительное – не только древнейший, но и важнейший житель и работник Морфологии: каждое второе слово в речи – имя существительное. В русском языке на каждые 100 слов приходит-ся 40 имён существительных.

- А почему же эту часть речи назвали именем существительным? Я предлагаю вам посмотреть ви-деоролик. И мы получим ответ на этот вопрос. (Просмотр видеоролика)

- А теперь я предлагаю вам, ребята, посмотреть на этот прекрасный домик. Но он пуст. Поэтому выглядит грустно. Нам предстоит его заселить жильцами. Но для этого мы должны сегодня вспом-нить все, что уже знаем об имени существительном с 5-го класса.

2. Вопросы на повторение.

- Итак, что такое имя существительное? (Мы построили фундамент домика)

- На какие две группы делятся признаки существительного? (Постоянные и непостоянные призна-ки).

- Какие признаки постоянные у имени существительного и сколько их? ( У имени существительно-го 4 постоянных признака: одушевленность – неодушевленность, собственное – нарицательное, род, склонение).

- Какие признаки непостоянные у имени существительного и сколько их? (У имени существитель-ного 2 непостоянных признака: число и падеж)

III. Работа над темой урока.

Начинаем заселять наш домик.

Первый этаж нашего домика «Одушевлённые  и неодушевлённые имена существитель-ные» (К окошку домика крепится табличка «Одушевленные имена», «Неодушевленные имена»).

Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные.

-  Почему одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО? (Потому что обозна-чают живых существ)

- Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО?  Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир, с точки зрения грамматики, оказался неодушевленным.

-  А теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и не-одушевленные, выполните задание.

Задание: (работа с сигнальными карточками). Я называю имена существительные, вы подни-маете карточку с буквой О, если имя существительное одушевлённое и с буквой Н, если неодушев-лённое.

Мужчина (О), дерево (Н), здоровье (Н), кошка(О), начало (Н), шапка(Н), друг(Н), день (Н), девочка (О), собака(О), ключ(Н), малыш(О).

(Проверка задания, выявление ошибок). Вспомнить правила определения одушевленности суще-ствительного (во множ. числе Р.п. = В.п.)

Поднимаемся на второй этаж нашего домика.

Второй этаж нашего домика «Собственные и нарицательные имена существительные» .

- Какие имена существительные мы называем нарицательными? (это слова, которые являются названием большой группы однородных предметов (одушевленных или неодушевленных). Они пи-шутся с маленькой буквы).

- Какие имена существительные мы называем собственными? (это слова, которые представляют названия единичных предметов.  Имена собственные пишутся с прописной буквы)

Задание: запишите существительные в две колонки.

Макеевка, тарелка, Елена, дорога, Волга, Донецк, картина, Венера, карандаш, Петр, дневник, Мурка

Как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарица-тельные существительные могут стать собственными и наоборот.

 Предлагаю вам игру «Я работаю волшебником»

- Превратите имена нарицательные в имена собственные.

Птица орёл –  (город Орёл)               Цветок роза – (девочка Роза)
Плодородная земля – (планета Земля)               Воздушный шарик – (собака Шарик)

Итак, мы заселили второй этаж нашего домика. Поднимаемся на третий этаж.

Физкультминутка

Если слово будет отвечать на вопрос кто? - Поднимите руки вверх.

Если на вопрос что? - Руки вперёд.

Если встретятся другие слова - присесть.

Белка,  белый,  строить, строитель, свет,  светлый, мороз, морозный, учитель, учить,  испытать, испытатель, книга,  книжный,  сторожка,  сторож.

Третий этаж нашего домика «Род имен существительных» .

- Ребята, на третьем этаже у нас три квартиры. А почему? (Потому что у существительного три рода)

- Верно. Вы знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, слева – господа, а спра-ва – существа. Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском язы-ке, например, и во многих других языках нет никакого деления на роды. Но в этом одна из особен-ностей русского языка: мы очеловечиваем многие слова.

- Назовите род имён существительных. (Мужской род, женский род, средний род)

Задание: (работа в парах по рядам: 1 ряд выписывает существительные мужского рода, 2 ряд – женского, 3 ряд - среднего) соотнесите имена существительные по родам в колонки, слова даны на карточках.

         Брат, берёза, печенье, телефон, трава, сестра, солнце, дедушка, доброта, поле, поход, яблоня, облако, крыло, берег.

(пока в группах выполняют задания – один ученик – у доски)

Любоваться чиж…м, суп с перц…м, говорить со сторож…м, салат с огурц…м, за лиловой туч…й, с тяжёлой  нош…й, с опытным врач…м, пять пальц…в.

- На какую изученную орфограмму были даны слова? (правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных)

- Когда пишется О, а когда Е? (под ударением О, без ударения Е)

- Проверяем задание класса, 1 ряд называет имена существительные мужского рода, 2 ряд – жен-ского рода, 3 ряд – среднего рода.

Перемещаемся на четвертый этаж нашего домика.

Четвертый этаж нашего домика «Склонение имён существительных»

В королевстве склонений обитают жители трёх склонений.

- Давайте вспомним,  какие это склонения,  и какие имена существительные относятся к каждому из них?

Задание: письменно определить склонение имён существительных (с каждого ряда по 1 человеку выходят к доске, затем все вместе проверяем)  

Рожь, тополь, досада, облако, смелость, шалаш, аллея, окно, вещь, судья, дедушка, ночь.

(1 скл. – досада, аллея, судья, дедушка.

2 скл. – тополь, облако, шалаш, окно.

3 скл. – рожь, смелость, вещь, ночь).

Ребята, мы поднялись с вами на 4 этаж. Скажите, мы вспомнили все постоянные признаки име-ни существительного или будем подниматься дальше?

Правильно. Постоянные признаки имени существительного мы вспомнили все. Какие у нас еще остались признаки существительного? Сколько их? Сколько у нас осталось этажей?

Значит, идем дальше.

Четвертый этаж нашего домика «Число имени существительного» .

Мы знаем, что имена существительные изменяются по числам.

- Сколько чисел у существительного? (Два – единственное и множественное. Есть существитель-ные только единственного числа и только множественного числа.)

Задание: устно определите число имён существительных (работа по цепочке)

Детство, очки, цемент, город, грабли, железо, бензин, сапоги, школа, темнота, хлопоты.

- Сколько в русском языке падежей? Перечислите вопросы падежей по порядку.

Задание:  определить падеж имён существительных (один ученик у доски, а  у 2 – карточки, для сильных учащихся)

Стоять под окном (Т.п.), висеть на ветке (П.п.), сидеть у костра (Р.п), около площади (Р.п), спуститься к реке (Д.п), обсуждали фильм (В.п), учиться в школе (П.п), гордиться отцом (Т.п.).

Мы преодолели 5 этажей. А у нас еще остался чердак. Ребята, а кого мы можем поселить на чер-даке? (Синтаксические функции имени существительного)

- Сейчас мы вспомним, чем может быть в предложении имя существительное.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, остальные работают в тетрадях)

У старой ёлки появился белый грибочек.

- Итак, чем в предложении может быть существительное?

IV. Итог урока.

Диктант «ДА – НЕТ» (на листочках)

– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой диктант «ДА – НЕТ». Я буду го-ворить утверждения, если вы с ним согласны – ставите ДА, если же это утверждение не соответ-ствует истине, ставите НЕТ.

  1. Имя существительное обозначает предмет. – ДА

  2. Имя существительное отвечает на вопросы какой ? какая? какое? какие? – НЕТ

  3. Имя существительное изменяется по родам. - НЕТ

  4. Бывают собственными и нарицательными. – ДА

  5. Бывают одушевленными и неодушевленными – ДА

  6. Изменяются по падежам. – ДА

  7. Не изменяется по числам. – НЕТ

  8. Бывают существительные только единственного числа или только множественного. – ДА

  9. В предложении только является подлежащим. – НЕТ

  10. Раздел, в котором изучаются части речи, называется морфология. - ДА

V. Домашнее задание. Дома я предлагаю вам составить паспорт (морфологический разбор) имени существительного на листе А4. Оформление - на ваш вкус. Я вам раздам морфологические паспор-та, и вы самостоятельно их заполните и подтвердите свои знания в определении морфологических признаков имён существительных. Существительное выбираете из предложения.


Морфологический разбор существительного (паспорт)

Я, __________, - имя существительное, так как обозначаю ________ и отвечаю на вопрос_________ .

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________(одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Весной перелетные птицы возвращаются на Родину
Сегодня я играю роль _____________________ .

VI. Рефлексия. Выставление оценок.

Итак, наш домик мы заселили, все, что знаем о существительном, вспомнили. Ребята, у вас на парте лежит два смайлика. Выберите тот, который даст оценку нашему сегодняшнему уроку.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе

Автор: Лакей Ольга Васильевна

Дата: 02.12.2020

Номер свидетельства: 565268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок по русскому языку на тему: «Правописание имен существительных. Повторение.» "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "147222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419346633"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Словообразование имени существительного в среднем звене общеобразовательной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "slovoobrazovanie_imeni_sushchestvitelnogo_v_srednem_zvene_obshcheobrazovatelnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "553733"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592654023"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "" Как происходит изменение  имен существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(69) "kak-proiskhodit-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "191729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427361898"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства