" Как происходит изменение имен существительных по падежам"
" Как происходит изменение имен существительных по падежам"
Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний, урок – исследование
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока
Изменение имён существительных по падежам( склонение)
Цель урока
Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.
Задачи
Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.
Формировать работу в парах постоянного состава
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия: склонение, падеж.
Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс.
Компьютер, индивидуальные карточки, презентация
Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа
Ход урока
I.Самоопределение к деятельности.
-Поприветствуем друг друга: «Добрый день! Давайте улыбнёмся, друг другу, я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю,что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Слайд 1
.Актуализация знаний
- Как вы настроены, поработать сегодня. Хорошо!!
1. Чистописание.
А) поработай с транскрипцией слова: [с к л а н’ э′ н’ и й’ э ]
Б) напиши значок – букву для этих звуков – склонение
В) соедини буквы, какое слово получилось – склонение
-Что такое склонение имён существительных?
(Ответы детей: Изменение имен существительных по падежам, падеж помогает связывать слова в словосочетании и предложении.
. Подведение к проблеме:
( на слайде стих) слайд 2
_ Как-то шла по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх!. Торчит из полыньи
Только пятачок свиньи.
Мы скорее к полынье,
Мы хотим помочь свинье.
Сами – чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
- Прочитайте стих.Что меняется у слов ? Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? ( Нет нельзя )
- Только в нужном падеже имена существительные могут войти в состав предложения.
IV.Формулирование проблемы:
- Как происходит изменение имён существительных по падежам? Слайд 4
- Какую проблему решим на уроке?
V.Составление плана исследования:
1. Выдвижение гипотезы решения проблемы.( как происходит…….почему….)
2.Выбор методов исследования: как и где можно проверить высказывания( словари, учитель, Интернет, учебник)
3. План последовательности проведения исследования.
- Составим план работы, чтобы доказать свои высказывания
План:
Что означает слово « падеж»
Таблица падежей
.Составление алгоритма
. Информация о полученных результатах.Вывод.
VI. Проведение исследования:
1. Сбор : обработка информации «Открытие» учащимися новых знаний.
- Сообщение 1 группы детей: « Падеж» - от латинского casus ( падение). Греческие учёные заметили,что слова, употребленные в речи, « падают» той или иной формой. Название русских падежей, кроме Т. И П. происходит от латинских и представляют их дословный перевод.
- Сказка о падежах.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
- -2 группа: В русском языке 6 падежей, в финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в молдавском языке 4 падежа, в литовском 6 падежей, в китайском 0 падежей, а в табасаранском до 52 падежей (- одном из языков Дагестана).
Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.
А наша задача – выучить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво
2. Фронтальная работа с таблицей( слайд 5)
Падежи имён существительных
Вспомогательное слово
Падежный вопрос
кто? Что?
Сосна,дуб, дочь
кого? Чего?
Сосны, дуба, дочери
кому? Чему?
Сосне, дубу, дочери
кого? Что?
Сосну, дуб, дочь
кем? Чем?
Сосной, дубом, дочерью
о ком? о чём?
О сосне, о дубе, о дочери
- О каких вспомогательных словах говорится в таблице?
II.Формирование самообразовательных умений.
- Выполнение упражнения с опорой на таблицу( в парах)
Работа с книгой.упр 2 стр 9-10 ( учебник С.В.Иванова)
. Релаксация для глаз( слайд 6-7)
- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. ( Дети выполняют движения глазами.)
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1.- Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного»( слайд 8)
1.Найди слово в предложении, к которому относится имя существительное
3. По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.
2. Задай падежный вопрос от этого слова к имени существительному
2. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
1) Всяк живи своим умом.2) С умом задумано, да без ума сделано. 3) Сила уму уступает.4) Что на уме, то на языке. 5) Ум да разум надоумят сразу. 6) Старость придёт – веселье на ум пойдёт.
После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу.
3. Анализ и обобщение полученных результатов.
4. Отчёт исследования:
- чтобы определить падеж имени существительного надо…………….( знать падежные вопросы и вспомогательные слова и ……)
. Рефлексия. Продолжите фразу…( слайд 10)
Я знаю….
Я умею….
Я научился….
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой урок.
( Урок – творчества, радость, труд, открытие нового, хорошее настроение и т.д.)
- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? Докажите это.
- В завершение урока попробуйте составить слово из разных частей слов( работа в парах)
Отгадайте шараду.Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку. Суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
(Учитель оценивает работу детей.)
. Домашнее задание: начать составлять себе памятку « Падежи имён существительных»
Задание в тетради « Учусь писать без ошибок» по усмотрению учителя.
XI.Итог урока.
_ Спасибо за урок. ( слайд 10)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Как происходит изменение имен существительных по падежам" »
МБОУ г Астрахани « Средняя общеобразовательная школа № 4»
Урок русского языка в 3 классе:
« Как происходит изменение имён существительных по падежам»
( УМК «Начальная школа XXI века»)
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
высшей категории
Камалетдинова
Алла Ивановна
УУД:
1.принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
2.осуществлять поиск средств ее осуществления;
3.решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;
4.контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
5.определять наиболее эффективные способы достижения результата;
6.понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
7.использовать ИКТ для решения познавательных задач
Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний, урок – исследование
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока
Изменение имён существительных по падежам( склонение)
Цель урока
Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.
Задачи
Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.
Формировать работу в парах постоянного состава
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия: склонение, падеж.
Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс.
Компьютер, индивидуальные карточки, презентация
Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа.
Ход урока
I .Самоопределение к деятельности.
-Поприветствуем друг друга: «Добрый день! Давайте улыбнёмся, друг другу , я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю ,что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Слайд 1
II.Актуализация знаний
- Как вы настроены, поработать сегодня. Хорошо!!!!!
1. Чистописание.
А) поработай с транскрипцией слова: [с к л а н’ э′ н’ и й’ э ]
Б) напиши значок – букву для этих звуков – склонение
В) соедини буквы, какое слово получилось – склонение
-Что такое склонение имён существительных?
(Ответы детей: Изменение имен существительных по падежам , падеж помогает связывать слова в словосочетании и предложении.
III. Подведение к проблеме:
( на слайде стих) слайд 2
_ Как-то шла по льду свинья. Ей попалась полынья.
Плюх!... Торчит из полыньи Только пятачок свиньи.
Мы скорее к полынье, Мы хотим помочь свинье.
Сами – чуть не в полынью, Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньёй: Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье, Чтоб не плавать в полынье!
- Прочитайте стих .Что меняется у слов ? Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? ( Нет нельзя )
- Только в нужном падеже имена существительные могут войти в состав предложения.
IV.Формулирование проблемы:
- Как происходит изменение имён существительных по падежам? Слайд 4
- Какую проблему решим на уроке?
V.Составление плана исследования:
1. Выдвижение гипотезы решения проблемы.( как происходит…….почему…..)
2.Выбор методов исследования: как и где можно проверить высказывания( словари, учитель, Интернет, учебник)
3. План последовательности проведения исследования.
- Составим план работы, чтобы доказать свои высказывания
План:
Что означает слово « падеж»
Таблица падежей
.Составление алгоритма
.. Информация о полученных результатах .Вывод.
VI. Проведение исследования:
1.. Сбор : обработка информации «Открытие» учащимися новых знаний.
- Сообщение 1 группы детей: « Падеж» - от латинского casus( падение). Греческие учёные заметили ,что слова , употребленные в речи, « падают» той или иной формой. Название русских падежей , кроме Т. И П. происходит от латинских и представляют их дословный перевод.
- Сказка о падежах.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
- -2 группа: В русском языке 6 падежей, в финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в молдавском языке 4 падежа, в литовском 6 падежей, в китайском 0 падежей, а в табасаранском до 52 падежей (- одном из языков Дагестана).
Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.
А наша задача – выучить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво
2. Фронтальная работа с таблицей( слайд 5)
Падежи имён существительных
Падеж
Вспомогательное слово
Падежный вопрос
Примеры
Именительный
есть
кто? Что?
Сосна ,дуб, дочь
Родительный
нет
кого? Чего?
Сосны, дуба, дочери
Дательный
рад
кому? Чему?
Сосне, дубу, дочери
Винительный
вижу
кого? Что?
Сосну, дуб, дочь
Творительный
любуюсь
кем? Чем?
Сосной, дубом, дочерью
Предложный
говорю
о ком? о чём?
О сосне, о дубе, о дочери
- О каких вспомогательных словах говорится в таблице?
VII.Формирование самообразовательных умений.
- Выполнение упражнения с опорой на таблицу( в парах)
Работа с книгой .упр 2 стр 9-10 ( учебник С.В.Иванова)
VI. Релаксация для глаз( слайд 6-7)
- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. ( Дети выполняют движения глазами.)
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1.- Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного»( слайд 8)
1.Найди слово в предложении, к которому относится имя существительное
2. Задай падежный вопрос от этого слова к имени существительному
3. По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.
2.. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
1) Всяк живи своим умом.2) С умом задумано, да без ума сделано. 3) Сила уму уступает.4) Что на уме, то на языке. 5) Ум да разум надоумят сразу. 6) Старость придёт – веселье на ум пойдёт.
После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу.
3. Анализ и обобщение полученных результатов.
4. Отчёт исследования:
- чтобы определить падеж имени существительного надо…………….( знать падежные вопросы и вспомогательные слова и ……)
IX. Рефлексия. Продолжите фразу…( слайд 10)
Я знаю…..
Я умею….
Я научился….
Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой урок.
( Урок – творчества, радость, труд, открытие нового, хорошее настроение и т.д.)
- Достигли ли мы целей , которые ставили в начале урока? Докажите это.
- В завершение урока попробуйте составить слово из разных частей слов( работа в парах)
Отгадайте шараду.Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку. Суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
(Учитель оценивает работу детей.)
X. Домашнее задание: начать составлять себе памятку « Падежи имён существительных»
Задание в тетради « Учусь писать без ошибок» по усмотрению учителя.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(236) "Урок русского языка в 3 классе по теме «Как еще изменяются слова. Изменение по падежам», по учебнику: Русский язык Соловейчик М.С. "
["seo_title"] => string(148) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-kak-ieshchie-izmieniaiutsia-slova-izmienieniie-po-padiezham-po-uchiebniku-russkii-iazyk-solovieichik-m-s"
["file_id"] => string(6) "126558"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415195720"
}
}