Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного по теме "глагол" 6 класс»
Филиал МОУ СОШ п. Пашково в с.Морсово
Зверева Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
УЭ-0 Цели и задачи урока:
В процесс работы над учебными элементами вы должны: ЗНАТЬ: - отличительные признаки глагола как части речи, его морфологические и синтаксические признаки; - наклонение глаголов, их грамматические значения, употребление; - безличные глаголы, их значения. УМЕТЬ: -определять вид глагола; -образовывать и употреблять формы трёх наклонений; - правильно писать окончания и суффиксы глаголов; -находить безличные глаголы, определять их значение. Увидеть значимость изучения данной части речи для повышения грамотности и культуры речи; Систематизировать полученные знания, усовершенствовать навыки, развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
УЭ-1 Повторить признаки глагола как самостоятельной части речи.
Составьте алгоритм, по которому можно отличить глагол от других частей речи.
Алгоритм.
1.Каково лексическое значение слова и на какой вопрос оно отвечает?
2.Каковы морфологические признаки этого слова?
3.Синтаксическая роль.
Работа с текстом. Используйте алгоритм при выявлении глагола в тексте.
Белки.
В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка развесила белка сушить грибы. В лесных кладовых прячет отборные орехи.
Поздней осенью переменит белка своё красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине ёлки устроила белка гнездо. Там она воспитывает бельчат, а зимой спасается от морозов. Самый весёлый зверёк в наших лесах – это белка.
Задание:
1. Из первого предложения выпишите глагол и произведите его морфологический разбор.
2.Выпишите остальные глаголы и объясните их правописание.
3.Назовите виды орфограмм, не встреченных в данном тексте
Ключ №1
Хлопочут (белки)-глагол, т.к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делают?
Инфинитив – хлопотать,
Это слово имеет следующие морфологические признаки: несов.в, неперех.,невозв. I спр., изъяв. накл., наст. вр., мн.ч.
В предложении является сказуемым, следовательно, это слово относится к самостоятельной части речи - глаголу
Определите синтаксическую роль глагола в предложениях:
Мы пришли посмотреть на котят.
2. Читать новые книги – великое удовольствие.
3. Раздалась команда поднять паруса.
Мы пришли посмотреть на котят.
Читать новые книги – великое удовольствие.
Раздалась команда поднять паруса.
УЭ-2. Уметь определять вид глаголов
Подсказка
Несовершенный вид:
что делать? Что делал? Что делаю?
Вид глагола
Совершенный вид:
Что сделать? Что сделал? Что сделаю?
Дом царевна об…шла Зат…пила жарко печку
Всё п…рядком убрала На полати вз…бралась
Засв…тила Богу свечку И тихонько ул…глась
сов. сов.
Дом царевна об о шла, Зат о пила жарко печку,
сов . сов.
Всё п о рядком убрала, На полати вз о бралась
сов. сов.
Засв е тила Богу свечку, И тихонько ул е глась.
Цель: Знать наклонения глагола и их грамматические значения, употребление.
Опираясь на таблицу, расскажите о наклонениях глагола.
Изъявительное наклонение
Условное наклонение
Обозначает действия, которые происходят, происходили или будут происходить
1. Изменяется по временам,
лицам и числам.
Обозначает действия, желаемые или возможные при определённых условиях
1. Изменяются по родам и числам.
2.Согласуется с подлежащим в в роде и числе.
3. Не имеет времени.
4.Образование –Л-
бы - б
Повелительное наклонение
Обозначает действия, которые просят или заставляют
совершить
1. Изменяются по числам.
2. –И- или -те
Задания:
1. Глагол РИСОВАТЬ используйте в предложениях, употребив его в разных наклонениях.
2. Глаголы из данных словосочетаний внесите в таблицу наклонений глагола:
Поставьте стул, отправился бы в путешествие, прощу ошибку, посмотрите по сторонам, признался в ошибке, протрите окно, гуляете по тропинке.
Произведите морфемный разбор глаголов:
Говорите тихо - когда вы говорите,
Выберите слова - когда выберете книгу,
Пишите красиво - когда вы пишете.
Говорите тихо - когда вы говорите
Выберите слова - когда выберете книгу
Пишите красиво - когда вы пишете.
Не просмотр ишь , докаж ешь , смажьте, собира ешь ся, гон ишь , прост ишь ся, рассмотр е л, легко дыш ит ся, не навидеть, не хватает, не был, не достаёт времени, не достаёт до потолка.
Наведите справку –
Сделайте приготовления –
Не заводите споров –
Дайте заглавие пьесе -
Справьтесь
Приготовьте
Не спорьте
О заглавьте
Цель : знать особенности безличных глаголов, уметь употреблять их в речи. Особенности предложений с безличными глаголами.
С каждым годом рассветает всё раньше. От земли ещё веет свежестью. Ночами подмораживает. Лужицы затягивает тонким ледком. Весенней порой легко дышится. Хочется больше бывать на природе.
С каждым годом рассветает всё раньше. От земли ещё веет свежестью. Ночами подмораживает . Лужицы затягивает тонким ледком. Весенней порой легко дышится.Хочется больше бывать на природе.
Глаголы, называющие действие, которое протекает само по себе, без действующего лица, называются безличными .
Обычно они обозначают состояние природы или живого человека.
Морозит. Темнеет. Вьюжит. Знобит. Лихорадит.
Не спится.
1.Ветер гнал листву.
2.Дождь смыл грязь.
3.Мокрый снег залепил окна.
4.Молния слепит глаза.
5.Ветер намёл сугробы.
6.Гром оглушил всех.
Цель: знать глагольные суффиксы, уметь делать словообразовательный и морфемный разбор глагола .
Суффикс
Глаголы
-ова-
совет ова ть (советую)
- ева-
- ыва-
-ива-
-ирова-
а ть Корни:
е ть блист-, дрог-,
ну ть - зир-, -един-, блест-
пре а ть
Раз я ть
Блистать
Блестеть
Дрогнуть
Презирать
Разъединять
Подведение итогов урока. Самооценка.
1.Прочитайте цели урока. УЭ – 0
2.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами?
3.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?